Ой, как вас много ушло!

Оцените материал

Просмотров: 14798

Куда уходит зритель?

Марина Давыдова · 04/12/2009
Самое неприятное на московских театральных фестивалях – хамское поведение самих театралов

Имена:  Жозеф Надж · Ли Бруер · Оскарас Коршуновас · Реджеп Митровица

©  Getty Images / Fotobank

Куда уходит зритель?
Мы много писали в нашем разделе о публике. Пришла пора написать и о публике фестивальной. Это ведь совершенно особый подвид зрительской аудитории — так сказать, передовая ее часть. Так вот, интересно сравнить эту «передовую часть» у нас и в других традиционно фестивальных городах мира. Ведь Москва по количеству фестивалей уже не просто догнала все европейские столицы, а оставила их далеко позади.

Первое, что бросается в глаза: наша фестивальная публика крайне привередлива и до безобразия нетерпелива. Она стремится покинуть театр, как только увидит, что происходящее на сцене не вполне оправдало ее ожидания. Самое страшное для любого фестивального директора — привозить в Москву (как, впрочем, и в Петербург) спектакль с антрактом. Такое можно позволить себе только с «апробированными» именами самого первого ряда вроде Някрошюса или Лепажа — впрочем, тоже без стопроцентной надежды на вежливость воспринимающей стороны. Во всех других случаях можно почти не сомневаться, что в антракте начнется массовый исход рафинированных театралов, бормочущих под нос сакраментальное: «Ну, мы всё уже поняли», и менее рафинированных, восклицающих: «Понавезли тут!»

Конечно, люди уходят из театра после первого действия и в традиционно фестивальных Вене, Авиньоне, Белграде. Но чтобы уходили десятками, оставляя в зале зияющие дыры… Для БИТЕФа или Wiener Festwochen это нечто из ряда вон выходящее, почти скандал. Для нас — дело в высшей степени привычное.

На спектакле «Чайка» Кристиана Смедса, показанного в рамках фестиваля «Сезон Станиславского», одна из актрис, которой режиссер поручил беседовать с аудиторией в антракте, глядя в начале второго действия на опустевшие полтора ряда (всего их в этом камерном спектакле было пять), с удивлением вымолвила: «Ой, как вас много ушло!» Причем вымолвила по-русски, поскольку знаменитый финн поставил этот спектакль в эстонском театре, где русский еще многие помнят. Эту же самую эстонскую «Чайку» я смотрела на фестивале в Хельсинки. Не ушел ни один (!) человек…

С другого спектакля того же фестиваля («Кукольный дом» Ли Бруера — мэтра американского авангарда) убегали в антракте так, словно по ходу действия в театр поступило сообщение о заложенной в зале бомбе. Я много слышала об этом спектакле прежде, но видела его впервые. Мне в отличие от многих моих коллег по цеху он показался чрезвычайно интересеным. Несколько провисший конец первого действия с лихвой искупался грандиозным финалом второго, где Нора, предстающая поначалу эдакой куклой Барби, сбрасывала свой маскарад и превращалась… тоже в куклу, но другую, страшную, даже монструозную — не из сказок, а из фэнтези. И ее ничтожного мужа Торвальда, которого, как и всех прочих персонажей мужского пола, играли у Ли Бруера «люди альтернативного роста», становилось вдруг невыносимо жаль. Как он бегал, бедняжка, по залу, крича, словно ребенок, потерявший мать: «Нора! Нора!» До этого трогательного, эффектного, радикально переосмысляющего пьесу Ибсена финала, как минимум, треть зала не досидела.

Так же как не досидела до финала треть другого зала на открывшем NET «Гамлете» Оскараса Коршуноваса — странном, затянутом, но даже в своей путаности и несовершенствах интересном. Из Москвы «Гамлет» уехал во Францию, потом, кажется, куда-то в Польшу, потом в Италию. Не могу предсказать реакцию на него тамошней критики, но в том, что массового исхода публики в антракте не случится, ни секунды не сомневаюсь. Если спектакль, при всех своих несовершенствах, дает хоть какую-то пищу для ума, его в цивилизованных странах принято досматривать до конца, а не до антракта.

