У театра луженый желудок. Он все в себя вбирает, оставаясь самим собой.

Оцените материал

Просмотров: 15281

Несколько слов о «ТЕАТРе» и театре

Марина Давыдова · 01/10/2010
В связи с выходом в свет первого номера обновленного журнала «ТЕАТР» его главный редактор МАРИНА ДАВЫДОВА объясняет, зачем сейчас вообще нужен этот журнал и каким он будет
Фрагмент обложки журнала «ТЕАТР»

Фрагмент обложки журнала «ТЕАТР»

Возникший аж в 1930 году, выходивший с перерывами и даже несколько раз менявший свое название, но все же сохранивший преемственность и некое единство стиля, журнал «ТЕАТР» на протяжении десятилетий был главным печатным ресурсом нашей сценической жизни. Именно на его страницах сложились уникальные традиции отечественного театроведения, не разводящего, как на Западе, академическую науку и театральную журналистику, а сопрягающего их в едином медийном пространстве. Можно сказать, что в советские годы мы имели самую живую и отзывчивую на требования времени науку о театре, а в позднесоветские годы — самую театроцентричную (именно театро-, а не литературо-) страну, в которой сцена заменила собой разом и церковь (актеры и режиссеры — клир, интеллигенция — прихожане), и свободную прессу, и парламент.

Неизбежно возникает вопрос: каким должен — или не должен — быть журнал о театре, когда общественная значимость этого вида искусства свелась в России к минимуму, когда обсуждение громкой премьеры широкими кругами образованных людей, бывшее некогда нормой московской и ленинградской жизни, превратилось для театральных деятелей в несбыточную мечту, когда при одном упоминании слова «театр» большая часть интеллектуалов закатывает глаза: «Ах, вы знаете, я так давно в нем не был…»

Первое и главное: он не должен быть пухлым сборником длинных рецензий — некогда главного жанра профессиональной театральной прессы. Расцвет этого жанра на страницах «ТЕАТРа» оказался одновременно закономерен и плодотворен. Ведь никакого иного рецензирования (в застойные годы уж точно) у нас, по сути, и не было. Непрофильные газеты и журналы печатали отзывы о спектаклях в редких случаях: как правило, когда надо было кого-нибудь «уконтрапупить» — обвинить в формализме, антисоветчине, недостатке патриотизма, сумбуре вместо режиссуры и т.д. Газетный жанр «вечером на сцене, утром в рецензии» до 90-х годов в России практически отсутствовал. Лучшие театроведческие перья писали про спектакли вдумчиво. И долго. Им некуда было торопиться — журнал «ТЕАТР» планировался на полгода вперед.

Все изменила августовская революция. В 90-е годы мониторинг театральных событий начинает более или менее успешно осуществляться непрофильными газетами и журналами. В нулевые все меньше и меньше становится событий, достойных вдумчивого описания и анализа. Жанр молниеносной рецензии расцветает. Жанр обстоятельной рецензии умирает на глазах. Точнее, он вырождается. Публикуемые в профессиональной прессе длинные отчеты об очередной версии «Трех сестер», выпущенной в театре имени какого-нибудь великого человека, читают, как правило, сам режиссер, занятые в постановке артисты, а также — если очень повезет — их друзья, знакомые и конкуренты из другого театра имени другого великого человека. Общественный резонанс у этих статей нулевой.

Если писать большие рецензии на события текущего (вялотекущего) театрального процесса хочется считаному количеству авторов, а читать их не хочется уже практически никому, вопрос, каким должен быть журнал, впору перефразировать: а нужен ли он вообще? Думаю, все же нужен.

