Ничего страшнее актерской стаи, оставшейся без режиссера-помещика старой формации, я, по правде говоря, сегодня не знаю.

Оцените материал

Просмотров: 27250

Карабасы Барабасы и их деревянные человечки

Марина Давыдова · 01/07/2011
События в Театре на Таганке, на взгляд МАРИНЫ ДАВЫДОВОЙ, стали самым убедительным свидетельством краха феодальной системы нашего театра

Имена:  Александр Галибин · Валерий Белякович · Миндаугас Карбаускис · Римас Туминас · Сергей Арцибашев · Юрий Любимов

©  salvagekat / www.flickr.com

Театр на Таганке

Театр на Таганке

Не успели артисты Театра им. Маяковского, свергнувшие Сергея Арцибашева, обрести нового театрального начальника в лице (бывает же в жизни счастье) Миндаугаса Карбаускиса, а доблестная труппа Театра им. Станиславского во главе с «человеком-амфибией» Владимиром Кореневым «сожрать» Александра Галибина, чтобы получить вместо него выдающегося мастера полусамодеятельной режиссуры Валерия Беляковича, — как скандал сотряс еще один театр, на сей раз легендарную «Таганку». Так дом, находящийся в аварийном состоянии, в один прекрасный день начинает сыпаться сразу во всех местах — вон там балкон рухнул, там трещина по стене пошла. Давно же вроде говорили, что фундамент расшатался, но нет… У нас лечение принято начинать только после того, как появляются накожные признаки болезни. В данном случае этими признаками как раз и являются скандалы. Сама же болезнь глубокая, застарелая, не вчера началась, не завтра закончится. Просто теперь факт болезни стал очевиден не только особо проницательным врачам, но и близким родственникам пациента. И даже самому пациенту.

Попытаемся разобрать по порядку симптомы и причины заболевания.

©  Максим Мармур/www.marmur.pro

Юрий Любимов

Юрий Любимов

Нынешняя театральная система, как и государственная система, в которой она возникла, была глубоко авторитарной. В ней режиссеры, допущенные чиновниками к управлению театрами, привыкли чувствовать себя Карабасами Барабасами, имеющими у себя в подчинении деревянных человечков (артистов, монтировщиков, костюмеров и пр.), которых, если что не так, можно и в растопку пустить. Конечно, с народными СССР и даже заслуженными РСФСР у Карабасов был особый разговор, но представить себе диалог Георгия Товстоногова, Андрея Гончарова или Валентина Плучека с лидером какого-нибудь профсоюза осветителей так же сложно, как Иегову, вступившего в диалог с агарянами.

