— Сколько стоит?
— Миллион.
— А почему?
— А я так хочу!

Оцените материал

Просмотров: 20624

А почем у вас аренда?

Анна Банасюкевич · 22/12/2011
Страницы:
 

Мария РЕВЯКИНА:
Такая идея может быть воплощена, но это должна быть универсальная площадка, потому что для каждого приезжающего спектакля нужны индивидуальные условия. Зеркало сцены у всех разное. Из 52 привозимых нами спектаклей каждый имеет свой технический райдер. Так что это решило бы часть проблем, но не все. Потом эту площадку все равно надо содержать — как минимум платить контролерам, уборщицам, световикам. То есть какая-то минимальная аренда там все равно будет. К тому же мы показываем наши спектакли концентрированно, с конца марта до середины апреля. У нас параллельно на разных площадках идет несколько спектаклей — опера, драма, балет. Иначе пришлось бы проводить фестиваль в течение двух месяцев, а это невозможно, потому что работает жюри.

Таким образом, вопрос все равно упирается в необходимость регулирования на уровне учредителя, то есть города и государства.


Мария РЕВЯКИНА:
Необходим соцзаказ, так называемое техническое задание, которое будет выдаваться тому или иному театру. Видимо, в это техническое задание должна быть вписана строка про фестивали, чтобы мы могли получать площадки в аренду по другим ценам. Должна быть разработана сетка цен, которая была бы приемлемой.


Илья КОЛОСОВ, бывший директор Московского драматического театра им. К.С. Станиславского:
Только государство может изменить ситуацию. Были разные совещания, на которых говорилось, что надо рассчитывать аренду каким-то образом, что аренда должна быть не выше 50 процентов сверх себестоимости. Но все это пока только словесные игры, всё как делали, так и делают, никаких четких указаний на эту тему нет.

Что касается европейских фестивалей, это вопрос отношения. Ведь если бы у нас фестиваль пользовался поддержкой департамента, департамент мог бы просто взять пять дней у какого-то театра, и все. По закону театр обязан предоставлять для проведения общегородских мероприятий сколько-то дней бесплатно. Если департамент объявит какой-нибудь фестиваль городским мероприятием, то можно попросить театр предоставить площадку бесплатно. Хозяин-то — Департамент культуры Москвы.

Справедливости ради надо посмотреть на ситуацию и с другой стороны баррикады — со стороны самих театров.

Сегодня политика государства в отношении любых бюджетных организаций явно направлена на снижение государственных расходов, уменьшение финансирования, побуждение учредителей к самостоятельному заработку. В среднем театр финансируется государством на пятьдесят процентов, остальные пятьдесят театр должен заработать сам — не только продажей билетов, но и «деятельностью, приносящей доходы», с которой платятся налоги в бюджет. Театры сдают помещения в аренду — ресторанам, под офисы и т.д. Понятно, что аренда, особенно в центре города, стоит очень дорого, но при этом в договорах иногда значатся суммы более чем скромные, что вызывает справедливые подозрения у ревизий и проверок Счетной палаты. Речь идет о так называемых откатах, когда в бюджет организации, сдающей помещение, идет сумма, указанная в договоре, а реальные деньги оседают в карманах дирекции и администрации. Это уже отдельная тема, стоит лишь сказать, что контролируется этот процесс ведомством, занимающимся имуществом (Госкомимущество, Департамент имущества города Москвы); существуют официальные расценки, нормативы, по которым хозяйствующие субъекты должны высчитывать стоимость. Что касается сдачи зала под фестивальный спектакль, под антрепризу или корпоративное мероприятие, то здесь само понятие «аренда» является жаргонным, юридически такого понятия не существует.


Илья КОЛОСОВ:
Это так только называется — аренда зала. В принципе помещение театра принадлежит Москве, Департаменту имущества, и любое помещение можно сдавать в аренду только с его разрешения. Это с одной стороны, а с другой — эта процедура нигде не прописана. То есть если ты придешь в Департамент имущества и скажешь, что хочешь сдать зал в аренду на один день, тебя отошлют обратно. Аренда — это сдача помещения на год, например, под офисы, рестораны. Это все расписано: стоимость квадратного метра, коэффициенты, независимая оценка помещения. Все документально и научно обосновано. А в случае проката зала это называется «совместное проведение мероприятия». Заключается стандартный юридический договор, где заказчик заказывает у театра монтировщиков, свет, звук. Фактически нет никаких правоустанавливающих документов.

Сугубо финансовый вопрос в случае с арендой входит в тесную связь с вопросом творческим. Руководство уважаемых театров вряд ли будет пускать в свой театр любого, готового заплатить большие деньги за аренду: на сцене театра Фоменко играются, например, только фестивальные спектакли или спектакли дружественных театров, например театра «Эрмитаж». На сцене Театра им. Моссовета показывают и антрепризу, но тоже определенного качества (и здесь можно начать долгий разговор о состоянии «бульварного» театра в России): многие годы тут идет спектакль Ladies’Night «Независимого театрального проекта» — хоть и с юмором на грани фола, но сделанный и сыгранный очень качественно. Зато в театре «Содружество актеров Таганки» в огромном количестве не только в выходные, но и в обычные дни идет забубенная антреприза, вроде спектаклей «Бумажный брак» компании «Арт-партнер XXI» Леонида Робермана или «Здравствуйте, я ваша теща» Vip-театра.

