Оцените материал

Просмотров: 14559

Лысьва против городов-миллионников

Олег Лоевский · 23/10/2008
Театры малых городов России работают интереснее и честнее, чем театры больших ее городов

©  Евгений Меденников

  Сцена из спектакля «Остров Рикоту» театра «Северная сцена»

Сцена из спектакля «Остров Рикоту» театра «Северная сцена»

В городах с числом жителей от 10 до 100 тысяч проживают в РФ 32 миллиона человек, в городах с населением от 100 до 500 тысяч — 29 миллионов. Вместе это дает около 42 процентов населения России. Город Лысьва Пермского края старшему поколению известен по одноименным газовым плитам, когда-то стоявшим у всех на кухне, а молодому и вовсе неизвестен. В Лысьве состоялся седьмой Всероссийский фестиваль театров малых городов России. Его проводил Государственный Театр наций и все пермско-лысьвенские культурные структуры.

©  Евгений Меденников

  Сцена из спектакля «Остров Рикоту» театра «Северная сцена»

Сцена из спектакля «Остров Рикоту» театра «Северная сцена»


Среди множества российских фестивалей ежегодного цикла он, может быть, самый негромкий, но, на мой взгляд, самый правильный и осмысленный. Вдалеке от тусовок и сериалов, хотя наверняка и с мечтой о них, театру служат сотни самобытных артистов. Именно служат (иного слова не подберешь), причем в труднейших условиях. Все проблемы жизни сегодняшнего театра в условиях малого города умножаются во много раз: на небольшом пространстве сложнее совершать маневры — творческие, репертуарные, бытовые.

©  Евгений Меденников

  Сцена из спектакля «Остров Рикоту» театра «Северная сцена»

Сцена из спектакля «Остров Рикоту» театра «Северная сцена»


Перенаселенные общежития или съемные квартиры с печкой и удобствами во дворе — это реальность бытовая. Восемь-десять премьер в сезон (зрителя хватает на небольшое количество представлений), а из-за малочисленности трупп актеры заняты практически

©  Евгений Меденников

  Сцена из спектакля «Черный тополь»

Сцена из спектакля «Черный тополь»

во всех спектаклях — это реальность творческая. Наконец, специфика провинциального зрителя, ориентированного на разухабистость отечественного ТВ, создает репертуарную реальность. Тем, кто с театром не связан, трудно понять, что заставляет всех этих людей с полной самоотдачей выходить на сцену Лесосибирска или Рубцовска, Глазова или Ирбита. Трудно понять и то, почему именно на территории этих театров (а вовсе не в Красноярске или Хабаровске) чаще встретишь театральный эксперимент и новые репертуарные идеи.

Из десяти названий, представленных в Лысьве, половина — современные пьесы или инсценировки, созданные внутри театра или впервые там показанные. Как оказалось, именно в театрах малых городов подбор пьес тесно связан с местом обитания театра. Во время фестиваля это стало как-то особенно очевидно. Пьеса Н. Мошиной «Остров Рикоту» хоть и перекочевала на «Северную сцену» Нового Уренгоя со столичного семинара «Новой драмы», но оказалась абсолютно созвучна белому пространству приполярного города. Остров Рикоту — это часть суши, окруженная океаном, где жители не знают никакой Москвы или России, а поклоняются «Матери Морю» и здравому смыслу. Режиссер Юрий Муравицкий ставит совершенно фантастическую историю, но в нашей стране фантастика порой трудноотличима от реальности.

©  Евгений Меденников

  Сцена из спектакля «Черный тополь»

Сцена из спектакля «Черный тополь»


Спектакль «Черный тополь» минусинского театра — сага, сыгранная в два вечера, — родилась из последней части трилогии А. Черкасова и П. Московитиной «Сказание о людях тайги». Сибирский эпос, перенесенный на сцену известным режиссером Алексеем Песеговым, звучит не только мощно, но и изысканно. Грубость и определенность прошлых времен пронизана тонкой вязью и прихотливостью человеческих чувств, которые передают замечательные артисты из города Минусинска. А в минусинском театре «Желтое окошко», созданном Петром Зубаревым, сегодня существуют едва ли не лучшие детские спектакли в стране, удостоенные престижной премии в области детского театра «Арлекин» — «Иваново сердце» и «О рыцарях и принцессах». Это один из тех редких случаев, когда «детский» не значит «пошлый», «второсортный». Подлинное искусство для детей складывается из весьма редких сегодня качеств: бескорыстия, отсутствия высокомерия по отношению к детству, наивности как способу познания мира и художественного вкуса.

©  Евгений Меденников

  Сцена из спектакля «О рыцарях и принцессах» театра «Желтое окошко»

Сцена из спектакля «О рыцарях и принцессах» театра «Желтое окошко»


Особенно любимая российской режиссурой интерпретация классики на лысьвенском фестивале была представлена «Женитьбой» Гоголя (Орск, постановка Андрея Санатина), «Делом» Сухово-Кобылина (Тобольск, режиссер Михаил Поляков) и «Преступлением и наказанием» Достоевского (Прокопьевск, автор спектакля Ольга Ольшанская). Во всех этих спектаклях царствовал подлинный герой нашей провинциальной сцены — русский актер. Свободная, талантливая актерская стихия, как кажется, и спасает провинциальный русский театр. Она не оскудевает во все времена. А в спектаклях Театра №3 из Каменска-Уральского «Зеленая зона» (М. Зуев, режиссер Людмила Матис) и «Поминальная молитва» в исполнении хозяев фестиваля (Г. Горин, постановка Тимура Насирова) сама литературная первооснова работала на слияние ролевого материала и опыта существования провинциального актера. Барачный быт конца пятидесятых годов с коммунально-публичными радостями и горестями, изображенный в «Зеленой зоне», мало чем отличается от повседневной жизни сегодняшнего маленького театра. А печальная «избранность» еврейского народа в «Поминальной молитве» сродни существованию бродячего актерского племени.

©  Евгений Меденников

  Сцена из спектакля «О рыцарях и принцессах» театра «Желтое окошко»

Сцена из спектакля «О рыцарях и принцессах» театра «Желтое окошко»


Может, театр малых российских городов потому и более живой, чем в больших городах, что не избалованные сериальным и антрепризным рублем артисты здесь не просто работают на сцене. Они на ней служат. Они служат ей.

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:1

  • zerhio· 2009-02-20 21:10:54
    спектакль "Черный тополь" поставлен по второй части трилогии, первая книга называется "Хмель" вторая "Черный тополь" а третья "Конь рыжий" .Театр "Желтое окошко" из Мариинска а не Минусинска. а в остальном..
Все новости ›