Что там антракт! Директор Театрального центра «На Страстном» Михаил Пушкин, по инициативе которого известный французский артист Реджеп Митровица восстановил свой легендарный моноспектакль «Дневник Вацлава Нижинского», рассказал, как из забитого поначалу под завязку зала уже минут через двадцать начался отток зрителей, видимо не удовлетворенных встречей с легендой. Пришлось потом долго что-то втолковывать обалдевшему Митровице про специфику русской аудитории.

Уходить с моноспектакля во время действия — это уже не нетерпеливость. Это именно хамство. Просто не трамвайное, а, так сказать, элитарное.

Сколько раз, глядя очередной спектакль на каком-нибудь фестивале и взвешивая на внутренних весах его достоинства и недостатки, я, уже не как критик, а как фестивальный директор, думала: «Нет, к нам это везти нельзя, затянуто, не досидят до конца». И тут же ловила себя на мысли: а что же тут досиживают? Почему смотрели в огромном, сопоставимом со стадионом дворе Папского дворца (главная площадка Авиньона) медитативное зрелище Жозефа Наджа «Асобу», местами завораживающее, но в целом тягомотное и, мягко говоря, не лучшее у Наджа? Смотрели под проливным дождем. Не открывая зонтиков: соседу сверху будет не видно. Да у нас сбежали бы через полчаса без всякого дождя! Неужто авиньонский, хельсинкский, вроцлавский, берлинский зритель глупее, наивнее, простодушнее нашего? Конечно же, нет. Он доброжелательнее. Он прощает содержательному произведению искусства недостатки и благодарен за достоинства.

Этот доброжелательный контекст поразительно меняет восприятие самого произведения. Помню, с каким энтузиазмом смотрела я «Комнату Изабеллы» знаменитой бельгийской Needcompany в том же Авиньоне. И как тоскливо шел этот спектакль на гастролях в Москве. Там сама доброжелательная атмосфера словно подпитывала его, тут весь посыл режиссера и артистов, совершенно не понятый большей частью зала, ушел в какую-то вату. И волшебная «Комната» показалась вдруг недостроенной, недоделанной… Что это? Да волшебная сила зрительского контекста.

Умный и доброжелательный зритель понимает, что встреча с современным, да еще привозным театром — это не только удовольствие, это еще, как правило, и довольно тяжелый труд. Надо преодолевать барьеры — языковые, ментальные, эстетические. И фестивальная публика повсюду — от Голландии до Эстонии — готова к этому. Даже если ей что-то активно не нравится (как правило, это «что-то» носит откровенно провокативный характер), она все равно предпочтет досмотреть провокацию до конца, чтобы в конце крикнуть знаменитое «бу». То есть проявить свою гражданскую позицию. Наш зритель в этих же условиях предпочтет немедленно ретироваться.

По большому счету, никакой фестивальной публики у нас не сформировалось. Ее нет так же, как нет среднего класса и гражданского общества. Есть — появилась в последнее время — небольшая горстка эдаких театральных гурманов. Эти «объевшиеся рифмами всезнайки», пресыщенные и заранее испытывающие скепсис ко всему на свете, встречаются в любой европейской стране. Но нигде они не составляют основу фестивальной аудитории. Они лишь плавающие по поверхности сливки. У нас парадоксальным образом сливки есть, а публики, лишенной снобизма, но готовой к встрече со сложным и, как правило, несовершенным искусством, так и не возникло. А ведь подготовленность аудитории как раз и определяется умением досмотреть до конца пусть не лишенный недостатков, но все же интересный какими-то своими гранями спектакль. Ибо шедевров во всем мире кот наплакал, и большая часть любой фестивальной программы состоит не из них, а из более или менее удачных театральных экспериментов.

Если доброжелательности, открытости, да просто терпимости — об активной гражданской позиции не будем даже заикаться — нет у лучшей части нашего общества (известно, что студентов — главной движущей силы истории и прогресса — среди фестивальной аудитории значительно больше, чем в целом по театру), то что говорить об обществе в целом? Что горевать о трамвайном хамстве, если даже с фестивальным, несмотря на активную фестивализацию столичной жизни, нам так и не удалось совладать.

