Оцените материал

Просмотров: 2001

Приз Benois de la danse скоро вручат

Анна Гордеева · 30/04/2008
Странный такой приз. Придуман шестнадцать лет назад Юрием Григоровичем. Тогда под ним как раз зашатался трон, пошли разговоры – как это, главный балетмейстер театра, а годами новых спектаклей не ставит
Приз Benois de la danse скоро вручат
Странный такой приз. Придуман шестнадцать лет назад Юрием Григоровичем. Тогда под ним как раз зашатался трон, пошли разговоры – как это, главный балетмейстер театра, а годами новых спектаклей не ставит
Вот и придуман был Benois de la danse как высшая награда в балетном мире. Григорович становился бессменным председателем жюри, высшим арбитром мирового балета и вроде как избавлялся от обязанности что-либо сочинять самому. (Ведь тот, кто судит соревнования, даже и права не имеет принимать в них участие, не так ли?) После увольнения Григоровича из Большого «Бенуа» некоторое время был бездомным, однажды зал для его вручения был снят в Варшаве, потом в Берлине, потом в Штутгарте. Но после все вернулось в Большой. Директора договорились, и с 2002 года скульптурную группку, придуманную Игорем Устиновым (одним из художников клана Бенуа), снова вручают в Москве. 6 мая вручат в очередной раз. 7 мая будет концерт лауреатов прошлых лет.

Механизм «Бенуа» своеобразен. Каждый год председатель приглашает несколько почтенных балетных знаменитостей в жюри. Каждый из членов жюри выдвигает своих номинантов — балерину, танцовщика, хореографа, чьи работы он считает лучшими за минувший год (именно год, а не сезон — таков календарь «Бенуа»). Затем все арбитры съезжаются в Москву, в ночь перед церемонией награждения смотрят видеопленки с записями выступлений кандидатов на награду и решают, кого-таки наградят. А вечером раздают призы — и публика смотрит концерт. При этом некоторые номинируемые не приезжают вовсе (что не лишает их права на приз), другие танцуют вовсе не то, за что их номинировали. То есть проверить решение жюри нельзя никак — остается только доверять этим людям с мировыми именами. Ну или не доверять.

В прошлом «не доверять» получалось гораздо чаще. «Бенуа» трясло и шатало, некоторые грандсиньоры слишком явно протаскивали своих подопечных (артистов из руководимых ими театров), и однажды публика просто освистала решение жюри. Но ровно после того, пятилетней давности, скандала «Бенуа» как-то резко выправился. Механизм «междусобойчика» остался прежним, но решения стали приниматься с учетом реальной ситуации в балетном мире. И нынче «Бенуа» почти добился того, что самоприсвоенное призом наименование «балетного Оскара» произносится уже без всякой иронии.

В этом году на «Бенуа» номинированы пять балерин — Элеонора Абаньято (Парижская опера), Сильвия Аццони (Гамбургский балет), Джиллиан Мерфи (American Ballet Theatre), Тамара Рохо (Английский Королевский балет) и Сесилия Фигаредо (Балет Аргентины). Пять танцовщиков — Карлос Акоста (Английский Королевский балет, но номинирован за роль Спартака, однажды исполненную в Большом), Марсело Гомес (American Ballet Theatre), Денис Матвиенко (за работу в Новом национальном театре в Токио), Лукас Олива (Балет Аргентины) и Юрий Смекалов (Балет Бориса Эйфмана). Четыре хореографа — Дэвид Бинтли (за «Сирано» в Бирмингемском Королевском балете), Жан-Кристоф Майо («Фауст» в Балете Монте-Карло), Керк Питерсон («Отелло», Балет Альберты) и Ана Мария Штекельман («Прощай, жестокий брат», Балет Аргентины).

Организаторы «Бенуа» обещают, что все звезды, кроме чрезвычайно занятого Акосты, появятся в Москве. Правда, шансов 95 из 100, что именно Акосту и выберут победителем за роль в спектакле председателя жюри. Но не требуйте от «Бенуа» всего сразу. Они работают над собой.

 

 

 

 

 

Все новости ›