Оцените материал

Просмотров: 22046

«Улисс» в «Мастерской Петра Фоменко»

Видас Силюнас · 04/02/2009
Евгений Каменькович впервые в истории театра решился поставить шедевр модернистской прозы — роман Джеймса Джойса «Улисс»

©  Предоставлено Московским театром «Мастерская П. Фоменко» / Алёна Бессер

«Улисс» в «Мастерской Петра Фоменко»
Карл Густав Юнг в отзыве на роман Джойса «Улисс» вспомнил слова своего дяди. Будучи человеком, умеющим увидеть суть явлений, он однажды спросил: «Знаешь, как дьявол терзает грешников в аду?» И сам себе ответил: «Он заставляет их ждать».
Действие великого романа Джеймса Джойса длится всего один день и одну ночь. Это время проживают в книге Стивен Дедал, Леопольд Блум и его жена Молли, к которой он после скитаний по Дублину возвращается и которая, в отличие от Пенелопы, его не ждет. «Улисс» — самое долгое ожидание в мировой литературе. Ожидание конца романа, который так и не заканчивается, обрываясь словечком Молли — «да». Сумбурный монолог героини (более пятидесяти страниц без единого знака препинания) — одна бесконечная фраза. Произнесение его со сцены заняло бы около трех часов…

©  Предоставлено Московским театром «Мастерская П. Фоменко» / Лариса Герасимчук

  «Улисс» в «Мастерской Петра Фоменко»

«Улисс» в «Мастерской Петра Фоменко»

Гениальный «Улисс» напоминает циклопическое лего, состоящее из обрывков эмоций, мыслей, сведений; из скрытых или прямых цитат. Каким образом Джойса, нанизывавшего клочки фраз и слов на произвольно изогнутые рациональные структуры, соединить с привычной кантиленностью русского психологического театра? Понимая невозможность такого пути, постановщик спектакля Евгений Каменькович выбрал другой: он обратился к технике коллажа, «монтажу аттракционов» — тому, что сближало Джойса с высоко ценившим его Сергеем Эйзенштейном. Монтаж и позволил Каменьковичу состыковать множество несхожих фрагментов в шестичасовой спектакль.

©  Предоставлено Московским театром «Мастерская П. Фоменко» / Лариса Герасимчук

  «Улисс» в «Мастерской Петра Фоменко»

«Улисс» в «Мастерской Петра Фоменко»

Фрагменты эти различны не только по стилистике, но, увы, и по качеству. Особенно хороши, как ни странно, те, где на первый план выступают персонажи второго: Бык Маллиган, Буян Бойлан, Терри, Цирюльник (Андрей Казаков); Директор, Маккой, Эглинтон (Алексей Колубков); Адвокат, Листер, Ленехан (Олег Любимов); Саймон Дедал, Рассел (Владимир Топцов). Это истинный парад образов — сочных, как пушкинский «ростбиф окровавленный», хотя порой и плакатно плоских. Оно и немудрено. Евгений Каменькович известный мастер изобретательного гротеска, ставшего вместе с «монтажом аттракционов» доминантой в современном театре.

С главными героями сложнее. У Джойса в Леопольде Блуме есть проблески человеческого, слишком человеческого — пристрастие к чуть отдающим мочой жареным почкам и чуть пикантным эротическим лакомствам. Почку Блум жарит и в спектакле, но от чувственных влечений он здесь избавлен начисто. В результате Анатолию Горячеву досталась совершенно выхолощенная роль. У Джойса вызывающе банальные и подчеркнуто недодуманные мысли Блума непрерывно пульсируют, что позволяет говорить о пародии на интеллигента. В спектакле это скорее бесчувственная кукла.

Читать текст полностью

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:3

  • poverh-art· 2011-02-25 20:39:20
    :)) пачимуж впервые??? )))
  • poverh-art· 2011-02-28 17:58:42
    ... "Улисс" Каменьковича настолько хорош, что можна дажа поговорить о высоком. А если поговорить о высоком, то тогда придёцца сказать, что "это" - гавно. Греки ушли, евреи остались - а это лишает Джойса смысла, тогда уж Кафка, а не Джойс... ;)) - Как в "Космос как предчувствие" Миндадзе благодаря Учителю не осталось ни Космоса, ни Предчувствия... И что мешает ему нарядить Губки в туники? Не желание опошляться, отсутцтвие мозгов? ... а, всё равно. ... Актёры - нереально хороши.
  • poverh-art· 2011-02-28 18:53:26
    ... и ишшо вот. ... о таких весчах, канечно, не пишут, но... Мария Зайкова и Полина Кутепова - две женщины с идеальными "вневременными" телами... только вот... кисти рук. ... типа, вспоминаешь сразу про Реки Времени в подземельях Аида... театральный цигун vs греческое запределье, как Фоменко vs Васильев, то ли --- 0:0, то ли --- 20 из 21))
Все новости ›