Театр в узком и привычном смысле этого слова действительно стал играть куда меньшую, чем прежде, роль в жизни общества и интеллектуальной элиты. Но словно бы по закону всемирной компенсации окружающая нас жизнь все больше театрализуется. Современная музыка, современная поэзия, выставки современного искусства, даже современный спорт буквально пронизаны духом театральности. Мы можем обнаружить театр не только в политике (его там всегда было хоть отбавляй), но даже в экономике (чего стоит, например, феномен «провокативного маркетинга»). Акционизм, перформансы, ролевые игры… Театр поистине вышел из берегов. Этот нетиражируемый, неконвертируемый и вроде бы такой старомодный вид искусства оказался на редкость живучим. Он обнаружил фантастическое умение приспосабливаться к окружающей действительности. И то сказать… У кино — и мейнстримного, и самого что ни на есть авангардного — один способ репрезентации. Его надо показывать на экране. У театра — это сейчас уже очевидно — способов репрезентации множество. В театральном действе можно активно использовать видео (Франк Касторф и его многочисленные последователи), его можно разыгрывать в огромном ангаре, в котором нет ни сцены, ни зрительного зала, ни центра, ни периферии (Inside Out Саши Вальц), можно посадить на сцену живой оркестр и сделать его протагонистом спектакля (Саймон Макберни), можно превратить сцену в огромную инсталляцию, действующими лицами которой станут не люди, а вещи («Вещь Штифтера» Хайнера Геббельса).

У театра луженый желудок. Он все в себя вбирает, оставаясь самим собой. Он способен к самой смелой экспансии в сопредельные сферы искусства, да и жизни вообще. Зря, что ли, очертания его границ за последние десять — пятнадцать лет изменились сильнее, чем скорректированная развалом Советского Союза политическая карта Евразии. И если мы будем говорить и думать о театре не только как о совокупности спектаклей, сыгранных на академических сценах имени каких-нибудь великих людей, то есть не только в привычном, но и в широком смысле этого слова, если попытаемся для начала хотя бы зафиксировать новые очертания его границ, — тогда журнал, безусловно, нужен, и длинные статьи, описывающие театральный процесс, тоже нужны.

В новой версии журнала «ТЕАТР» есть три главных раздела.
«ТЕАТР на сцене». Здесь будут представлены традиционные театроведческие жанры, в том числе в особых случаях и жанр обстоятельной рецензии. В первом номере в рубрике «Протагонист» вы можете прочитать подробный биографический и театроведческий очерк о Пине Бауш.

«ТЕАТР за сценой». Здесь речь пойдет о всевозможных социологических аспектах сценической жизни, обсуждение которых вызывает живой резонанс в обществе. В первом номере будут, помимо прочего, опубликованы дискуссия «Нужны ли в провинции театральные вузы?» и статья о том, как миграции московских артистов давно уже де-факто уничтожили само понятие «репертуарный театр».

«ТЕАТР за пределами театра». Здесь мы намерены вступить на поле театральной культурологии. В первом номере вы найдете блок материалов, посвященных загадочной и противоречивой фигуре Георгия Гурджиева, оказавшего влияние на творчество таких столпов мировой сцены, как Питер Брук и Ежи Гротовский, а также — кто бы мог подумать! — на нашего Юрия Погребничко.

В разделе «Библиотека ТЕАТРа» будет впервые опубликован текст пьесы «Река» Алексея Паперного.

А еще в нашем журнале есть раздел Yellow Pages, в котором читатель сможет найти разнообразную статистику, занимательные инфограммы, любопытные опросы — в общем, всякую всячину, которую интересно почитать и над которой стоит порой задуматься не менее серьезно, чем над причудливыми превращениями театра как такового.

Журнал «ТЕАТР» поступит в продажу в середине октября

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:3

  • Elena_Lozhkina· 2010-10-03 12:37:24
    Где можно будет приобрести журнал? Планируется ли массовая продажа в сети киосков, торгующих прессой?
  • aleksey_kiselyov· 2010-10-03 18:51:43
    спасибо, что вы это сделали!
  • jane· 2010-10-16 16:48:49
    Марина, наконец-то есть где всерьез почитать о театре.....спасибо
Все новости ›