Семнадцать (!), если не ошибаюсь, премьер в РАМТе, практически все удачные.

Оцените материал

Просмотров: 15426

Главные впечатления московских критиков в сезоне 2009/10

Марина Давыдова · 26/08/2010
Франк Касторф, Люк Бонди, Жозеф Надж, Ян Фабр и Матс Эк оказались в аутсайдерах, а Екатерина Гранитова сравнялась с Эймунтасом Някрошюсом

©  Guillermo Kuitca

Guillermo Kuitca. Mozart-Da Ponte I. 1995

Guillermo Kuitca. Mozart-Da Ponte I. 1995

В конце сентября после долгого перерыва выйдет в свет первый номер обновленного журнала «Театр», с которым сайт OPENSPACE.RU намерен поддерживать тесное сотрудничество. Нашей первой совместной акцией стал опрос московских критиков, который мы предлагаем вашему вниманию.

Вообще-то итоговые материалы о минувшем сезоне можно найти во многих, в том числе и не специализированных СМИ. Особенность нашего опроса в том, что мы попросили назвать не самые удачные премьеры московских драматических театров, а несколько самых ярких театральных впечатлений, полученных в сезоне 2009/10 в Москве. То есть не то, что стало событием в контексте сезона, а то, что оставило глубокий след в сознании самого критика. Помимо собственно московских имелись в виду все гастрольные спектакли, показанные в столице в указанный период, причем спектакли самых разных жанров — опера, балет, драма, современный танец, куклы. Мы руководствовались известным изречением Хайнера Мюллера, что в театре главное не успех, а впечатление (not a success, but an impact). Ведь о громком провале выдающегося мастера вспоминаешь порой куда чаще, чем о рядовой удаче ремесленника. Количество впечатлений оставалось на усмотрение отвечающего.

Исходя из результатов опроса, можно сделать как минимум два вывода.

1. Драматические критики почти не смотрят оперу, балет или современный танец, а если и смотрят, то в подавляющем большинстве игнорируют полученные впечатления. Громкая премьера Большого театра «Воццек» упомянута только двумя респондентами (Павел Руднев и Алла Шендерова), поставленный в Театре имени Станиславского и Немировича-Данченко и получивший множество наград хореографический опус Начо Дуато Na floresta один раз (Марина Тимашева). Столько же раз упомянут и его спектакль, показанный на Чеховском фестивале, «Многогранность формы тишины и пустоты» (Екатерина Дмитриевская). Даже общепризнанный шедевр Матса Эка «Жизель», приезжавший на гастроли в минувшем сезоне, впечатлил одну только Екатерину Дмитриевскую.

2. Гастрольные спектакли вообще проигрывают в сознании критиков московским премьерам. Ни одного упоминания не удостоились показанные на фестивале «Сезон Станиславского» «Кукольный дом» выдающегося американского авангардиста Ли Бруера и «Комната Изабеллы» Яна Лауэрса. Между тем эти объездившие полмира спектакли сделали бы честь любому самому престижному фестивалю. Практически незамеченными остались интересный и тонкий спектакль Кристиана Смедса «Чайка» («Сезон Станиславского») и одно из самых ярких событий театральной Европы — «Оргия толерантности» Яна Фабра (фестиваль NET). Из спектаклей Чеховского фестиваля нескольких упоминаний удостоилась лишь «Донка» Даниэле Финци Паски. О Жозефе Надже вспомнила только Алла Шендерова. О Франке Касторфе — никто.

Достойно размышлений, что добротный спектакль Ирины Керученко («Кроткая») впечатлил большее количество опрошенных, чем прекрасный спектакль одного из лучших режиссеров современной Европы Гжегожа Яжины «У нас все хорошо» (был показан в рамках «Золотой маски») и — к слову говоря — чем спектакль ее собственного учителя Камы Гинкаса «Медея». А симпатичная студенческая работа «История мамонта» (режиссер Екатерина Гранитова) собрала столько же голосов, сколько «Идиот» Эймунтаса Някрошюса. Остается понять, какие из этих впечатлений останутся в истории театра.

Мы приводим ответы критиков в той версии, в которой они были получены редакцией.


