Пропустить эти спектакли нельзя ни в коем случае, даже если бюджет трещит по швам.

Оцените материал

Просмотров: 39139

Что смотреть в балете весной и летом

Анна Гордеева · 15/03/2011
Сильви Гиллем, Ульяна Лопаткина, Диана Вишнёва, Алексей Ратманский , Начо Дуато, Анжелен Прельжокаж, Мэтью Боурн – все звезды в гости будут к нам

Имена:  Алексей Ратманский · Анжелен Прельжокаж · Диана Вишнёва · Мэтью Боурн · Начо Дуато · Сильви Гиллем · Ульяна Лопаткина

©  Предоставлено фестивалем «Золотая маска»

Сцена из спектакля «Анна Каренина»

Сцена из спектакля «Анна Каренина»

Весной — летом 2011-го поставщиками балетных событий будут «Золотая маска» и Чеховский фестиваль; мы узнаем о Начо Дуато даже то, чего не хотели спросить; Петербург порадует двумя фестивалями, Алексей Ратманский перескажет сюжет 1936 года, ну а ведущие балерины сами позаботятся о себе.

Золотая-золотая, не бывает золотей
Конкурсные показы начинаются в этом году 15 марта — Мариинка три вечера подряд танцует в Музыкальном театре «Анну Каренину» в постановке Алексея Ратманского. В течение этих дней под поезд бросятся последовательно Диана Вишнёва, Ульяна Лопаткина и Екатерина Кондаурова. Жюри будет смотреть только последний спектакль — ибо именно Кондаурова числится в масочном шорт-листе, балетоманам же придется ходить в театр как на работу. Потому что вообще-то балерины рассказывают настолько разные истории, что балет каждый раз преображается кардинально. Посмотрите вот на Лопаткину, например:



Михайловский театр привозит «Лебединое озеро» Александра Горского — Асафа Мессерера (20 марта в Музыкальном) — и это озеро живое, вздрагивающее и замирающее. Михаил Мессерер восстановил спектакль, когда-то составлявший славу Большого, и сделал это по-настоящему качественно. Еще одно его достижение на посту главного балетмейстера Михайловского театра — приглашение на постановку Славы Самодурова. 

©  Валентин Барановский / Предоставлено фестивалем «Золотая маска»

Сцена из спектакля «Лебединое озеро»

Сцена из спектакля «Лебединое озеро»

Бывший премьер Мариинки, ныне обитающий в Лондоне и ставший именно Славой из Вячеслава, поставил михайловцам первый в их жизни абстрактный балет — «Минорные сонаты» на музыку Скарлатти. Три сложных дуэта, три истории взаимонепонимания также в конкурсе «Золотой маски» — и будут показаны в Музыкальном 19 марта.

©  Предоставлено фестивалем «Золотая маска»

«Минорные сонаты»

«Минорные сонаты»

Народ, интересующийся современным танцем, редко заглядывает в академические театры, а балетоманы традиционно шарахаются от контемпорари. Но в этом году дирекция «Маски» решила их познакомить-подружить чуть ли не насильно: в один вечер (31 марта, Театр имени Пушкина) сведены спектакли труппы Татьяны Багановой «Песня не про любовь» и Quatro, сочиненный Эдвардом Клюгом по заказу солистов Мариинки. Первый из этих спектаклей, побывавший в прошлом году в Москве на фестивале «Интраданс», появился в результате работы в екатеринбургском театре «Провинциальные танцы» двух голландских хореографов, Ури Ивги и Йохана Гребена. На обитателей Амстердама уральский город произвел сильное впечатление (рассказывали как о кошмарном сне), и это вылилось в довольно жесткий спектакль с марширующими маленькими толпами, с будничным насилием и будничной же покорностью этому насилию.

©  Владимир Луповской

«Песня не про любовь»

«Песня не про любовь»

 А у создателя Quatro шока, связанного с переменой мест, не случилось: Эдвард Клюг, руководитель балета национального театра в словенском Мариборе, ходил все-таки по Петербургу. Результат — изящная работа, похожая на фортепианный этюд, в котором все в меру: настроение, виртуозность и чуть-чуть юмора. Анастасия и Денис Матвиенко, Олеся Новикова и Леонид Сарафанов — две супружеские пары, попросившие Клюга сделать им спектакль для показа вне стен Мариинского театра, — вчетвером и оказались в частных номинациях, и остается надеяться, что решение жюри (каким бы оно ни было) не перессорит компанию.