Нужно ли Москве так много театральных фестивалей?

Голосование завершено
Результат голоcования по вопросу:

Нужно ли Москве так много театральных фестивалей?

  • Нужны не фестивали, а интересные копродукции с лучшими представителями мирового театра
    261
    31%
  • Нужно еще больше
    248
    29%
  • Все отстойные московские театры давно пора превратить в фестивальные площадки и устроить в столице фестиваль non-stop
    245
    29%
  • Вообще не нужно — от них один вред
    96
    11%
Все голосования

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:20

  • nastasiafillipovna· 2009-12-04 21:43:28
    Согласна с уважаемой Мариной Давыдовой (кстати, единственный театральный критик к мнению которого я прислушиваюсь) , что политес нынешнего зрителя оставляет желать лучшего. Лишь два небольших замечания по поводу приведенных примеров. Что касается моноспектакля Митровицы, то администрация ТЦ "На Страстном" не профессионально подошла к сложившейся ситуации, не предупредив заранее зрителей,что спектакль идет без перевода. Мне было не приятно от подобного хамства организаторов , и я покинула зал в середине действия. Приношу извинения г-ну Митровице. Спектакли "Гамлет" и "Руммельплац" на фестивале NET я досмотрела (начались они с опозданием полдевятого вечера) и провела ночь на вокзале,опоздав на последнюю электричку . Так может поискать причину в организации подобных мероприятий?
  • KL· 2009-12-05 00:18:50
    В общем согласна. Но два замечания:
    1. А не забыл ли директор Театрального центра «На Страстном» Михаил Пушкин рассказать известному французскому артисту Реджепу Митровице также и то, что НИГДЕ - ни на афише спектакля, ни на сайте ТЦС, ни где-либо в информации о фестивале моноспектаклей не было ни слова о том, что это будет БЕЗ ПЕРЕВОДА? На французском, моноспектакль, да еще "Дневник"! Продавать билеты и забыть сказать про такую "мелочь"! Очень было стыдно перед артистом за сваливающих посреди спектакля целыми рядами, но и перед зрителями никто из организаторов тоже не посчитал нужным извиниться. Если артист считал, что титры или синхронный перевод будут мешать, то и зритель имел право знать, что моноспектакль "Дневник" будет представлять собой монолог на неизвестном ему языке.
    2. Следует принимать во внимание, что в отличие от критиков, видевших привозимые спектакли ранее на фестивалях и уже знающих, что увидят (см., например, случай выше с "Дневником"), или, хотя бы, знающих все, о привозимых именах, "публика" (не все тут обязаны быть профессионалами от театра) вынуждена доверять организаторам. И распространяет на их деятельность свой опыт по поводу того, как многое делается в нашем отчестве. Поэтому, да, если Някрошюс или Лепаж - мало кто уйдет. Даже если не понимает или не нравится. А так - сразу считаем, что опять нам привезли "отстой". И голосуем "ногами".
  • KL· 2009-12-05 00:26:25
    И ее один момент. По фестивалям этой осени.
    У нас очень дорогие билеты. Может быть демонстративный уход со спектакля - это способ высказать так свое недовольство? Не являются ли завышенные ожидания следствием неадекватно высоких цен на билеты? (Судя по ценам - ждешь от каждого спектакля именно шедевра из шедевров.) (И, кстати, догадываются ли об этой стороне дела профессионалы от театра? Они же за билеты своих денег не платят!)
  • mkuvshinova· 2009-12-05 01:26:41
    Знали бы вы, что творится на ММКФ.
  • prostipoma· 2009-12-06 01:28:47
    Неожиданно прочесть такое откровенное признание в собственной профнепригодности. Именно автор, в качестве критика и куратора много лет воспититывал залы, а тепрерь: публика - дура. Катания по фестивалям и прочий прожор казенных денег имеет результатом то, что московская окрошка даже отдаленно Авиньон не напоминает. Господ кураторов, в прниципе, в силу особенностей русского финансирования мало трогает, кто, сколько и как будет это смотреть, как это согласуется с контекстом и конкурентами (оттого многолетняя лажа - от дебильной системы продажи билетов до неразличимых с ярусов титров). Мозгом то госпожа Давыдова видимо понимает, что фестиваль как культурная форма в Европе - дите напряжения между левостью и буружуазной традицией, но какая, нафиг, левизна в Москве и какое напряжение между сливками, выросших на бесконечных оттепельных фоменках с додиным и кафешантанами вроде Ленкома и МХАТА, отвечающими за буржуазность?
