Извините, но я в трусах!

Оцените материал

Просмотров: 19863

Петербург: криминальное чтиво

Лилия Шитенбург · 12/12/2011
Громкий скандал вокруг Театра комедии им. Акимова: рейдерство или ротация?

©  Андрей Федоров / PhotoXpress

Санкт-Петербургский театр комедии им. Н.П. Акимова

Санкт-Петербургский театр комедии им. Н.П. Акимова

От редакции. 27 ноября на интернет-портале «Фонтанка.ру» появилась статья петербургского театрального критика Жанны Зарецкой «Особа опасна: трехгрошовый театр на Невском обходится городу слишком дорого», посвященная печальному положению дел в Театре комедии им. Акимова и его бессменной уже 15 с лишним лет руководительнице — режиссеру Татьяне Казаковой. После этого в театральных кругах города началось апокалиптическое ожидание «перемен», спровоцировавшее громогласные выступления отдельных актеров театра. Последние повторяли как заклинание, что в статье всё — «ложь и фальшь».


Интересно, что каждый из упомянутых в «лживой» статье пунктов до того не раз и не два обсуждался в прессе (не говоря уже о театральных кулуарах!). Года полтора назад на том же портале был проведен очередной «круглый стол» по поводу проблем Театра комедии. Другой вопрос, что разговоры о критическом положении в театре, возникая вновь и вновь, каждый раз волшебным образом затихали. И с этим, кажется, все смирились. И вдруг произошло непредвиденное: словно бы собранная из рапортов Капитана Очевидность статья Зарецкой дала такую впечатляющую общую картину жизни Театра комедии, что отмахнуться от этого концентрированного бедствия власти уже не смогли.

«Инициативная группа» представителей театра (куда вошло несколько актеров) выбрала позицию глухого отрицания. На всякий случай отрицать принялись всё. В том числе и то, что давно стало достоянием опубликованных статей и документальных фильмов. Если поверить уважаемым господам артистам на слово, то выходит, что покойный Игорь Дмитриев никогда не давал по поводу Казаковой множества газетных и телевизионных интервью. Что звезда фоменковского театра Ольга Антонова никогда не боролась в открытую с авторитарным и неэффективным руководством. Что коллективная жалоба, написанная актерами труппы в Минкульт, не была тут же переадресована самой Казаковой, а подписавшие ее не были уволены, не восстанавливались по суду и не сидят с тех пор без ролей. Что давно открытый с помпой Белый зал театра, предназначенный под Малую сцену, якобы вовсю работает по своему прямому назначению и показывает спектакли, а вовсе не используется в неизвестных целях. Что никто не помнит пламенных выступлений Виктора Сухорукова. Что никому не известны сложные обстоятельства и горчайший финал театральной судьбы Александра Демьяненко, оставшиеся на пленке благодаря телевизионной программе с неслучайным названием «Чтобы помнили». Что не стал одной из самых печальных историй театрального Петербурга уход из жизни легендарного Геннадия Воропаева, жестоко оскорбленного накануне своего 70-летнего юбилея. Знаменитый акимовский Дон Жуан и Ученый — согласно версии его «младших современников» — видимо, по личной склонности играл не в родном театре, а в маленьком «Особняке» у Дмитрия Поднозова. Те, кто сейчас пылает праведным гневом по поводу статьи Зарецкой и так ратует за сохранение своего «театра-дома», вспомните: был такой артист. Геннадий Иванович Воропаев. Не припоминаете? Или как-то так вышло, что у него, акимовского премьера, было меньше прав на этот театр-дом?

Однако дело не столько в прошлых трагедиях, которые конечно же обеспечили призраками на сотню лет вперед здание театра у Елисеевского, сколько в том, что за последние пять лет театр выпустил всего 8 премьер, одна из которых — дипломная работа курса Казаковой («Игроки»), а еще одна — детский утренник. И если можно списать их количество на то, что год театр проработал вне своего исторического здания (находящегося на ремонте), то на что списать их качество — уж совсем непонятно.
Пережив краткий взлет в первые годы правления Татьяны Казаковой (спектакли конца девяностых годов давали надежды на весьма приятные перспективы), Театр комедии в течение последних десяти лет превратился в дивный остров забубенной провинциальной пошлости, расположившийся прямо посреди Невского проспекта. На какой бы спектакль, какого бы режиссера и какого бы автора вы ни пришли, зрелище тут гарантировано примерно одинаковое: много, как бы это помягче выразиться, «веселой кутерьмы» в пестрых костюмах на нарядном фоне. Актрисы, подобрав юбки, жизнерадостным тяжеловесным галопом спешат из кулисы в кулису, любимцы публики демонстрируют все свои овеянные званиями два с половиной штампа (подобно бессмертному комику из «Академии смеха»: «Извините, но я в трусах!»), форсированный звук и натужное комикование давно уже заменили любые иные актерские техники. Значащееся на афише имя режиссера, как это ни странно, тут и впрямь несущественно: Татьяна Казакова доводит до совершенства спектакли практически любых постановщиков, приглашенных в театр. Одни, ужаснувшись результату, снимают свое имя с афиши, другие оставляют, но казаковского клейма с их творений уже не смыть. Неудивительно, что критики в подавляющем большинстве перестали ходить в этот театр (в чем не стесняются признаваться).

