Оцените материал

Просмотров: 3257

Фестиваль «Мариинский»: остановка по требованию

Анна Гордеева · 12/03/2008
В Мариинском театре готовится дворцовый переворот в пользу «русской партии»

©  ИТАР-ТАСС

Фестиваль «Мариинский»: остановка по требованию
В Мариинском театре готовится дворцовый переворот в пользу «русской партии»
13 марта начнется VIII Международный фестиваль балета «Мариинский» — традиционный петербургский сбор мировых звезд и место встречи балетоманов всех стран. За программы феста отвечают два человека: директор Мариинского балета Махарбек Вазиев и его заместитель по репертуару Павел Гершензон. Дело Гершензона — придумывать концепцию феста; дело Вазиева — договариваться с международными звездами об их приезде (понятно, что работа это общая и порой роли меняются). Но в последнее время трон под Вазиевым шатается — кажется, что громовержец Гергиев готовит театру новые потрясения. К власти в Мариинском балете рвется «русская партия» — партия шестидесятилетних репетиторов, не стесняющихся произносить громкие монологи о заговоре «мировой закулисы» против русского балета. А заговор этот состоит в том, что в театр приглашают ставить западных балетмейстеров, а не возрождают советское наследие. Ходят упорные слухи, что этот сезон для Вазиева — последний; если так и будет, то очевидно, что с ним уйдет и Гершензон. Фестиваль при этом пострадает в первую очередь. Раньше здесь было устроено так: на финальном гала в качестве гостя появляется кто-то из балетмейстеров мирового класса, с ним ведут переговоры — и уже на следующий год театр получает громкую премьеру. Если балетная власть переменится, такого торжества «мировой закулисы» мы дождемся не скоро.

Видимо, почувствовав это (или сотню раз услышав ласковые разговоры за спиной), Вазиев и Гершензон нынешний фест спланировали как насмешку над притязаниями «русской партии». Да, начнется он премьерой «Стеклянного сердца» (балет на музыку Александра фон Цемлинского с либретто Гуго фон Гофмансталя ставит Кирилл Симонов, известный по сотрудничеству с Михаилом Шемякиным на постановке «Щелкунчика»). Да, под занавес покажут реконструкцию фокинского «Карнавала», сделанную известным балетмейстером-реставратором Сергеем Вихаревым. Но главное в фестивальной программе — шесть «Лебединых озер». Подряд.

Никакого вам Форсайта. Никакого Килиана. Вот оно — «наше все» во всей красе и славе. Версия Константина Сергеева, редакция 1950 года. Эта версия ближе к оригиналу Петипа и Льва Иванова, но она гораздо более мумифицированная, чем версия Григоровича в Большом. Правитель главного театра страны в 1969 году разбирался с собственными демонами и сочинил спектакль о том, что каждый по натуре — предатель; как всякий человек, старающийся доказать неблаговидное утверждение, Григорович был агрессивно убедителен. Его «Лебединое» — ломаное и страшноватое, но живое; «Лебединое» Сергеева — каменная скульптура с ВДНХ.

Теперь этот памятник проверят на прочность несколько балерин. Образцовый мариинский лебедь Ульяна Лопаткина. Буйный мариинский лебедь Диана Вишнёва. Исправная работница петербургской сцены Виктория Терешкина. Московская звезда Мария Александрова. Танцующая в Ковент-Гардене испанка Тамара Рохо. Джиллиан Мерфи, одна из самых нежных прим любящего атакующий стиль American Ballet Theatre. Очень неплохой набор. Но — шесть «Лебединых озер» подряд? Это — экзамен для публики: обойдется ли она без ежегодных новинок, придумываемых Вазиевым и Гершензоном. Ах, обойдется? Ну, значит, можно уходить с чистой душой. Мир велик — и работа всегда будет.

 

 

 

 

 

Все новости ›