Читать текст полностью

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:19

  • interRaptor· 2011-07-01 23:33:03
    Сегодня эта история практически без изменений повторяется практически во всех сферах деятельности - в образовании, в науке, в производстве. Речь идет о системном явлении.
    Именно карабасы-барабасы и деревянные человечки. Первые постепенно теряют и опыт, и былую хватку, им некому передать свой опыт, ибо вокруг пустота (что, возможно, и заставляет их сохранять эту самую феодальную власть до самого конца). Вторые, собственно и составляющие пустоту, искренне уверены в том, что здесь и сейчас власть должна достаться именно им... и каждому из них в отдельности.
    Вакуум, одним словом.
    Not with a bang, but a whimper...
  • Denis Ustinov· 2011-07-02 01:22:57
    Но именно потому что явление это системное и проявляется в других сферах - его не решить контрактами, оно естественное условие для творческой лаборатории. Если в этой лабораторией занимаются фигнёй - надо менять людей а не систему. Колективное творчество по определению возможно при личной и организующей власти и ответственности (художественной) за принятые решения руководителем коллектива. Контракты решают озвученную Вами несущественную проблему и напрочь ломают фундамент под неозвученными Вами фундаментальными условиями для вызревания именно коллектива. Система французского театра этому пример (за этот пример ручаюсь и могу аргументированно спорить). Россисйский репертуарный театр разве может существовать .... как ? при демократической системе коллективного принятия художественных решений ? Вы в это верите ? Чего бы Вы хотели ? Сломать существующую систему, а потом ?
  • oved· 2011-07-02 01:36:01
    Да разве в этом дело - что вы, честное слово... феодализм, марионетки, карабас...
    Дело в том, что прежнее отношение к театру (от академических коллективов до любительских, клубных) предполагало обязательную чрезвычайную жертвенность. От человека "на театре" требовали (не просили, а требовали) беззаветной самоотдачи - и не во имя подчинения худруку-карабасу, а во имя Служения. И ведь отдавались, без "турусов и колес", "полной гибелью всерьез" отдавались. Было в этом что-то от секты - особенно в труппах, подобных таганской. Не карабас ими командовал, а гуру.
    Любимов оттого так возмущается, что кончилось это время, ушло безвозвратно. И хорошо, что кончилось. Сектантство все-таки вещь нездоровая, какими бы красивыми словами его не прикрывали.
  • Валерий Сторчак· 2011-07-02 02:29:02
    "Внятные критерии оценки деятельности того или иного худрука" - это ПЕРВОЕ что надо, а не третье. Без этого на фиг не нужно "прозрачность назначений". Покуражится над некомпетентностью департамента по культуре и так можно. И когда будут критерии - балласт сам собой рассосется.
  • ageywolf· 2011-07-02 03:00:51
    я думаю процесс правильный и в результате,надеюсь благотворный...хотя и кровавый.Пусть всё это рушится,закрывается,расформировывается...что там ещё не знаю...Смотреть на это уже невозможно...Крэг в своё время предложил расформировать все театры вГермании на 5 лет...и только потом набрать труппы...Не послушали конечно...У нас сейчас та же ситуация.А господа критики должны уже понять-чем больше они пишут о "дребедени"в этих самых театрахтем больше они их поддерживают..Надо уже как-то присоединятся к естественному процессу и структурировать его,иначе все окажутся под обломками...Их энергия и поддержка нужны в других местах.это уж точно...
  • Tania Frolova· 2011-07-02 11:56:53
    "должны быть партнеры по творческому процессу, отношения которых регулируют контракты".
    Вообще эта фраза относится к всеобщей мечте русского народа. Мы очень хотим изменений, мы хотим быть честными и свободными. Делать только то, что нам хочется. Создавать спектакли, влияющие на общество. Может быть, когда-нибудь, слова перейдут и в действия и русский театр наконец-то встроится в мировой театральный процесс. Только вот когда? По своему опыту знаю - театр единомышленников, который поднимает острые и неудобные вопросы - такой театр не нужен прежде всего самому обществу. Он его сильно раздражает заставляет думать, что в ситуации концлагеря не слишком позитивно. Так что чиновники не виноваты. Они выражают только подсознательные чаяния своего народа.
  • kustokusto· 2011-07-02 14:19:34
    2 Tania Frolova

