Было бы интересно взглянуть на репертуар ушедший – на спектакли, в которых выживали звезды тех лет: балеты о колхозах или о борьбе униженных и оскорбленных китайцев за свои права.

Оцените материал

Просмотров: 10736

Фестиваль Dance open объяснил, что такое балет

Анна Гордеева · 12/04/2010
Балет – это попса, лукавый соблазн, высокомерный ученый трактат – и это балеринское царство

Имена:  Виктория Терешкина · Герман Корнехо · Даниил Симкин · Иван Васильев · Лука Ветере · Лючия Лакарра · Наталья Осипова · Полина Семионова · Юргита Дронина

©  Предоставлено фестивалем «Dance Open»

Статуэтки

Статуэтки

На постаментах высились предназначенные для призов ножки Анны Павловой, изготовленные из хрусталя. Николай Валуев умиленно смотрел на макушки балерин, которым ему предстояло вручить эти призы в номинации «Мисс Виртуозность» (победительниц в ней оказалось две: Наталья Осипова из Большого и Виктория Терешкина из Мариинки). Алина Кабаева, вскрывая конверт, подпрыгивала от нетерпения и бормотала: «Только бы тот, за кого я болела!» Обнаружив, что «Мистером Виртуозность» признан Иван Васильев, молодая звезда Большого театра, воскликнула: «Да!» Михаил Боярский произнес вдохновенную и путаную речь о том, как балет всем нам жить помогает, и вручил приз зрительских симпатий Даниилу Симкину — премьеру Американского театра балета.

Другие награды распределились так: берлинская прима Полина Семионова получила звание «Мисс Выразительность», а «Мистером Выразительность» стал другой премьер Американского театра балета — Герман Корнехо. Лучшим дуэтом были признаны Юргита Дронина и Лука Ветере (Шведский Королевский балет). Гран-при заслужила звезда Баварского балета Лючия Лакарра. Выбор лауреатов был возложен на жюри, в которое входили руководители балетных трупп Большого, Мариинки, Берлина, Лиона, Рима, Гамбурга и Мюнхена. А для награждения победителей на импровизированную сцену в петербургском Этнографическом музее выходили Эдуард Хиль, Алиса Фрейндлих, Татьяна Буланова с Владиславом Радимовым и возглавлявшая высокое жюри Наталия Макарова.

©  Предоставлено фестивалем «Dance Open»

Алина Кабаева объявляет победителя в номинации «Мистер Виртуозность»

Алина Кабаева объявляет победителя в номинации «Мистер Виртуозность»

Выбор жюри можно признать образцовым: трудно представить себе более ясную декларацию о том, что представляет собой балет. Балет — это попса, когда зал отсчитывает хором количество оборотов в фуэте; это лукавый соблазн, когда выходящий на сцену 22-летний парень с лицом и манерами Питера Пэна доводит публику до истерики и на выходе выстраивается возбужденная очередь к ящичку для зрительского голосования с его именем; это высокомерный ученый трактат (шведы выбрали для демонстрации прохладную и жесткую акробатику Нильса Кристи, единственным звуковым сопровождением которой был звук бьющегося стекла). И это то, чем балет был всегда, и что раздражает в нем управленцев, пытающихся как-то упорядочить сию стихию: балеринское царство, парад див, создающих свои законы. Див в финальный вечер фестиваля было две: находящаяся на пике карьеры Лакарра (абсолютная текучесть пластики: женщина-вода, женщина — шелковый шарф) и восходящая к вершинам Полина Семионова (чуть жестче, чуть решительней, но тоже: как положит руки в воздух — будто в нем плывет).

Четыре концерта, предшествовавшие этому итоговому гала, были посвящены звездам советских лет: Галине Улановой, Татьяне Вечесловой, Константину Сергееву и Вахтангу Чабукиани. Концепция фестиваля предполагала, что участники — в основном солисты Большого, Мариинки и Михайловского театров — выступят в репертуаре тех артистов, которым концерты посвящаются. Проблема в том, что торжественные концерты лишь подчеркнули, как беден был этот репертуар. В результате четыре гала стали довольно обыденными концертами, хоть и собравшими лидеров театров: отметились и Ульяна Лопаткина, и Николай Цискаридзе, и возглавляющий ныне балет в Новосибирском театре оперы и балета Игорь Зеленский.

©  Предоставлено фестивалем «Dance Open»

Итоговое фото. Валуев целует Макарову

Итоговое фото. Валуев целует Макарову

Если уж выдерживать эту концепцию, было бы очень интересно взглянуть на репертуар ушедший: «Утраченные иллюзии», «Сердце гор», «Красный цветок», «Родные поля». Посмотреть на спектакли, в которых выживали звезды тех лет, будь то балеты о колхозах или о борьбе униженных и оскорбленных китайцев за свои права. Но понятно, что, для того чтобы современные артисты выучили хореографический текст (даже если он сохранился), который им больше нигде не пригодится, — фестиваль должен их очень об этом попросить. Может быть, если концепция сохранится, а размах прибавится (а в будущем году Dance open будет юбилейным, десятым), организаторы фестиваля, директор Екатерина Галанова и худрук Василий Медведев, сумеют этим заняться? Тем более что поддержать Dance open есть кому: в его попечительском совете состоят Михаил Пиотровский, Юрий Темирканов и глава Северо-Западного банка Сбербанка России Алексей Логинов.
Все новости ›