Но ситуация, когда вопрос аренды никак не отрегулирован, в принципе ведет к тому, что ничто не мешает репертуарному театру превратится в прокатную площадку. Если собственные спектакли не продаются, если в зале 30‒50 человек, то почему бы не выправить ситуацию за счет аренды. Непонятно только, какое отношение все это имеет к заветному словосочетанию «репертуарный театр». И тогда возмущение директоров частных театров, в отличие от государственных не имеющих льгот ни в аренде, ни в уплате налогов, становится понятно.


Леонид ТРУШКИН, художественный руководитель Театра Антона Чехова:
Если мы хотим жить в здоровом обществе, оно должно быть конкурентным. В нашей Конституции прописано, что все формы собственности равны, но происходит дискриминация. Мои коллеги из государственных театров снимают площадки (например, в случае ремонта) в государственных и негосударственных учреждениях, например ДК МЭЛЗ — это частный ДК. Аренду в этом случае им оплачивает государство, в частности Департамент культуры. Например, балет «Москва» Николая Басина, насколько мне известно, не платит за аренду. Или МХТ, который играл в МЭЛЗ и в «Театриуме на Серпуховке». А когда мы снимаем площадку, мы платим по полной мере и преференций не имеем. Хотя род деятельности у нас тот же самый. Частная собственность в России подавляется.

Помимо предоставления залов под аренду, театр не гнушается пускать к себе и корпоративы. На эту скользкую тему мало кто из директоров соглашается говорить, но в частных разговорах уверяют, что этим занимаются все без исключения. Скажем, в «Школе драматического искусства» — правда, уже после отъезда из страны Анатолия Васильева — отмечал свой день рождения известный певец Николай Расторгуев.


Михаил ПУШКИН:
Я должен как-то компенсировать то, что потерял в предыдущие дни. Ну сколько может заработать студенческий спектакль в фойе, а у нас в репертуаре много таких спектаклей? Понятно, что это минус, с которым мы живем дальше. Этот минус надо превращать хотя бы в ноль.

Активное зарабатывание театрами денег при наличии какого-никакого финансирования, а также сомнительный уровень репертуара некоторых из них вызывает обиду у директоров частных театров. Надо при этом заметить, что частный театр — это не только коммерческая антреприза, которая занимается зарабатыванием денег, экономя на декорациях и эксплуатируя «звезд». Частный театр — это, например, знаменитый и в России, и в Европе «Коляда-театр». И такие театры вынуждены не жить, а выживать. Об этой ситуации недавно писала


Елена ГРЕМИНА, директор «Театра.doc»:
Мы сейчас находимся на гастролях в Таллине. Нас принимает Kanuiti Gildi Saal — негосударственный театр, известный в городе. Вечером их два зала полны молодежи, они показывают современные, экспериментальные постановки. Город оплачивает арендную плату этому театру (негосударственному!) — и платит зарплату нескольким сотрудникам. Деньги на проекты они находят сами. До того мы были в Финляндии, нас принимал один из самых известных в Хельсинки Q театр. Оказывается, и в Финляндии негосударственные театры пользуются поддержкой города и государства — им дают деньги на аренду, льготы по всем платежам. Им не надо выживать — они могут работать на радость своим зрителям, экспериментируя, привлекая молодежную аудиторию.

У нас ситуация совершенно другая. <…> Душит аренда, душит коммуналка, враждебна бюрократия. Возьмем известные, увенчанные премиями негосударственные театры — КНАМ из Комсомольска-на-Амуре платит коммунальных платежей 40 тысяч рублей, «Диалог Данс» в Костроме платит многотысячную аренду ежемесячно, из-за арендных платежей то и дело оказывается на грани закрытия знаменитый ЦЕХ.

И ясно, что пока государство, город, управляющие культурой органы не начнут решать проблему аренды, будут повышаться цены на билеты фестивалей, срываться гастроли и чахнуть частные инициативы.

P.S. Новый глава Департамента культуры города Москвы Сергей Капков, принимавший участие в дискуссии проекта «Платформа» «Московский театр: что нам со всем этим делать?», заявил, что в столице в скором времени появятся новые открытые площадки и будет введена дифференциация цен на аренду (появятся три категории цены: коммерческая, городская и социальная). Остается надеяться, что эти обещания не останутся обещаниями и что город в очередной раз не отмахнется от проблемы отдельными распорядительными актами, на которые никто не обращает внимания.
Страницы:

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:1

  • eminail· 2012-01-25 03:28:28
    Аренда в театра?
Все новости ›