    Не все в концлагере записываются в КАПО - некоторые готовят побег - некоторые восстание. Да и Любимов - давно не Януш Корчак. Скромно предположу , что демаркационная линия , кторая в сознании россиян проходит по МКАДу - в сегодняшнем театре проходит по 10-и VIP рядам. А раньше она начиналась за дверями театра. Вот и вся разгадка. Всмотритесь внимательно в спектакли других театров - и вы уверенно угадаете - где рванёт в следующий раз.
    Моя безоговорочная поддержка - актёрам.
  • Ольга Московская· 2011-07-02 16:19:23
    Мне жаль Ю.П.Любимова, всё-таки 93 года человеку (глубокий старик). Но ещё больше жаль талантливых режиссёров и актёров, которые в разное время не смогли работать на Тагагке именно из-за Засилья Любимова.
    Но по- настоящему я сочувствую только истинным художникам и педагогам.
    А настоящий (истинный) Художник и Педагог - это Бессеребренник.
    Всё остальное это только разговоры и большая профанация.
  • oved· 2011-07-02 17:17:22
    А мне вот Любимова не жаль - старость не повод для жалости. Большим режиссером он никогда не был - выезжал на фрондерстве. Зато замашки гуру, которые он демонстрировал всегда и продолжает демонстрировать сейчас, кажутся мне отвратительными. На западном театре ему никто не позволил бы так долго куражиться над людьми, подавлять, публично смешивать с дерьмом. Не то - в России, где рабство представляет собой часть индивидуального комплекта, выдаваемого человеку при рождении. Радует, что актеры послали наконец этого старого мудака на конец.
  • predsedatel1· 2011-07-04 02:03:59
    Под двумя последними комментариями жирно подписывюсь. Любимов - раздутый западом фетиш.
  • Elena Ouspenskaia· 2011-07-04 06:53:47
    Во многом праведливая статья, но разговоры об изменении авторитарной театральной системы ведутся давно, минимум лет 30-35. что изменилось? Согласна с автором " Дело же, в конце концов, не в репертуарной или нерепертуарной системах, а в том, что и та и другая системы в цивилизованной стране предполагают бесконечное обновление, вечную ротацию."
    все справедливо - вопрос только в том кто захочет менять положение дел? может быть ответ в том, что раз эта система по-прежнему существует, значит она просто кому-то удобна.
    Но опять-таки - кому приходило в голову называть Товстоногова, Эфроса, Евремова или Любимова карабасами-барабасами в годы, когда они создавали свои неповторимые театры, с блистательными актерами (не дворней) и восхитительными спектаклями?
  • PanJerzy· 2011-07-05 10:45:19
    Кстати, никто не исключение. Любимов тоже подлежит ротации.
  • tigrich· 2011-07-05 14:20:12
    Марина, каждый раз читаю ваши замечательные статьи и вижу, что всё Вы, конечно же, прекрасно понимаете (как наверно и многие), мало того - имеете прекрасную "трибуну" для выступлений и многочисленных не равнодушных читателей... НО... что же Вы хотите, куда Вы нас зовете? Если не хотите и не зовете, то зачем...?
    Вы говорите о ПАРТНЕРСТВЕ! Но разве не уместно в этой же связи говорить о партнерстве, в том числе, между критиком и режиссером, критиком и театральным педагогом, критиком и актером. Вы так же, как и все ваши оппоненты, имеете прекрасную возможность реализовывать этот замечательный принцип ПАРТНЕРСТВА. Но я, как Ваш читатель и режиссер, этого не вижу!