Кроме «Провинциальных танцев», в конкурсе «современников» еще соревнуются челябинский театр Ольги Поны (где поставил «Следующего» Асьер Сабалета; 5 апреля, сцена РАМТа), костромская компания «Диалог Данс» («Мирлифлор», сотворенный Карин Понтьес; 9 и 10 апреля в «Актовом зале»), мурманская компания Gust life («Одиссея» Мартин Жоссен и Абденур Белали, 27 марта, Центр Мейерхольда) и «Давай, давай» (питерская команда «TOP 9», 13 апреля, Центр Мейерхольда). Первые два спектакля — также результат работы фестиваля «Интраданс», который в прошлом сезоне соединял в одном проекте российские труппы и европейских хореографов. Последние два — творчество хип-хоперов, улица, впрыгнувшая в театральный зал. Надо отметить, что сотрудничество пришлось нашим театрам по вкусу: и 5—6 мая в «Актовом зале» можно будет увидеть работу, сделанную костромичами с итальянской компанией Zerogrammi («Ноль граммов») уже в этом году. Премьера, которую только что показали на брегах Волги и теперь везут в Москву, называется Punto di fuga («Точка схода»).

Дуато здесь и Дуато там
Это у нас регулярно случается: как только появится талантливый человек, так на него кидаются все, пока досуха не выжмут. Этой весной — летом Москва увидит шесть спектаклей Начо Дуато; за седьмым при желании можно съездить в Петербург. Выдержит ли такую массу постановок народная любовь к хореографу (давняя — у тех фанатов, что ходят в театры и за рубежом, свеженькая — у балетоманов, познакомившихся с его работами благодаря Музыкальному театру, взявшему Na floresta в репертуар, и Чеховскому фестивалю, привозившему Национальный театр танца Испании прошлым летом)? Сможем ли понять различие интонаций в разных работах, эволюцию стиля? В любом случае это «проверка на величие»; так, Пушкина можно прочитать (перечитать) все собрание сочинений подряд, а замечательного Вальтера Скотта, увы, нет.

Итак, марафон начинается 15—16 марта в Петербурге: там Михайловский театр, в котором Дуато с 1 января служит худруком балета, покажет «Дуэнде» и «Без слов», сочиненные хореографом для Нидерландского театра танца и American Ballet Theatre соответственно, а также Nunc dimittis («Ныне отпущаеши») — мировую премьеру. Дебюсси, Шуберт и Арво Пярт; бессюжетные предания о временах счастливых и не очень. (В «Дуэнде» Дуато прощался с юностью, проведенной в Голландии, где он начал ставить балеты; в «Без слов» оглядывался на следующее десятилетие жизни, перешагнув сорокалетие). И «Дуэнде», и «Без слов» театр быстренько привезет в Москву — они поставлены в программу рядом с «Минорными сонатами» 19 марта; а вот Nunc dimittis достанется только петербуржцам.

«Дуэнде»


«Без слов»


Зато москвичи через два месяца увидят премьеру в Музыкальном театре — балет Por vos muero («За вас приемлю смерть») впервые станцуют на Большой Дмитровке 27 мая. А еще через два месяца Чеховский фестиваль привезет спектакли Gnawa и Arcangelo (13—16 июля, Театр Моссовета), а также White darkness (19—23 июля, там же). Показывать их будет Национальный театр танца Испании — бывшая труппа Начо Дуато, которую он покинул в прошлом году из-за взаимонепонимания с местным культурным начальством. «Гнаву», вдохновленную африканской мифологией, мы четыре года назад видели в исполнении чикагской труппы Hubbard street dance, остальные же спектакли (в том числе трагическая «Белая тьма», посвященная сестре хореографа, погибшей от наркотиков — танцовщицу на сцене засыпает белый поток порошка) в России еще не появлялись.

Por vos muero («За вас приемлю смерть»)


White darkness («Белая тьма»)
Страницы:

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:3

  • the-aleksey· 2011-03-30 16:10:34
    cool
  • AnnaGord· 2011-03-31 23:49:26
    По просьбе пресс-секретаря Марии Александровой уточняю: балерина не является организатором вечера во дворце на Яузе, она там только приглашенный гость. Sorry, я была введена в заблуждение тем пылом, с которым Мария рекламировала мероприятие в своем блоге.
  • Sergey Alferov· 2011-04-01 20:53:28
    Мероприятие 27 апреля организовано Театрально-концертным залом "Дворец на Яузе" совместно со школой шотландского танца Shady Glen. Для нас огромная честь участие Марии Александровой в проекте и ее искренний интерес к концерту, проявившийся на страницах ее блога. Тем не менее, Мария, действительно, скорее гостья, чем организатор. По крайней мере, в этот раз :)
Все новости ›