Оцените материал

Просмотров: 4945

Марине Семеновой исполняется 100 лет

Анна Гордеева · 11/06/2008
Великая балерина советcкой сцены, даже дожив до векового юбилея, так и осталась в памяти видевших ее юной принцессой Авророй

©  РИА

Марине Семеновой исполняется 100 лет
Великая балерина советcкой сцены, даже дожив до векового юбилея, так и осталась в памяти видевших ее юной принцессой Авророй
В 1947 году балетные театры СССР отмечали 125 лет со дня рождения Мариуса Петипа. Основные торжества были в Мариинском (тогда Кировском) театре. Главным же спектаклем стала «Спящая красавица» с уникальным составом: первый акт принцессой Авророй была Марина Семенова, второй — Галина Уланова, третий — Наталья Дудинская. Тот, кто так расписал состав на этот вечер, явно знал тайную суть трех балерин. Семеновой досталась юная Аврора, засыпающая после укола веретеном. Улановой — греза, что является живущему сто лет спустя принцу Дезире. Дудинской — проснувшаяся счастливая невеста, будущая правительница королевства.

К тому моменту Уланова была официальной Джульеттой СССР, утвержденным воплощением невинности. За маской «идеальной девушки» практически исчезла живая женщина, сосредоточенная на работе и недолюбливающая людей. Дудинская — балерина парадная, яркая, вплотную подошла к позиции правительницы театра (ее муж, Константин Сергеев, в 1946 году стал балетмейстером Кировского). А Семенова для петербуржцев осталась воспоминанием о девочке, в двадцать лет навсегда улетевшей из их города.


Наталья Бессмертнова и Марина Семенова репетируют умирающего лебедя

Она училась у Вагановой, когда будущая создательница знаменитой методики обучения балерин только что сама оставила сцену, где ее артистическая карьера была не слишком удачной. Семенова, поступив в школу, сначала попала в класс к Марии Романовой (матери Галины Улановой), но вскоре ее перевели сразу в третий класс — к Вагановой. (Занятно, что на вступительных испытаниях десятилетняя абитуриентка на нее впечатления не произвела, и попала Семенова в школу только потому, что за однофамилицу заступился знаменитый мариинский премьер Виктор Семенов. Он собирался на фронт и сказал: возьмите девочку, чтобы фамилия с афиш не пропала.) На первом же занятии Ваганова поняла, что у Семеновой великое будущее.

Ее — первую из танцовщиц Мариинки — сразу зачислили в труппу как балерину (никакого даже ритуального периода в кордебалете, так не было ни у Анны Павловой, ни у Ульяны Лопаткиной). И четыре сезона в театре были сезонами великих дебютов — «Лебединое озеро», «Баядерка», «Спящая красавица». Первое выступление в спектакле Мариинки — Повелительница дриад в «Дон Кихоте». В сцене, где появляется Повелительница (сцена сна Дон Кихота), две балерины — исполнительница главной роли и та, что танцует Повелительницу, — по очереди проходят прыжковую диагональ. За этой сценой балетоманы всегда следят с особым вниманием — кто прыгнет выше, изящнее, легче. Тот день стал несчастливым днем для приехавшей на гастроли московской звезды Викторины Кригер, для которой роль Китри была коронной ролью: Семенова ее перетанцевала без усилия, шутя.

Но четыре года спустя Семенова рассталась с Мариинкой. Серьезные проблемы в театре возникли у Виктора Семенова. К тому моменту не просто кумира и коллеги, уже — мужа. Они уехали оба и за год объехали страну, выступая даже в таких городах, где артистов балета вообще видели впервые. Но устали от кочевья и приняли предложение Большого театра.

Тут еще все было у Семеновой хорошо, бал был в самом разгаре, навстречу кидались восторженные принцы с розами в руках. Она станцевала Эсмеральду, Жизель, Диану Мирейль в «Пламени Парижа», Тао Хоа в «Красном маке» — и, расставшись с Семеновым, вышла замуж за посла СССР в Турции Льва Карахана. Но бал был прерван — Карахана объявили «врагом народа» и расстреляли. И начались не то что совсем для нее темные (ну не посадили же), но очень серые времена. Ей не давали премьер. Ее отправляли «оформлять танцами» оперы. Она продолжала оставаться великой Семеновой, лишь прибавляла царственности, еще горделивей казалась, но власть государственная и власть театральная раз-навсегда постановили, что главная балерина — не она. И так продолжалось до ухода со сцены — до 1952 года.

Затем она стала педагогом — и транслировала вагановскую методику. Эта ее карьера ничем омрачена не была — учеников, ни за кого из которых не стыдно, можно будет увидеть на гала-концерте в Большом 15 июня. (Сама Семенова, к сожалению, вряд ли посетит его — в последнее время она не выходит из дома.) Но вот этот образ, образ принцессы, которую постаралась отравить ведьма-эпоха, — он навсегда остается с нею.

 

 

 

 

 

Все новости ›