Словом, жесть.

Оцените материал

Просмотров: 35668

NET-2011: новая театральная геометрия

Антон Хитров · 07/11/2011
Родриго Гарсиа и другие - подробный анализ спектаклей фестиваля, иллюстрированный видеоотрывками

Имена:  Виктор Бодо · Иво ван Хове · Йо Стромгрен · Оскарас Коршуновас · Родриго Гарсиа

©  Christian Berthelot / Предоставлено фестивалем NET

Сцена из спектакля «Смерть и реинкарнация ковбоя»

Сцена из спектакля «Смерть и реинкарнация ковбоя»

​Есть задача о круге и точке. Дан круг. Вопрос: где поставить точку?

Как правило, человек полагает, что точка должна быть внутри круга. Одно из самых распространенных решений — точка в центре. Людям свойственно стремление к гармонии.

Эта логика работает и в театре. Редкая и бесспорная удача, когда духовный глазомер режиссера и актеров безошибочно находит центр. Меткость без погрешностей — качество, присущее немногим, Някрошюсу например. Она позволяет ему спокойно существовать внутри замкнутого театрального произведения. Его спектакли идут на обычной сцене, новые метафоры рождаются в пределах заданной эстетики. Владас Багдонас не прыгнет на колени зрителей в первом ряду и не предложит подержать в руках ледышку, о которую Гамлет обжег босые ноги.

На тринадцатом NETе мы видели обратное. Вместо круга вообще можно нарисовать не очень ровный овал — это не важно. Главное случается за его пределами. Именно там ставят точки испанец Родриго Гарсиа и француз Пьерик Сорен.

Поясним.

На спектакль Гарсиа «Смерть и реинкарнация ковбоя» мадридского театра «Мясная лавка» зрителей допускали с возрастным ограничением, афиша фестиваля предупреждала о «жестких сценах и ненормативной лексике». Название избранной площадки — ДК ЗИЛ — пожалуй, запугивало не хуже, чем это уведомление (и уж точно лучше, чем аккуратно ложащееся в анапест слово «Винзавод» ‒ еще одна новомодная площадка, возникшая в индустриальной зоне). Словом, жесть.

…Они выделывались друг перед другом, вопили, корчились по полу, как в падучей. Они совокуплялись. Они бегали за кулисы — по коридору, устье которого было видно зрителям. Все, что творилось внутри, в скрытой от нас каморке, проецировалось на задник. Кроме набеленной гейши, выполняющей функции резиновой женщины, и самих ковбоев, в комнате была коробка с живыми цыплятами. На заднике — крупным планом клювы и обалдевшие глаза. Из всего, что довелось увидеть в театре, это, пожалуй, самый точный образ насилия, не идейного, не красного, не коричневого, а уличного насилия пьяных балбесов.

Театр «Мясная лавка», Мадрид, Испания
«Смерть и реинкарнация ковбоя» 
Спектакль Родриго Гарсиа


Любовь и война ‒ не только речовка «отморозков» из одноименного спектакля Серебренникова. Это еще и из «Илиады». Ахиллес — идеальный мужчина-воин, шедевр естественного отбора. Самое совершенное уравнение выживания, на которое способен биокомпьютер. Елена — идеальная женщина, самое совершенное уравнение деторождения, переложенное поэтом в гекзаметр.

Смерть и секс. Любовь и война. Только сильнейший имеет право на потомство. Отсеиваются, отшелушиваются миллионы нежизнеспособных клеточек, чтобы машина работала.

Не это ли и есть «Мясная лавка»?

Спартанцы не гнушались избавляться от хилых мальчиков сразу после их рождения. Еще они одобряли гомосексуальные отношения между солдатами: убили любовника, который сражался возле тебя, — мсти за него.

Вся Испания некогда собиралась в театре. Там в цветистый плащ блестящей поэзии облекались тигриные мускулы древнего воина-мужчины. Война в крови у испанцев.

Но при этом даже матадор говорил стихами перед боем с быком. Мясник прятался за поэтом.

Читать текст полностью

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:3

  • Валерий Сторчак· 2011-11-08 15:03:24
    Здорово, что дали видеоотрывки. Только рекламные клипы - не нужно. Лучше реальные репортажи со спектаклей,чтобы было слышна реакция зрителей. И сразу все становится ясно. Где технические, бессмысленные видеофокусы, не имеющие никакого отношения к драматическому театру. Где актеры бьются как рыбы об лед в руках беспомощной режиссуры. А Компания Йо Стромгрена, Осло, Норвегия
    «Общество» мне показалась интересной. Актеры что-то умеют, идет общение со зрителем. Жаль, я не понял ничего, но это - мои проблемы. А нельзя ли международные театральные фестивали проводить летом, как это делается в других странах? Чтобы в разгар сезона не отбивать зрителей и критиков у своих собственных театров? Существует ли какая-то внятная концепция этих фестивалей кроме откатов чиновникам?
  • nn· 2011-11-10 13:31:44
    был на ковбоях, дайсмене, на дне, слышал про 22.13. могу сказать только одно: большое спасибо организаторам за этот фестиваль!
  • Дмитрий Лисин· 2011-11-17 18:06:05
    Вот если бы они насиловали друг друга, два ковбоя из мясной лавки, тогда другое дело, а так они насиловали слух зрителя своим бесталанным гранжем-гаражом. Ни смерти, ни реинкарнации. Да и какой это гараж? Любой человек осмелится кататься голым по электрогитаре. Студенты после "Ковбоев" возмущались - почему кошку посадили не прямо к птенцам, а в другой аквариум. Где кровища и экшен?. Весь экшен был похож на сонного кота, который ни разу не поглядел в сторону цыплят.
    Но упрёк в другом. Почему автор не присмотрелся к роскошному опусу Филиппа Григорьяна "Чукчи"? Вот там триллер присутствовал, причём в самой актуальной форме - послушать анекдоты про чукчей, подумать и понять - чукча это наше всё )))
Все новости ›