Мы катастрофически разучились слышать и понимать друг друга.

Оцените материал

Просмотров: 20156

Жизнь как комедия дель арте

Марина Давыдова · 07/10/2011
Современному россиянину все известно наперед и все «давно уже понятно», и этот тотальный детерминизм даже страшнее тотального цинизма

©  wga.hu

Неизвестный автор.  Сцена из комедии дель арте

Неизвестный автор. Сцена из комедии дель арте

​Начало XXI века, полагаю, войдет в российскую историю как время редкостного расцвета конспирологии и небывалого роста числа прозорливцев и бойких интерпретаторов  действительности. Не припомню, чтобы какое бы то ни было событие общественно-политической и даже культурной жизни последних лет не было трактовано (не отдельными сумасшедшими, а весьма многочисленными группами людей разного возраста, разных профессий, разных социальных кругов и разного интеллектуального уровня) характерными зачинами: «иначе и быть не могло», «так оно все и планировалось», «тут мы видим грамотное исполнение соцзаказа» и «это просто игра в очередной многоходовке».

Разумеется, приступы конспирологии и прозорливости были характерны для человечества и прежде (Тэффи смеялась: в Париже в эмигрантские газеты навалом шли письма от ее бывших соотечественников о том, как они всё предвидели в 1913 году. Тэффи говорила: сколько же умных людей было в России, и как же при таких-то умах могло ТАКОЕ случиться). И тем не менее мне кажется, что эпидемия сейчас вступила в особо обостренную фазу.

Заметили ли вы, что слова «роль», «функция», «сценарий», «проект» стали самыми популярными словами отечественной публицистики, критики и аналитики — и просто обывательской речи последних лет?

В воспаленном воображении современного россиянина жизнь предстает эдакой комедией дель арте. Это совершенно не значит, что она всегда смешна. Это значит, что ход событий в ней легко просчитать, а действия персонажей легко объяснить. У комедии дель арте две характерные черты — наличие постоянных типов (масок) и наличие некоего набора постоянных сюжетов (сценариев). Текст роли в них не зафиксирован. Внутри сюжетной схемы у артистов всегда есть зоны импровизации. Кажется, что это дает исполнителю (и его герою) большую свободу, чем в обычном театре, в котором хошь не хошь, а говори текст по ролям — как написано. Но свобода эта мнимая. Финал в комедии дель арте вычисляется на счет три, а какое-либо перерождение персонажа не предполагается в принципе. Не зная сюжета «Короля Лира», невозможно понять, какую эволюцию претерпит этот герой. Не зная сюжета комедии дель арте, можно не сомневаться: Панталоне к концу спектакля так и останется самонадеянным, скаредным и похотливым стариком, а Бригелла — разбитным и находчивым малым. Вот пройдоха, вот простак. Такой-то будет одурачен, а такой-то одурачит сам. Сегодня играется такой сценарий, а завтра другой. Но это все одна большая игра, в которой роли жестко закреплены за участниками представления.

В современной России люди, в представлении других людей, не живут — они играют роли в комедии (дель арте), сюжеты которой несложно просчитать.

Медведев выдвинул Путина в президенты. Чему же тут удивляться? Иначе быть не могло! О том, что местоблюститель Медведев выдвинет Путина на третий срок, было известно умным людям еще до рождения Медведева…

Читать текст полностью

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:12

  • gg59· 2011-10-07 21:45:44
    Подмечено верно.
    Но главное - в отсутствии свобод. Публика сомневается, что мнения, существующие на поверхности, высказываются людьми свободными. Так ли уж публика неправа? Что мне до искренности людей несамостоятельных?
    Примеров очень много, ограничусь одним: если театральный критик одновременно и директор фестиваля, нет ли здесь конфликта интересов? Стоит ли такой критике доверять?
  • interRaptor· 2011-10-08 01:04:30
    Люди готовы усматривать сценарий во всем, так как им не хватает понимания происходящего – это банально.
    Страшно другое: все то, о чем пишет автор – лишь верхушка айсберга. Начинается все с уверенности, что происходящее вокруг – «кем-то хорошо проплаченная акция». А вот заканчивается рано или поздно уже клиническим параноидальным бредом. И динамика роста психических, пограничных заболеваний (особенно тревожных расстройств, напрямую связанных с нехваткой информации, определенности) на это указывает явным образом.
    Так что если уж решились приблизиться к этой бездне, то попробуйте и заглянуть…