    И кто, главное, виноват, что вместо запуска русской версии АРТЕ, или какой нибудь действительно общедоступной образовательной штуки, бабки вбухивают в удовлетворение тщеславия бездарных критиков, массово кинувшихся в культурменеджмент?
    Радуйтесь, что русская публика букать не научилась.
  • Kirena· 2009-12-06 23:51:08
    Какие цены на билеты, какие способы высказать недовольство, друзья! О чем вы? Эти люди вполне готовы приобрести дорогие билеты, тем самым доказывая свою принадлежность к продвинутой публике. Но за это они требуют узнавания, т.е. полной ясности происходящего на сцене. Эта публика воспринимает театр также как кино, т.е. визуальный ряд, экшн. Если экшна нет, или что-то непонятно, им проще "выключить телевизор".
    У нас нет никакой фестивальной публики, потому что фестивали - лишь способ поддержать свое реноме, свой статус "культурнуго" человека. Весь вопрос заключается в том, почему у нас ее нет? Связано ли это с общей размытостью культурного пространства, с отсутсвием четких ориентиров? С пониманием, что хорошо, а что плохо в искусстве. Может быть, объяснение феномена нашей "фестивальной публики" непосредственно сопряжено с причинами полного отторжения современного искусства?
  • femistokll· 2009-12-07 03:17:08
    Очень уж стремится у нас народ в гардероб после спектаклей и концертов! Вот это не приятно!
    Сергей Москальков.
  • faptiz· 2009-12-07 17:30:41
    Я считаю, что это хорошо, что люди уходят, если им не нравится. Я ЗА! Например, в Петербурге, смотря какой-нибудь скучнейший спектакль, и наблюдая, как бублика терпеливо сидит на своих местах, я прихожу в ярость, потому что никто не смеет своими ногами сказать, что король голый. В другом случае, извините, надо грамотно проводить рекламу. Не надо стремиться, чтобы каждый попал на экспериментальный спектакль.
  • frannyglass· 2009-12-07 18:40:43
    Находить "интересные грани" в неудачных экспериментальных спектаклях - все-таки должны профессионалы: критики, кураторы, театральные деятели. Требовать этого от неподготовленного зрителя - по меньшей мере наивно. Вести себя прилично и не шуршать шоколадом "Вдохновение" - обязательно. Но высиживать восьмичасовые экспериментальные спеклакли - да не будет публика этого делать. Хорошо это или плохо - не будет. Когда в Москву привозили Стреллера, не ушел ни один человек, и весь зал смотрел спектакль по-итальянски, не дыша. Потому что спектакль ХОРОШИЙ. А искать в провальных, невыносимо долгих спектаклях что-то по крайней мере неожиданное должны театральные журналисты, а не зрители.
  • doubles1· 2009-12-07 21:54:38
    Вот что хорошо было бы, - чтобы зрителям-дезертирам пальто не выдавали. Сидели бы в гардеробе до конца представления. И в буфет их во время действия не пускать. Пожалели бы, может, тогда, что ушли. Хотя, конечно, пальто - дело сезонное. А летом что делать? Лучше бы всего - просто запереть все выходы из зала. Но тут пожарники не согласятся. Особенно теперь. Как же этих беглецов научить свободу любить (художественную)? Ума не приложу...
  • ot_kristiny· 2009-12-08 00:28:27
    Театральное сообщество ко всему прочему очень маленькое, и если в нем все вот ТАК, то противно, конечно. Хотя замечание про "вбухивание бабок в тщеславие критиков" не лишено смысла.
  • sun· 2009-12-08 11:59:48
    Согласна с предыдущим оратором по поводу цен на билеты. Когда на никому не известную, а по сути глубоко элитарную "Комнату Изабеллы" за партер и амфитеатр просят от 3 до 5 тысяч рублей, понимаешь, что организаторам плевать на то, соберется ли вообще публика в зале и какого она качества будет. Многие театралы-ценители просто даже не сделали попытки попасть, к примеру, на этот спектакль. А перед автором спектакля и актерами было действительно неудобно за зияющие пустоты в зрительном зале прямо перед сценой.