Публика, а точнее — заполняемость зала, служит традиционным предметом гордости Театра комедии. Но тут возникает много вопросов. Во-первых, так ли уж значительна эта самая пресловутая «заполняемость», близка ли она действительно к 100 процентам (как на это намекает театр) или все-таки колеблется в районе привычных 75? Выделяются ли театру средства на новые постановки — и если да, то как они расходуются? Ведь новых постановок тут очень и очень мало. Заинтересовано ли государство в поддержке культуры (и развитии театрального искусства в том числе) — или оно готово поддерживать субкультуру «случайного зрителя» с неразвитым эстетическим вкусом, и от сцены требующего привычного телевизионного «Аншлага», и аншлаг обеспечивающего? Да и зачем театру, недвусмысленно сделавшему ставку на коммерческий репертуар, государственная финансовая поддержка?

В свое время петербургский комитет по культуре манифестировал принцип финансирования театров: «спонсировать зрителя», а не творчество. То есть выделять больше денег тому театру, чья посещаемость выше. Вне зависимости от того, каким путем ее добились. До чего можно дофинансироваться в таком случае, страшно себе представить.

Дело ведь не только в том, что Театр комедии в своей панической боязни каких-либо перемен получил застой в репертуаре, растренированную и деморализованную труппу и низкую оценку внутри профессионального сообщества. Беда еще и в том, что пресловутая «стабильность» пятнадцати лет несменяемого пребывания на руководящей должности, отсутствие какой бы то ни было конкуренции и полная бесконтрольность плачевно повлияли на талант самой Татьяны Казаковой. В ее спектаклях середины и даже конца 90-х годов присутствовали некоторая тонкость, неожиданный иррациональный лиризм, прорывы острого драматизма в комедийном действии. Но теперь их нет. Все ушло. Бессрочный договор с худруком породил бессрочный творческий кризис. Теперь вверенные Казаковой актеры ориентированы лишь на то, чтобы кривляться бодрее. «Ложь и фальшь» — не в статье Зарецкой, а на сцене Театра комедии.

Запуганные до последней степени (в том числе — какими-то призрачными угрозами, вроде перепрофилирования здания театра в отдел Елисеевского магазина или чего-то подобного) артисты специально выучили трудное словосочетание «рейдерский захват». Так они окрестили статью на «Фонтанке», а главное — последовавшее вслед за ней распоряжение вице-губернатора Петербурга Василия Кичеджи сформировать комиссию комитета по культуре, призванную разобраться со скандалом. Быстрая реакция нового вице-губернатора поразила питерскую театральную общественность до того, что в «теорию заговора» поверили даже некоторые вполне здравомыслящие люди. Забыв при этом, что снять Казакову клялись все культурные начальники последних лет.

То, что государственный театр государственную же проверку своей деятельности называет «рейдерским захватом», говорит о том, что идея «театра-дома» дошла до полного абсурда. Гостеатр все чаще и чаще воспринимается как частное предприятие его худрука: чего хочет, то и воротит.

Совершенно очевидно одно: что ситуацию с театром необходимо разрешить не кулуарно, а гласно и открыто. Лучшим из возможных выходов представляется объявление открытого конкурса на замещение должности художественного руководителя театра. Причем соревноваться должны не только послужные списки кандидатов, но и их творческие концепции. Это будет важный и очень нужный для отечественного театра прецедент.
Страницы:

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:53

  • smuzi· 2011-12-13 17:13:37
    Открытое письмо Татьяны Москвиной, адресованное членам комиссии по проверке Театра комедии:

    Уважаемые коллеги! Дорогие друзья и соратники!