    Но статья ценна именно тем, что не всякий человек может заметить подобные «тектонические сдвиги», подобные явления, казалось бы, очевидные, но, в силу своей глобальности, плавности развития, часто остающиеся невидимыми. Ведь мы все в той или иной мере являемся частью этого процесса и этого общества, хотим того или нет. Всех в равной мере затягивает этот водоворот событий… И если это так, то кому проще – тем, кто думает, что знает, чем все закончится или тем, кто знает, что все это множество событий абсолютно непредсказуемо?
    И тех, и других ждет психушка! :D Поэтому всем настоятельно советую просто заниматься своим делом и стараться не думать о «глобальных явлениях». Тем же, кто все-таки хочет продолжать думать, необходимо чувство меры. Главное – больше двигаться, вести здоровый образ жизни, и никакая шиза вам будет не страшна…
  • Ilya Ovchinnikov· 2011-10-08 03:00:06
    "На сайте OPENSPACE.RU рухнул сервер. «Видимо, решили стереть таким образом неугодные комментарии», — пишет широко известный в узких кругах ЖЖ-юзер". Смешно, что недавно интервью с Кентом Нагано, опубликованное здесь, исчезло со старого адреса и нашлось на новом, а комментарии к нему действительно были стерты, хотя наверняка случайно. Комментариев жалко как раз потому, что они тоже идеально подходили к теме статьи: дескать, не случайно здесь опубликовали интервью с дирижером, который хвалит Чернякова... надо ж было именно такого дирижера в Зальцбурге найти...
  • net-cat· 2011-10-08 16:36:41
    Всем давно было понятно, что рано или поздно Марина Давыдова напишет такую статью.
  • olegzhuk7897· 2011-10-09 01:29:19
    Блестящее сопряжение психологии современного человека с искусствоведческой темой "герой и маска", а точнее - "душа и маска". Но возникает сомнение в том, что этот детерминизм всего и вся - черта только нашего времени. Во все эпохи существовал такой детерминизм, только он в разные времена в свою очередь детерминировался разными причинами. И назовите эпоху, в которой господствовало абсолютное, непредвзятое доверие к другому человеку. Я не могу назвать. Историки и психологи - помогите.
  • Sergey Kalyagin· 2011-10-09 13:07:46
    Если в странной стране России как бы весёлые песни поются в миноре, то происходящее в последние годы лучше назвать не "комедией дель арте", а трагикомедией "а ля рус".
    Всё чаще появляется ощущение, что некие "сценаристы" пишут "сценарии" для политиканов-артистов, а прочий люд используется или в качестве бессловесных статистов, или в качестве зрителей, оплачивающих на свои кровно заработанные гроши весь этот "театр"...
  • gz· 2011-10-10 11:14:56
    to Ilya Ovchinnikov (если интересно)
    Погибшие статьи восстанавливали вручную. Это, разумеется, было возможно сделать. Поэтому они имеют новые ID. А комментарии - да, пропали. Пытались восстановить, но не вышло. Никто их не стирал. Нам это ни к чему.
  • interRaptor· 2011-10-10 13:42:46
    2gz: Восстановите, пожалуйста, раздел/фильтр "Самые комментируемые" - так интереснее :)
  • gz· 2011-10-10 16:14:31
    to interRaptor
    теперь всё в порядке, работает
  • kustokusto· 2011-10-13 02:51:16
    ==Этот тотальный детерминизм есть порождение тотального недоверия друг к другу.==

    Нет, уважаемая - это тотальное недоверие - есть следствие фальшивого детерминизма 90х. Обжегшись на молоке - дуют на воду. Не у всех ещё старческий маразм и многие помнят - как на глазах у всего мира огромную страну с плохоньким , но работающим ещё социальным устройством - нагло - по-блатному - развели в "три листика"на фальшивый капитализм. И как блатное мочилово 90х сменилось шоколадно-гламурным вставанием-с-колен 2000х. И теперь люди говорят друг другу - да всё известно... Но это - всего лишь пороль - по нему узнают своих - по нему узнают чужих. Потому что , когда понадобится - всё это может очень пригодиться.
    А вы явку провалили, и таксист это точно понял.
  • lev-semerkin· 2011-10-14 13:50:31
    Отличная статья, спасибо!
    Сразу видно - автор хорошо знает явление, о котором пишет
    ;)
  • Валерий Сторчак· 2011-10-16 00:38:29
    Да, автор хорошо знает: "Я - не такая, я жду трамвая".
Все новости ›