Дина Годер. «Время новостей»

1. «Дядя Ваня». Театр имени Евг. Вахтангова;
2. «Великая война». Компания Hotel Modern, фестиваль NET;
3. «Идиот». Режиссер Эймунтас Някрошюс, фестиваль «Сезон Станиславского»;
4. «Тарарабумбия». Режиссер Дмитрий Крымов, «Школа драматического искусства»;
5. «Рыдания». Театр «Практика»;
6. «У нас все хорошо». Режиссер Гжегож Яжина, фестиваль «Новая пьеса» в рамках «Золотой маски»;
7. «А мы и не знали». Фестиваль «Другой театр» из Франции;
8. «Донка». Чеховский фестиваль.


Елена Груева. Time Out Moscow

1. «Идиот». Режиссер Эймунтас Някрошюс, театр «Мено Фортас» (Литва) на фестивале «Сезон Станиславского»;
2. «Дядя Ваня». Режиссер Римас Туминас, Театр имени Вахтангова, и главное — Сергей Маковецкий в роли Войницкого и его удивительный дуэт с Владимиром Симоновым в роли Серебрякова;
3. Ольга Яковлева в роли Бережковой в спектакле «Обрыв». Режиссер Адольф Шапиро, МХТ имени А.П. Чехова;
4. Репертуарная политика РАМТа — проект «Молодая режиссура», давший пять отличных спектаклей в постановке выпускников мастерской Женовача, четыре из которых — для детей; привлечение настоящих мастеров (пусть и с разной степенью успеха, все равно опыт для труппы бесценный), давший главную для этого театра удачу сезона — спектакль «Ничья длится мгновение». Режиссер Миндаугас Карбаускис; освоение жанра мюзикла и очаровательный завершающий аккорд по комедиям Чехова «Чехов-gala»;
5. «Три мушкетера. Десять лет спустя». Режиссер Юрий Погребничко, театр «Около дома Станиславского» — удивительно свежий ремейк старого спектакля, обретший после введения нового поколения не только новые обертоны, но и совершенно новые смыслы.
6. «Донка». Режиссер Даниэле Финци Паска, театр «Сунил» (Швейцария) — на фестивале имени А.П. Чехова;
7. «Кроткая». Режиссер Ирина Керученко, МТЮЗ — удивительная для молодого режиссера смелость сравнения с легендарным спектаклем Льва Додина с Олегом Борисовым, причем без всякой на него оглядки: искренний, с двумя замечательными актерскими работами Игоря Гордина и Елены Ляминой, спектакль;
8. «История мамонта». Режиссер Екатерина Гранитова, мастерская Олега Кудряшова (РАТИ — ГИТИС), и главное — дебют исполнителя главной роли Служкина Андрея Сиротина;
9. «Триптих». Режиссер Петр Фоменко, «Мастерская Петра Фоменко»;
10. «Метод Гренхольма». Режиссер Явор Гырдев (Болгария), Театр наций, — первый за последнее время образец «хорошо сделанного спектакля» по «хорошо сделанной пьесе». Работать «на классе» у нас давно не получалось.


Екатерина Дмитриевская. «Экран и сцена»

1. «Многогранность формы тишины и пустоты». Хореограф Начо Дуато, Национальный театр танца Испании, Международный Чеховский фестиваль;
2. «Жизель». Хореограф Матс Эк, гастроли Лионского балета;
3. «Идиот». Режиссер Эймунтас Някрошюс, театр «Мено Фортас», фестиваль «Сезон Станиславского»;
4. «Великая война». Компания Hotel Modern, фестиваль NET;
5. «Дядя Ваня». Режиссер Римас Туминас, московский Театр имени Евг. Вахтангова.


Роман Должанский, «Коммерсантъ»

1. «Метод Гренхольма». Режиссер Явор Гырдев, Театр наций;
2. «Оргия толерантности». Фестиваль NET;
3. «Дядя Ваня». Режиссер Римас Туминас, Театр имени Вахтангова. Хотя, по совести говоря, мне он не больно-то нравится;
4. «Три мушкетера». Режиссер Юрий Погребничко.