    С другой стороны, почему зритель просто ради соблюдения приличий обязан загружать свои мозги тягучим и вязким зрелищем, которое вызывает просто-таки отвращение? С коршунововского Гамлета на моих глазах прямо во время действия ушел Кирилл Серебренников - он тоже не фестивальная публика? Не понимаю, зачем приносить свою психику в жертву условностям якобы приличий , мучиться и терпеть происходящее на сцене? Мне кажется, честная реакция всегда лучше. И режиссер должен понимать, что если уж фестивальная публика уходит со спектакля, на который шла специально и целенаправленно, покупала дорогие билеты заранее - это сигнал. Так что уход зрителей - это честная реакция. А с Някрошюса и Лепажа не уходят вовсе не из-за имен - просто спектакли такого качества, что ты не можешь оторваться, хочется, чтобы это никогда не кончалось.
  • sun· 2009-12-08 14:32:55
    Самое во всем этом интересное, что этот обруганный фестивальный зритель в следующий раз все равно придет - даже на того режиссера, со спектакля которого он ушел. Так что да здравствуют фестивальные зрители, это лучшая, самая заинтересованная и самая подкованная часть театральных зрителей! В общем-то, благодаря им и существует такое количество фестивалей в Москве. Есть кому этим интресоваться.
  • Eric· 2009-12-08 21:47:11
    Ну, знаете ли, страдать ради того, чтобы досидеть до "трогательного" и "эффектного" финала "Норы" или, там, вглядываться в какие-то "грани" или "тяжело трудиться" за свои же деньги зритель не обязан. Его можно попробовать пленить, захватить, увлечь, и так далее, а если не получилось, то странно требовать обязательной отсидки - не по приговору же суда. Кроме того, кто гарантирует, что именно в финале вдруг случится нечто такое, что искупит все эти мучения? Ах, оказывается, там "радикально переосмысляется" пьеса Ибсена! Ну, наконец-то - переосмыслили, вот счастье! И даже более того - а вдруг этот финал или "грани" лишь пригрезились Марине Давыдовой, которая, честное слово, рассуждает как инструктор райкома ( она бы там дисциплину навела!) Гражданская позиция? Вообще-то всегда казалось, что поход в театр - хоть на фестиваль, хоть так - есть форма проведения досуга. Впрочем, считайте, что массовый исход с бездарных спектаклей и обозначает гражданскую позицию - пусть режиссеры призадумаются.
  • KL· 2009-12-09 20:43:04
    Ну да, кроме критиков, для которых театр - это работа, зато они все знают, да и ходят бесплатно, и кроме богатеев, которым плевать, сколько стоит билет, а ходят они отметиться, есть еще и просто зрители - те, что следят, заранее покупают билеты. А в остальное время - ходят на работу (многие every day full time - да-да, есть и такие, 9 часов в день минимум, с понедельника по пятницу), тратят на дорогу ежедневно часы в один конец. И на любимое хобби - театр - выкраивают не только деньги, но и время , и силы. Я вот лично не ушла ни с "Чайки", ни с "Изабеллы", ни с "Норы", ни с "Нижинского". Но иногда ухожу (обычно не с фестивальных спектаклей, слава богу). Но не сидеть же, если не нравится, если нет сил, если желание попасть на последнюю маршрутку сильнее желания досидеть до финала не нравящегося тебе спектакля? Хотя,я бы, со своей стороны, предпочла бы не попадать на те спектакли, с которых мне захочется уйти. В общем, мне бы хотелось больше информации ДО фестиваля. Чем больше, тем лучше. Кураторы-организаторы, берите пример с Л.Десятникова - казалось им, что публика " не поймет" Берга - какую просветительскую работу они развернули!
  • abyrvalg· 2009-12-13 23:39:05
    правда в словах Марины Давыдовой есть. Но допустим высидеть Гамлет Коршуноваса я не смог по другой причине.ужасающий голос играющего за актеров на русском переводчика...Вынести это было почти невозможно, так как его завывания перекрывали практически неслышные голоса актеров. Ужасающий непрофессионализм молодого поколения не позволял расслышать живую речь актеров, кроме исполнителя роли Полония..Не в моих правилах уходить. Но тут был случай просто невозможный...хотя в общем-то досмативать спектакль норма хорошего тона.
  • Agella· 2009-12-14 15:09:05
    Она кричала: "Ушли? Ха-ха-ха. не выдержали, бедняжки?"
    А спектакль чудесный. За актеров. конечно, обидно, но эгоистично я радуюсь. Позавчера с Триптиха ушли и я пересела с подушки в середину 10 ряда, что в третьем акте очень по-царски, учитывая "потолочный" спецэффект.