    Хотелось бы высказать несколько соображений, вызванных статьей Ж.Зарецкой о санкт-петербургском Театре Комедии под руководством Т.Казаковой.
    У многих людей, знающих о проблемах театра Комедии, и не только театра Комедии, у тех, кто мечтает о благотворном преображении театрального Петербурга, эта статья вызвала тяжелое чувство. И вызвала горькие мысли не о театре Комедии собственно, а о катастрофическом положении дел с театральной критикой и театроведением в Петербурге.
    Вроде бы автор хочет, чтоб воссияла справедливость и некомпетентный, по её мнению, руководитель был заменен. Однако личина этой мнимой справедливости сидит как-то криво и косо — а из-под нее выглядывает страстное желание критика снимать и назначать режиссеров, вершить судьбы театров, распределять блага. И вообще стать чем-то вроде богини Судьбы, по чьему слову проливается или не проливается золотой дождь.
    Что такое случилось? Почему критик, чье дело — рассуждать об искусстве — вдруг уверовал в свою миссию руководителя театрального процесса? Ведь театр делают практики — режиссеры, актеры, художники, драматурги и так далее — это они вкладывают в живую плоть театра свое время, нервы, душу, жизнь. (Если бы завтра все театральные критики и театроведы улетели на Луну, не закрылся бы ни один театр,уверяю вас!)
    А что вкладывает в свои тексты Ж.Зарецкая? Откуда такая титаническая самоуверенность?
    Может быть, перед нами автор многочисленных книг о театре, признанных специалистами? Нет. Известный педагог, учитель? Нет. Открыватель талантов, поддерживающий своим словом первые шаги в творчестве? Нет. Зарецкая вообще не мастер поддерживать и помогать.
    Перед нами поверхностно образованный, посредственно пишущий, крайне агрессивный человек, желающий отнюдь не рассуждать об искусстве — а рулить около и возле искусства. Что-то там себе наваривать на сварах и дрязгах, проталкивать свои кандидатуры и топить чужаков.
    Перед нами в лице Зарецкой — обыкновенная театральная мафия, не большая, не смертельно опасная (пока что), но представляющая определенную угрозу для нравственного климата театрального Петербурга.
    Пользуясь слабой компетентностью в вопросах управления культурой предыдущей городской администрацией, малочисленностью наших городских СМИ и их откровенной серостью (особенно в искусстве), группа довольно предприимчивых людей сформировала некий «клан». И принялась громить неугодные театры и выпячивать угодные — грубо, вульгарно, развязно, бездоказательно. Однако неугомонно и постоянно.
    Для этого клана ( больше подошло бы слово «шайка») проблемы творчества не важны. Важна власть, влияние, фестивали, премии — вся околотеатральная пена, где бы они, люди нетворческие, могли бы стать важными лицами.
    Их вкус должен стать, видите ли, определяющим. По их слову должны снимать и назначать режиссеров! Они уже не критики, не журналисты — они власть, они политики, пусть на небогатом и небольшом пространстве театрального Петербурга, но и это немало. Это тысячи судеб, которые можно изломать по своему вкусу.
    Есть ли проблемы у театра Комедии? Конечно. Они есть у многих коллективов. Нужно ли их решать? Конечно. Но ни в коем случае компетентные органы управления не должны руководствоваться мнением одной «шайки», одного клана. Снимать главного режиссера в разгар театрального сезона по вульгарном «разносу» критика — значит, создавать опаснейший прецедент.
    Это, извините, уже будут 30-50е годы прошлого века, когда появление в «Ленинградской правде» разносной статьи означало — катастрофу, снятие с должности, а то и арест. Этого Ленинград нахлебался вдосталь и в последующие годы. Тяжелая, трагическая история за плечами у нашего города — талантливых людей выдавливали, выживали не только из ленинградских театров, но бывало что — из жизни. И всегда впереди всякой мерзости услужливо бежал какой-нибудь «тэатровэд», вереща о недостаточно высокой художественности!
    Любые решения в области культуры должны быть взвешенными и спокойными. Критик имеет право высказать свое мнение, каким бы острым оно ни было, но не имеет никакого права навязывать свои личные предрассудки властям и выступать в качестве вершителя судеб.
    Лучше бы наши критики озаботились качеством своих текстов, которые год от года все хуже и хуже. И постыдились собирать сплетни и слухи, приводя их в качестве доказательств. Вообще очень было бы полезно «вышедшим из берегов» критикам осознать свое скромное место на театральном поле, которое может оказаться очень даже полезным и плодотворным.
    Ж.Зарецкой не нравятся спектакли Т.Казаковой, а нравятся спектакли В.Фокина. Ну, и дальше что? Будем делать «оргвыводы», что ли? А кому-то еще что-то не нравится, так что — на каждый критический чих будем «здравствовать»? Так они все чихают беспрерывно, никаких оргвыводов не хватит, всех главрежей и худруков придется снимать — каждый ведь кому-то да не нравится!
    Надеюсь, что у здравомыслящих театральных деятелей найдутся разумные доводы для администрации С-Петербурга, чтобы она не волновалась попусту и не реагировала на бурные и явно болезненные проявления чьей-то очередной жажды «порулить».
    «Рулить» в театральном Петербурге будут, я надеюсь, практики театра — люди, которых волнует творчество, а не околотеатральные дрязги.

