Оцените материал

Просмотров: 6262

Подарки. Польский театр в Москве

27/12/2010
В наступающем году главные театральные подарки привезут в Россию из Польши. OPENSPACE.RU и «Золотая маска» дарят читателям фрагменты тех спектаклей, которые ни в коем случае нельзя пропустить

©  Эдик Катыхин

Подарки. Польский театр в Москве
В марте «Золотая маска» совместно с Институтом Адама Мицкевича в рамках проекта «Польский театр в Москве» привезет в столицу сразу три работы трех выдающихся режиссеров — Кристиана Люпы («Персона. Мэрилин»), Гжегожа Яжины («Теорема») и Кшиштофа Варликовского («(А)поллония»). Каждая из этих постановок стала событием общеевропейского масштаба. Посмотрев их, можно, во-первых, еще раз убедиться, что польский театр играет сейчас ведущую роль во всем европейском театре (причем эти лидирующие позиции сохраняются за ним фактически на протяжении всей второй половины ХХ века: достаточно вспомнить имена Тадеуша Кантора, Ежи Гротовского, Анджея Вайды, Конрада Щвинарского, Йозефа Шайны, Ежи Яроцкого и т.д.). Во-вторых, несложно будет догадаться, что все три режиссера связаны друг с другом некими творческими узами: Гжегож Яжина и Кшиштоф Варликовский являются учениками мэтра польского театра 67-летнего Кристиана Люпы.

Для работ всех трех мастеров характерны неторопливое течение сценической жизни, истонченная грань между реальным и сверхреальным (при желании можно определить его как «сюрреалистическое»), позиционирование режиссера не как интерпретатора некоего литературного текста, но как полноправного его соавтора, а порой — и единственного автора, монтирующего свой сценический опус из фрагментов очень разных, казалось бы, несовместимых текстов или из зафиксированных во время репетиций актерских импровизаций на заданную тему. Точкой отталкивания может стать для каждого из этих режиссеров длинный философский роман, культовый фильм, биография известного человека, но всякий раз в их работах поражает интеллектуальная свобода, с которой они ведут диалог со зрителями, и интеллектуальный градус этого разговора.

В известном смысле все три постановки станут испытанием для публики, ибо уследить за ходом режиссерской мысли в рамках пятичасового представления («(А)поллония») или куда более короткой, но почти бессловесной «Теоремы», очень непросто. Но сама театральная фактура всех трех спектаклей неизбежно превратит это испытание в наслаждение.
Марина Давыдова


«Теорема» Гжегожа Яжины

«(А)поллония» Кшиштофа Варликовского

«Персона. Мэрилин» Кристиана Люпы

Ссылки

 

 

 

 

 

Все новости ›