    Говорить о событии и разбирать его "симптомы и причины" дело конечно нужное, но этого тоже уже МАЛО, этот стиль тоже из "времен ушедших"! Мне кажется, если критик сегодня не в состоянии дать конструктивные предложения по той или иной ситуации в современном театре, ему не стоит входить в "симптомы и причины". Как-то все говорят о других, "которые виноваты во всем". Актеры Таганки, что виноват Любимов, Любимов, что виноваты актеры, Вы, что виновата система, Театральный форум, что виновато государство...
    Чтобы что-то изменилось необходимо говорить о своей вине, необходимо менять себя! Это единственный способ действительно что-то изменить, а не только "перекрасить фасад"!!!
  • Вячеслав Дьяченко· 2011-07-08 00:14:10
    Марина! Вы очень точно отразили ситуацию с нашим театром,но по нескольким аспектам позволю себе не согласиться. Во первых у нас вся страна до сих пор в феодальном строе и отделять из него театр, значит его окончательно уничтожить! Надо учитывать реалии сегодняшнего дня! Реформа необходима! Но как найти выход?Чиновники на протяжении истории России были и остались казнокрадами! И когда художественный руководитель совмещает и должность финансового директора,то не каждый может пройти испытание деньгами и аппетиты начинают расти! И тогда уже не до творчества! Мысли о наживе затмевают все! Яркий пример тому театр МодернЪ, где худрук-директор ничего не делает творчески и результат - выписка из акта проверки театра департаментом культуры:“Таким образом, в 2009-2010 гг. нецелевое использование 211 статьи классификации – «заработная плата» составляет 21 389 412 руб. 27 коп. (8 700 264 руб. 06 коп. – 2009 г.;12 689 148 руб. 21 коп. – 9 мес.2010 г.)”
    И департамент закрывает на это глаза!Подробно о ситуации в Модерне на http://svetlanavragova.com/
    Театр в России должен поддерживаться государством ибо оно в ответе за артистов, которых плодят наши учебные заведения их дальнейшая судьба после того, как они стали неугодны худруку (не по причине бездарности,а по ситуации Барин и Раб)- они должны быть социально защищены!Как это происходит в любимой Вами Европе. Начинать надо с разделения должностей! Да звучит банально , но худрук должен заниматься живым творческим процессом,а деньги должен считать директор и за них отчитываться! В остальном с Вами полностью согласен! Театр искусство единомышленников, или лидера который зажигает своей энергией окружающих и в итоге на какой то период, они-единомышленники! Да! К сожалению у нас в России актерская профессия остается самой рабской. Гастарбайтеры и бригадир! Может пойти от обратного: Коллектив выбирает худрука на 5 лет ,как Президента )))))
    Марина, Вы умны , красивы и мне ОЧЕНЬ симпатичны! Мне нравится Ваш взгляд на сегодняшний театр.! В нем есть ПОЗИТИВ БУДУЩЕГО!
  • space-women· 2011-07-12 18:23:38
    Наверное театр, это как мне кажется одно из самых хрупких и одновременно самых "стойких душевных мест" .. для нас, наших детей... пока что... в этой воровской стране! (плюньте, если я не права!)
    Но если не защищать театр, не защищаться самим от "быдлости", пошлости, хамства...воровства и всеобщего употребления (ХАВАНЬЯ)?...
    Не решая ничего (не думая, не мысля ни о чем) ни одной проблемы?...
    Не знаю...Сотремся с ШАРика Земного... И что взамен?...
  • oved· 2011-07-12 23:14:33
    Взамен чище станет.
  • ilyawolkow· 2011-08-03 22:23:48
    Я рад, что есть такие читатели как tigrich, которые в комментариях написали, что надо начинать с себя. Это правильно. Сто тысяч раз правильно. Не надо учить других как жить: какого худрука выбрать, какую систему театра выбрать и т.д. Надо начинать следить за собой....