    Татьяна Москвина
    писатель, драматург, критик
    заведующая отделом культуры газеты «Аргументы недели»
    обозреватель «Радио России -Культура»
    дважды лауреат премии «Золотое перо Санкт-Петербурга»
    член союза кинематографистовРоссии и союза писателей Санкт-Петербурга
  • smuzi· 2011-12-13 17:15:08
    ПОЛНАЯ ВЕРСИЯ ЭФИРА.
    ПРЕСС-КОНФЕРЕНЦИЯ В КОМСОМОЛКЕ
    http://spb.kp.ru/video/461640/

  • smuzi· 2011-12-13 17:17:15
    Открытое письмо актеров театра комедии.

    Вице–губернатору Санкт-Петербурга
    В. Н. Кичеджи
    от творческого коллектива
    Санкт-Петербургского государственного
    Театра Комедии им. Н. П. Акимова

    Уважаемый Василий Николаевич!

    К Вам обращаются артисты Санкт-Петербургского государственного академического Театра Комедии им. Н. П. Акимова. Повод — ситуация вокруг нашего театра, сложившаяся после публикации в интернет–газете «Фонтанка.ру». На наш взгляд, автор статьи грубо искажает действительность, подтасовывая факты. Все претензии к эстетическому качеству спектаклей Т. С. Казаковой субъективны и пристрастны, а обвинения в несостоятельности руководства и создании нетворческой атмосферы внутри коллектива — надуманны и оскорбительны — по тону и по существу. Оскорбительны для всех: для труппы театра Комедии, его художественного руководителя, зрителей, для всей театральной общественности. Эта публикация не стоила бы внимания (в ней столько лжи!), если бы она не стала поводом для создания специальной комиссии Комитета по культуре, призванной в течение десяти дней разобраться в ситуации и принять соответствующие меры по результатам проверки.

    Мы убеждены: решение судьбы театра и его художественного руководителя недопустимо без учета мнения творческого коллектива. Тем не менее, с момента выхода статьи никто из представителей Комитета по культуре не поинтересовался, что же сами артисты думают по этому поводу. А мы готовы к честному разговору и намерены защищать своего художественного руководителя.
    Считаем, что жизнь в театре Комедии, руководимом Татьяной Казаковой, идет насыщенно, творчески, интересно. Как известно, комедия сложный жанр не каждому режиссеру он по силам. А Татьяна Сергеевна достойно справляется с этой непростой задачей, что доказывает зрительский успех ее постановок.

    Репертуар нашего театра постоянно обновляется, причем спектаклями ведущих режиссеров, таких как Григорий Козлов, Михаил Бычков, Виктор Крамер, Владимир Туманов, Юрий Аксенов, Лев Стукалов. В ближайшее время состоится премьера нового спектакля в постановке Татьяны Казаковой «Такового не бывает» по пьесе Елены Ерпылёвой «Черепаший бунт». Параллельно идут репетиции новых спектаклей: «Визит старой дамы» Ф.Дюрренматта и «Блюз толстяка Фредди» Ф.Барри.

    Уважаемый Василий Николаевич! Надеясь на непредвзятость и объективность, убедительно просим Вашего личного вмешательства, которое поможет прекратить все несправедливые нападки на театр.

    Будем рады видеть Вас на спектаклях нашего театра!

    С уважением,
    артисты Театра Комедии им. Н. П. Акимова.

    Открытое письмо Вице-губернатору было подписано народными артистами России И. С. Мазуркевич, А. Ю. Равиковичем, М. С. Светиным, Ю. С. Лазаревым, заслуженными артистами России С. В. Русскиным, М. В. Разумовским, Н. Н. Смирновым, В. Н. Мироновым, Н. А. Андреевой, В. И. Киселевой, Т. А. Полонской и многими другими артистами труппы. Копия письма была передана в Комитет по культуре.



Читать все комментарии ›
Все новости ›