То, что с грехом пополам сумело пережить самые тяжелые времена нашей истории, теперь оказалось на грани гибели.

Оцените материал

Просмотров: 64879

ГИТИС снова в опасности

Алексей Бартошевич · 21/01/2011
Театральному образованию России нанесут серьезный удар, а отечественная наука о театре, скорее всего, будет просто уничтожена

©  ИТАР-ТАСС

Здание учебного театра ГИТИС

Здание учебного театра ГИТИС

В феврале Госдума собирается принять новый закон об образовании, сотворенный в недрах ведомства министра Фурсенко. Мне трудно судить о содержании закона в целом, но с уверенностью могу сказать: когда он будет принят, художественному образованию в России будет нанесен сокрушительный, может быть, непоправимый удар. Наша театральная школа, складывавшаяся десятилетиями и являющая собой уникально целостную систему, если не рухнет немедленно, то подвергнется риску постепенного уничтожения. То, что традиционно составляло предмет национальной гордости; то, благодаря чему в наши театральные вузы приезжали учиться со всего света, неизбежно будет утрачено.

Спору нет, в нашей школе многое устарело, стало архаическим реликтом казенной советской культуры, многое, очень многое нуждается в существенных переменах. Но ведь не в таких, которые могут нанести непоправимый ущерб делу.

Много ли самонадеянная команда Фурсенко понимает в традициях и принципах художественного образования, судьбу которого она взялась решать? Почему важнейший для целой отрасли культуры документ готовился в кабинетной тиши, почему авторы закона отказались от обсуждений в сколько-нибудь широком кругу профессионалов? Почему ученый совет ГИТИСа узнал о положении дел в самом конце декабря, когда проект закона был уже принят в первом чтении, а окончательное решение примут уже в феврале?

Все эти «почему», разумеется, риторические: разве у нас бывает иначе?

Однажды, впрочем, два министерства — образования и культуры — решили позвать на совещание по готовящейся реформе известных людей искусства, педагогов художественных вузов. И, судя по всему, тут же раскаялись в этом. Проект их реформы был с грохотом отвергнут и разгромлен. Начальству пытались объяснить, что механически подгонять воспитание живописцев, музыкантов, актеров, режиссеров под общий ранжир с инженерами и химиками, ломать переходящие из поколения в поколение принципы художественной педагогики — чистое безумие. При этом никто не отрицал необходимость серьезных, а то и радикальных перемен. Начальство тут же заметалось, оробело и, казалось, пошло на попятный. И сделало вывод: впредь не стоит обременять себя дискуссиями с профессионалами, нужно поставить их перед готовым фактом. Что и было с успехом сделано.

Читать текст полностью

Станет ли реформа образовательной системы катастрофой для ГИТИСа и нашего театра?

Голосование завершено
Результат голоcования по вопросу:

Станет ли реформа образовательной системы катастрофой для ГИТИСа и нашего театра?

  • Да, она уничтожит нашу уникальную систему театрального образования
    373
    53%
  • Талантливые люди реализуют себя в театре при любой системе образования
    233
    33%
  • Нет, в нем и так дела обстоят хуже некуда
    100
    14%
Все голосования

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:24

  • trepang· 2011-01-21 17:12:01
    глупый, может быть, вопрос - а ГИТИС не может сделаться университетом?
  • asl· 2011-01-21 17:33:05
    Это что, специально так написали, чтобы никто ничего не понял?
    Вот как Калягин выступал по этому поводу еще три месяца назад: "Рабочая комиссия Министерства образования и науки подготовила проект нового закона «Об образовании в Российской Федерации». В нем было определено, что такое колледж, институт, университет. Наши театральные вузы могут претендовать только на уровень института. В принципе, какая разница, как называться, важно хорошо готовить актеров, режиссеров, сценографов. Это правильно, но институт не имеет права ни на магистратуру, ни на аспирантуру. Значит, наши театральные ВУЗы должны будут немедленно прекратить магистерские программы для иностранцев, что скажется на имидже нашей театральной школы. Но, что еще важнее: магистратура, аспирантура– для театральных ВУЗов прежде всего возможность подготовки педагогических кадров. Откуда же мы будем брать театральных педагогов? Ясно, что педагога по сценической речи, сценическому движению, актерскому мастерству для нас в МГУ не подготовят. Да и с педагогами по танцу возникнут проблемы, поскольку нынешние академии балета Москвы и Петербурга по новому закону тоже должны стать институтами."
    http://stdrf.ru/programs/public-initiative/gosduma13102010
  • sredni-vashtar· 2011-01-21 17:47:44
    Какая-то истерика, простите. В чём суть проблемы? Аспирантуру закроют? Программа сократится с пяти дет до четырёх? Изменятся слова в дипломе? Ни черта не понятно.
Читать все комментарии ›
Все новости ›