Ничего страшнее актерской стаи, оставшейся без режиссера-помещика старой формации, я, по правде говоря, сегодня не знаю.

Оцените материал

Просмотров: 27191

Карабасы Барабасы и их деревянные человечки

Марина Давыдова · 01/07/2011
События в Театре на Таганке, на взгляд МАРИНЫ ДАВЫДОВОЙ, стали самым убедительным свидетельством краха феодальной системы нашего театра

Имена:  Александр Галибин · Валерий Белякович · Миндаугас Карбаускис · Римас Туминас · Сергей Арцибашев · Юрий Любимов

©  salvagekat / www.flickr.com

Театр на Таганке

Театр на Таганке

Не успели артисты Театра им. Маяковского, свергнувшие Сергея Арцибашева, обрести нового театрального начальника в лице (бывает же в жизни счастье) Миндаугаса Карбаускиса, а доблестная труппа Театра им. Станиславского во главе с «человеком-амфибией» Владимиром Кореневым «сожрать» Александра Галибина, чтобы получить вместо него выдающегося мастера полусамодеятельной режиссуры Валерия Беляковича, — как скандал сотряс еще один театр, на сей раз легендарную «Таганку». Так дом, находящийся в аварийном состоянии, в один прекрасный день начинает сыпаться сразу во всех местах — вон там балкон рухнул, там трещина по стене пошла. Давно же вроде говорили, что фундамент расшатался, но нет… У нас лечение принято начинать только после того, как появляются накожные признаки болезни. В данном случае этими признаками как раз и являются скандалы. Сама же болезнь глубокая, застарелая, не вчера началась, не завтра закончится. Просто теперь факт болезни стал очевиден не только особо проницательным врачам, но и близким родственникам пациента. И даже самому пациенту.

Попытаемся разобрать по порядку симптомы и причины заболевания.

©  Максим Мармур/www.marmur.pro

Юрий Любимов

Юрий Любимов

Нынешняя театральная система, как и государственная система, в которой она возникла, была глубоко авторитарной. В ней режиссеры, допущенные чиновниками к управлению театрами, привыкли чувствовать себя Карабасами Барабасами, имеющими у себя в подчинении деревянных человечков (артистов, монтировщиков, костюмеров и пр.), которых, если что не так, можно и в растопку пустить. Конечно, с народными СССР и даже заслуженными РСФСР у Карабасов был особый разговор, но представить себе диалог Георгия Товстоногова, Андрея Гончарова или Валентина Плучека с лидером какого-нибудь профсоюза осветителей так же сложно, как Иегову, вступившего в диалог с агарянами.

Читать текст полностью

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:19

  • interRaptor· 2011-07-01 23:33:03
    Сегодня эта история практически без изменений повторяется практически во всех сферах деятельности - в образовании, в науке, в производстве. Речь идет о системном явлении.
    Именно карабасы-барабасы и деревянные человечки. Первые постепенно теряют и опыт, и былую хватку, им некому передать свой опыт, ибо вокруг пустота (что, возможно, и заставляет их сохранять эту самую феодальную власть до самого конца). Вторые, собственно и составляющие пустоту, искренне уверены в том, что здесь и сейчас власть должна достаться именно им... и каждому из них в отдельности.
    Вакуум, одним словом.
    Not with a bang, but a whimper...
  • Denis Ustinov· 2011-07-02 01:22:57
    Но именно потому что явление это системное и проявляется в других сферах - его не решить контрактами, оно естественное условие для творческой лаборатории. Если в этой лабораторией занимаются фигнёй - надо менять людей а не систему. Колективное творчество по определению возможно при личной и организующей власти и ответственности (художественной) за принятые решения руководителем коллектива. Контракты решают озвученную Вами несущественную проблему и напрочь ломают фундамент под неозвученными Вами фундаментальными условиями для вызревания именно коллектива. Система французского театра этому пример (за этот пример ручаюсь и могу аргументированно спорить). Россисйский репертуарный театр разве может существовать .... как ? при демократической системе коллективного принятия художественных решений ? Вы в это верите ? Чего бы Вы хотели ? Сломать существующую систему, а потом ?
  • oved· 2011-07-02 01:36:01
    Да разве в этом дело - что вы, честное слово... феодализм, марионетки, карабас...
    Дело в том, что прежнее отношение к театру (от академических коллективов до любительских, клубных) предполагало обязательную чрезвычайную жертвенность. От человека "на театре" требовали (не просили, а требовали) беззаветной самоотдачи - и не во имя подчинения худруку-карабасу, а во имя Служения. И ведь отдавались, без "турусов и колес", "полной гибелью всерьез" отдавались. Было в этом что-то от секты - особенно в труппах, подобных таганской. Не карабас ими командовал, а гуру.
    Любимов оттого так возмущается, что кончилось это время, ушло безвозвратно. И хорошо, что кончилось. Сектантство все-таки вещь нездоровая, какими бы красивыми словами его не прикрывали.
Читать все комментарии ›
Все новости ›