Многочисленных героев несет река жизни. И надо довериться ее течению, надо полюбить эту самую жизнь – тогда река обязательно куда-нибудь да вынесет.

Оцените материал

Просмотров: 76682

Особый путь русского театра

Марина Давыдова · 28/04/2010
Притулившаяся в оф-программе «Золотой маски» «Река» Алексея Паперного обозначила ту традицию нашей культуры, аналог которой невозможно найти на Западе

Имена:  Алексей Баталов · Алексей Паперный · Иван Пырьев · Павел Пряжко

©  Золотая Маска

Сцена из спектакля «Река»

Сцена из спектакля «Река»

Первая мысль, которая приходит в голову после просмотра «Реки» (она идет в двух шагах от кремлевских стен, в тесном зале набирающего все большую популярность клуба «Мастерская»): по какой неведомой логике в основную — читай конкурсную — программу национальной театральной премии попадают иные скучноватые театральные опусы обеих наших столиц, после которых зрители выходят, позевывая, и некоторые несусветные достижения нашей театральной провинции, после которых критики выходят, тараща глаза от ужаса, а вот этот чудесный спектакль, приводящий в восторг бывалых столичных театралов и интеллигентную молодежь (не о такой ли аудитории сплошь да рядом грезит критическое сообщество?), не попал. Самый простой ответ: «Река» Паперного проходит по ведомству обаятельной полусамодеятельности, и претендовать на профессиональную театральную премию не может. На этот ответ хочется сразу же возразить, что грань между самодеятельностью и профессионализмом и прежде была зыбкой, а нынче она и вовсе размыта: в современной режиссуре так много непрофессионалов (от Кристофа Марталера до Хайнера Геббельса), которые определили облик этой самой режиссуры, а на современной сцене так часто оказываются люди, никогда прежде не актерствовавшие (в выдвинутом на «Маску» спектакле «Я думаю о вас» принимают участие пожилые люди, бесконечно далекие от театра вообще), что аргумент этот вряд ли можно счесть аргументом.

Думаю, тут дело в другом. «Река» Паперного, имеющая длинный подзаголовок «История о ветре и шляпе, Мише и Лене, Жене и Маше, кошке и следователе, при участии камышей, комаров, плакучей ивы, речных волн и одной старой коряги», как-то нарочито не вписывается ни в один из трендов современной театральной жизни.

©  Золотая Маска

Сцена из спектакля «Река»

Сцена из спектакля «Река»

И менее всего она сопрягается с тем трендом, которому формально принадлежит — с «новой драмой» (ведь спектакль Паперного поставлен по его же собственной оригинальной пьесе). Эта пьеса вроде бы описывает нашу с вами действительность, но описывает как-то непривычно — без сарказма, социального пессимизма, экзистенциального надрыва, без бьющей в глаза правды-матки. Вместо сарказма тут — сдобренная иронией лубочность, вместо надрыва — лиризм. Мало того, что, как в доброй сказке, в пьесе Паперного шляпа одного из героев ведет диалог с бабочками, верба поет, а кошка Римма исповедуется первым встречным. Как в самой настоящей сказке, главные герои всей российской «новой драмы» (а заодно и нового российского кино), милиционеры, оказываются тут не «милицАнерами», а просто людьми. Один из них в самом начале пьесы почти убил другого (что, в общем, привычно), но потом раскаялся и ушел странствовать, нищенствовать и замаливать грехи (что, так сказать, противоречит всем канонам). А второй, недоубитый, выжил благодаря одному проплывающему по Волге на плоту народному философу — новое воплощение Платона Каратаева — и стал понимать язык растений и зверей. Кроме комаров, бабочек, вербы, шляпы, человека на плоту и необычных милиционеров, в пьесе действуют жаждущие простого человеческого счастья обыватели, поссорившиеся влюбленные, следователь с человеческим лицом и некая девушка в лодке, поющая жалостливые романсы. В этом спектакле вообще очень много песен, удачно мимикрирующих то под советский шансон, то под городской фольклор и написанных, разумеется, самим режиссером-драматургом, который вместе со своим оркестриком притулился у самой сцены. Сюжетные линии в его «Реке» сходятся и расходятся, как поезда на ж/д путях. Многочисленных героев (на крохотных подмостках порой толпится человек двадцать исполнителей) несет река жизни. И надо довериться ее течению, надо полюбить эту самую жизнь — тогда река обязательно куда-нибудь да вынесет.

Читать текст полностью

КомментарииВсего:2

  • sun· 2010-04-28 23:02:15
    Замечательно! Большое спасибо за прекрасную рецензию. Спектакль отличный, тем, кто не видел - надо смотреть обязательно! Смешно и трогательно. А какие пестни!!! :)
  • ot_kristiny· 2010-05-06 18:28:11
    Как приятно, что Реку оценили - не только зрители, но и критики. Но как же обидно, что ни слова нет в тексте о том, что Река - не просто часть офф-программы, а часть "Новой пьесы" на Маске Плюс. Мне, как организатору и человеку, настоявшему на Реке, это очень важно. А еще - "новая драма" - это тексты, написанные сегодня, и спектакли по ним. И Река не противоречит этому, жаль, что "нд" по-прежнему числят по ведомству только остросоциального и проч.
Все новости ›