    Наш народ надо водить на часовой "Июль" или тоже часовой иранский "Метаболик", где зритель и рад бы уйти, да как-то неловко и не найти момент.
  • Firs· 2010-01-06 03:30:58
    Как славно нам, "обрифмованным театральным сливкам," Марина врезала. Странная публика какая в столице, ведь уже принято решение, что шедевр на сцене, а ей всё хочется взаправду на Луну полететь. И, вроде, справедливо по форме - привезли труппу в театральную Мекку, а публика нос воротит. А по сути - попытка свалит досаду от топорной работы организаторов фестивалей на зрителя.
    Во-первых, театральный зритель отсекается напрочь при цене за билет более 2000 рублей. Арифметика простая - 50 походов в год, да на 2000 (может забросить родные театры и копить на привозные шедевры). Так что, для кого везут от того и терпите.
    Во-вторых, публика в Москве и вправду перекормлена театральными зрелищами, учитывая историю. Западные фестивальные тусовки у нас пока не прижились. На три недели дешёвую гостиницу не снимешь, чтоб бродить до утра с собратьями, обсуждая увиденное.
    В-третьих, прав народ - надо бы и на околотеатральные вещи внимание обратить. Жизнь изменилась, народ хочет планировать своё личное время. Я имею в виду такие мелочи, как начало спектакля, пресловутую вешалку с которой всё начинается и порядок в зрительном зале, на который устроителям наплевать. Актёры, зачастую, сами пожирают время на аплодисменты себе, затягивая начало. За людей волнуются родственники и не ждут такси с электричками.
    В-четвёртых, разве создатели спектакля не заинтересованы в обратной связи со зрителем? Вот они её и получают. В худшем варианте - можно продавать тухлые помидоры в буфете. Многие вернутся с ними дожидаться финала. А что? Режиссёры нас воспитывают со сцены, а мы их из зала. В этом споре может родиться театральная истина. Или попросить г-жу Давыдову на обороте программки поминутно отметить "грани прекрасного" в этом спектакле и установить монитор в буфет. Ведь пр-р Преображенский на "Аиду" тоже только ко второму акту поехал.
    Если зрителю, как автору этой обвинительной статьи, пришлось бы хоть когда-нибудь столкнуться с авторами, исполнителями или устроителями этого "авангарда", то он бы никогда не ушёл. Разными глазами смотрим мы на сцену. Вот и вся цена этому обвинительному пафосу.
  • lyagushatnik.blogspot.com· 2010-04-07 20:51:31
    Самое неприятное на московских театральных фестивалях – хамское поведение самих театралов

    В ТОЧКУ!!!
  • interRaptor· 2010-09-17 16:06:44
    Не нравится, что мы уходим? Хорошо, будем аплодировать тех пор, пока действие не будет остановлено. Если не хотите, чтобы до этого доходило, дайте просто уйти.
    Не надо доводить идею "толерантности" до абсурда!
Все новости ›