Страницы:

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:3

  • ovegoshina· 2010-08-26 21:28:23
    Уважаемые! Звонившая от Openspace маловразумительная девушка просила назвать десятку ЛУЧШИХ МОСКОВСКИХ СПЕКТАКЛЕЙ. И была отправлена на сайт театральный смотритель, где моя искомая десятка и висела. Боюсь, что и остальные мои коллеги были опрошены столь же "профессионально". Поэтому все удивления по поводу отсуствия имен блистательных гастролеров - лучше адресовать не небесам, а собственным сотрудникам, которые, видимо, не знают разницы между - московскими спектаклями и гастрольными спектаклями. А также между - "лучшими спектаклями" и "сильными впечатлениями" (Фабр был впечатлением сильным, но противным!). С любовью и нежностью лично к суровому комментатору
    Ольга Егошина
  • pavelrudnev· 2010-08-29 17:29:07
    Да, кстати, и меня тоже просили ТОЛЬКО о Москве. Так что выводы не верны в самом деле. Я бы и в России хотя бы 1-2 спектакля назвал.
  • marinadavydova· 2010-08-29 22:20:32
    Паша, все правильно! И надо было ТОЛЬКО о Москве говорить. Просьба формулировалась предельно просто: назвать сильные театральные впечатления, полученные в Москве (!!) в сезоне 2009-2010. Любые - опера, драма, балет, гастроли и т.д. Ты вот назвал Воццека в Большом. Ура! Присоединяюсь! А подавляющее большинство опрошенных о нем не вспомнило. Вряд ли потому что они неправильно поняли вопрос. Скорее всего просто не видели. А если видели, то как-то не посчитали впечатлением.
    Слово "впечатление" было ключевым. Я настаивала, сто раз повторила девушке, чтобы вопрос формулировался именно так. И судя по всему, большинство опрошенных поняли, что речь идет не только о премьерах - ведь почти все назвают что-то гастрольное (и Марина Тимашева, и Дина Годер, и Олег Зинцов, и Алла Шендерова, и Лена Груева, и Катя Дитриевская и, и Глеб Ситковский), кто-то что-то балетное, кто-то - как ты - что-то оперное. Но общая картина все равно складывается в пользу симпатичных студенческих работ или добротных камерных экзерсисов. (Дядя Ваня Туминаса - не в счет, это действительно сильный спектакль).
    Оль, готова предположить, что в случае с тобой произошла накладка. Хотя подозреваю дело было так. "Ольга, здравствуйте, мы проводим опрос, вы не могли бы назвать свои свои театральные впечатления минувшего сезона". Ты строго: "Все мои впечатления вывешены на сайте smotr.ru." Девушка робко кладет трубку. Если было не так - прости великодушно. Девушке дам втык.
    Но вот, например, Саше Соколянскому я вопрос сформулировала лично, причем в письменной форме. Он вопрос понял и даже назвал среди впечатений книгу Первая студия МХТ/МХАТ Второй, которую никак не отнесешь к московским премьерам (она, кстати, действительно чудесная). Но НИ ОДНОГО гастрольного спектакля он все равно не называет.
    Просто слово впечатление почти автоматически ассоциируется прежде всего с местными радостями. С премьерами МХТ, РАМТа, МТЮЗа. И поэтому спектакль Керученко производит большее "впечатление", чем мощный "Кукольный дом"Ли Бруера, которого не упомянул НИ ОДИН опрошенный(в том числе и назвавшие гастрольные спектакли, то есть понявшие вопрос). Ни один не вспомнил "Комнату Изабеллы" Яна Лауэрса. В Европе это было одно из главных событий соотвествующего сезона - восторженная пресса, лавина приглашений на фестивали. А у Лауэрса с его "Комнатой" просто не заметили даже. И это - "однако, тенденция". Может, я не права, но мне кажется, что опрос этот что-то существенное выявил. При том количестве гастролей, которые случаются теперь в Москве, при огромном количестве копродукций (один Театр Станиславского-Немировича чего стоит!) мы уже можем позволить себе жить не только в московском, но в общеевропейском пространстве. Надо только немного перенастроить оптику.
    мд
Все новости ›