    Эта статья мне очень понравилась (в отличие от "Кризиса театрального перепроизводства") тем, что госпожа Давыдова обратилась к актуальнейшей проблеме с полным знанием дела и с неким планом действий... Правда, я бы добавил, что Карабасы-Барабасы не всегда плохи. Их минус в том, что они не знают, когда им уходить-то! Любимов, честно говоря, положа руку на сердце и не забыв всех его заслуг перед Отечеством, засиделся... Ему нужно было уйти... А то что приемника нет - его проблема. Раньше надо думать, а не так, мол, после меня хоть потоп!

    Наш театр может достаточно быстро перейти в новую систему, скажем, основанную на европейской системе театрального хозяйства.... если сам захочет..... Если очень захотеть, можно в космос улететь.... Только хотения маловато... Все сидят и ждут у моря погоды....
  • Mogrim· 2011-08-10 17:39:58
    Странная статья...Марина,в чем Вы пытаетесь всех убедить?Что режиссеры-белые и пушистые,а "актерская стая" состоит исключительно из рвачей и склочников?Или Вы хотите перемен?!!Подыскать себе нового"Карабаса"-невозможно-этим занимается министерство Культуры...И ставят людей на должность худрука на СВОЙ вкус и цвет.Проблема тут-в менталитете.Человек.которому доверили театр,через короткий срок(максимум,через пару сезонов)забывает,что его назначили.И начинает думать,что он господом Богом помазан на царствование.Соответственно,он теперь ЦАРЬ.Хозяин,который может делать что угодно и как угодно.Главное,чтоб министерские бонзы были довольны-все тихо(вроде),работа идет(вроде),зритель ходит(вроде)Далее.Про артистов.Которым вместо того,чтоб мучаться, Вы предлагаете устроиться в одном из московских(двухсот) театров.Или менять профессию.Театр-это ДОМ для актера.Аксиома.Почему человек должен бросать свой ДОМ??!!!!С какой стати?!?Он прожил в нем 5,10,15 лет-и уйти?Из-за того ,что ему не понравился старший по подъезду?!Или он не понравился старшему по подъезду....И надо напомнить-его в этот ДОМ вселяли долго и не по блату...Он туры проходил,показы,в детских утренниках 10 лет шпарил...И все эти годы делал так,чтоб дому было хорошо-больной играл,от ролей не отказывался и т.д....Ну а правила Ваши....Утопия.Просто утопия.Что такое балласт ,по каким критериям определяется и КТО будет это определять?расформирование коллетива-скоро,к сожалению(после театральной реформы) подобные вещи будут происходить сами собой....По финансовым причинам...Прозрачности назначений не было и не будет-у нас такая страна..И режиссеров,увы,уже нет((((Российских-не литовцев(при всей моей любви к Туминасу и Карбаускису),латышей или белорусов...Министерсво тасует уже сильно поредевшую колоду раз за разом.А сейчас в ней от силы человек 10....И новых,увы не видно и не слышно.....И не предвидется.Более -менее внятный пункт об объективных критериях оценки труда худрука.Но опять!!!!!КТО будет оценивать ?Зритель?Минкультуры))))?????Критики))))))??????Труппа))))))))))?????????Ерунду ВЫ наваляли,Марина.УВЫ...............
  • Mogrim· 2011-08-10 17:40:00
    Странная статья...Марина,в чем Вы пытаетесь всех убедить?Что режиссеры-белые и пушистые,а "актерская стая" состоит исключительно из рвачей и склочников?Или Вы хотите перемен?!!Подыскать себе нового"Карабаса"-невозможно-этим занимается министерство Культуры...И ставят людей на должность худрука на СВОЙ вкус и цвет.Проблема тут-в менталитете.Человек.которому доверили театр,через короткий срок(максимум,через пару сезонов)забывает,что его назначили.И начинает думать,что он господом Богом помазан на царствование.Соответственно,он теперь ЦАРЬ.Хозяин,который может делать что угодно и как угодно.Главное,чтоб министерские бонзы были довольны-все тихо(вроде),работа идет(вроде),зритель ходит(вроде)Далее.Про артистов.Которым вместо того,чтоб мучаться, Вы предлагаете устроиться в одном из московских(двухсот) театров.Или менять профессию.Театр-это ДОМ для актера.Аксиома.Почему человек должен бросать свой ДОМ??!!!!С какой стати?!?Он прожил в нем 5,10,15 лет-и уйти?Из-за того ,что ему не понравился старший по подъезду?!Или он не понравился старшему по подъезду....И надо напомнить-его в этот ДОМ вселяли долго и не по блату...Он туры проходил,показы,в детских утренниках 10 лет шпарил...И все эти годы делал так,чтоб дому было хорошо-больной играл,от ролей не отказывался и т.д....Ну а правила Ваши....Утопия.Просто утопия.Что такое балласт ,по каким критериям определяется и КТО будет это определять?расформирование коллетива-скоро,к сожалению(после театральной реформы) подобные вещи будут происходить сами собой....По финансовым причинам...Прозрачности назначений не было и не будет-у нас такая страна..И режиссеров,увы,уже нет((((Российских-не литовцев(при всей моей любви к Туминасу и Карбаускису),латышей или белорусов...Министерсво тасует уже сильно поредевшую колоду раз за разом.А сейчас в ней от силы человек 10....И новых,увы не видно и не слышно.....И не предвидется.Более -менее внятный пункт об объективных критериях оценки труда худрука.Но опять!!!!!КТО будет оценивать ?Зритель?Минкультуры))))?????Критики))))))??????Труппа))))))))))?????????Ерунду ВЫ наваляли,Марина.УВЫ...............
Все новости ›