Концепция спектакля заключалась в том, что мне дали в этом спектакле роль Оберона.

Оцените материал

Просмотров: 16053

Театральные конфликты: verbatim

20/10/2011
Рядом с документальной записью одного из эпизодов в жизни Театра им. Станиславского «Театральный роман» Булгакова кажется не такой уж смешной книгой

Имена:  Александр Галибин

©  Игорь Скалецкий

Театральные конфликты: verbatim
В распоряжение OPENSPACE.RU попала стенограмма последней пресс-конференции, которую дал режиссер Александр Галибин после своего скандального увольнения из Театра им. Станиславского, спровоцированного частью труппы. Одержавшие победу артисты-инсургенты не преминули почтить своим присутствием «прощальную гастроль» бывшего худрука. Текст стенограммы, начинающийся чуть ли не в пасторальном духе, уже в первой трети начинает казаться пьесой из репертуара знаменитого парижского театра «Гран-Гиньоль». Этот восхитительный документ эпохи, в котором оказавшиеся по разные стороны баррикад служители прекрасного делятся с журналистами своими проблемами и чаяниями, лучше всяких статистических данных и аналитических статей свидетельствует о чудовищном кризисе, охватившем остронуждающуюся в реформе систему российского театра. И он не оставляет сомнений в том, что главным препятствием на пути этих реформ станут сами погрязшие в склоках служители прекрасного.

Чтобы читателям было удобнее сориентироваться в написанном самой жизнью трагифарсе, OPENSPACE.RU предваряет стенограмму небольшим ГЛОССАРИЕМ:

«Мужской род, единственное число» — хит Театра им. Станиславского, поставленный одним из его бывших худруков Семеном Спиваком. Коммерческая комедия с половыми перверсиями и переодеваниями.

Письма — коллективные жалобы и челобитные, которые строчили работники театра на Александра Галибина. Некоторые из них писались непосредственно «на высочайшее имя» — мэра Юрия Лужкова.

Департамент — имеется в виду Департамент культуры города Москвы, чья деятельность в период правления Юрия Лужкова неизбежно вызывала в памяти департаменты гоголевских петербургских фантасмагорий.

Министр культуры Худяков — бывший глава Департамента культуры города Москвы Сергей Худяков, прославившийся нелепыми назначениями и бессовестными увольнениями худруков и директоров московских театров.

Колдун(ы) — согласно многочисленным слухам, работники Театра им. Станиславского приводили в него колдуна, который должен был им помочь изгнать из помещения злого духа, персонифицированного в Александре Галибине.


Александр Галибин (обращаясь к журналистам): У меня была просьба к литературной части собрать всех, кто может прийти, чтобы внести какую-то ясность в ситуацию, которая у нас возникла. Я хочу сказать огромное спасибо всем работникам театра — монтировщикам, бутафорам, костюмерам, реквизиторам, всем начальникам цехов, с которыми мы в общем-то неплохо делали нашу работу. Мне жалко с большей частью артистов расставаться. Конечно, мои слова, которые бывали прежде эмоциональными, могли быть каким-то образом передернуты, и вот, чтобы не было никаких лишних разговоров, хочу сказать, что мое уважение к театру остается безграничным.

Проблемы которые накопились тут, возникли не с моим приходом. Проблемы возникли тогда, когда стали часто меняться художественные руководители, а они менялись с периодичностью раз в три года, и, естественно, каждый из них пытался привнести в театр свое. Если взять последние десять лет, это Семен Спивак, Володя Мирзоев, Татьяна Ахрамкова и ваш покорный слуга. Театр находился вне репертуарной зоны, вне контекста критики... Ярких работ, кроме работ Мирзоева, кроме спектаклей с участием Петра Мамонова, не было. Репертуарная политика строилась однобоко. Когда я пришел в театр, основным стержнем был спектакль «Мужской род, единственное число». Спектакль шел 12 раз в месяц. Очень много было случайных названий, я видел, что литчасть работала слабо и надо было укреплять позиции. Поэтому была предпринята попытка сократить количество показов «Мужского рода…», несмотря на то что мы теряли из-за этого финансово, и теряли достаточно серьезно. Я пытался делать театр, который хочет сказать о себе современным языком. Это все-таки тоже инновация, о чем последнее время говорит президент…

Читать текст полностью

Ссылки

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:18

  • asl· 2011-10-20 20:59:39
    А стенограмма к вам так и попала с купюрами? Или это уже вы что-то вырезали?
  • olegzhuk7897· 2011-10-21 01:42:47
    Это противно читать. Можно озаглавить цитатой из того же Гейхмана: "Они все вопят и радуются!" Вы "вопите и радуетесь" уже тридцать лет! И никому не даёте ни времени, ни реального шанса развивать театр. Лицо театра определяет ЛИЧНОСТЬ руководителя. А не касса, не билетные столы, не беспочвенно раздутые амбиции ОЧЕНЬ СРЕДНИХ артистов, которые превратили театр в богадельню для бездарностей, пользуясь труднообъяснимой поддержкой департамента. Боже мой, и этому уже 30 лет! 30 лет, как Театр умер. Давно уже пора строить над ним саркофаг. В этих стенах уже почти никого не осталось из легендарных артистов, причастных к последним достижениям этого театра времён Васильева-Морозова. А нашего "ихтиандра" с трудом вспоминаю только в чуть ли не массовке "Сирано де Бержерака" (1980 год). Вот и весь его "вклад" в истинные достижения театра. И к мирзоевским режиссёрским усилиям тоже не стоит примазываться - тот опирался всё-таки совсем на другую, свою актёрскую команду. Так что давно канувшая в Лету славная история этого театра у меня ассоциируется совсем не с этими именами - Самариным, Гейхманом... которые мне вообще ни о чём не говорят. На основании каких личных творческих достижений они диктуют свои условия? И почему я должен им верить?
    Если от таких так называемых артистов зависит судьба театра - этот театр заведомо невоскрешаем, что они и доказывают много лет. Стыдно, господа!
  • olegzhuk7897· 2011-10-21 02:36:27
    P.S. А ведь были времена на Тверской, 23... Тогда в обойму лучших спектаклей замечательно вписалась и дипломная работа студента ГИТИСа Римаса Туминаса - "Мелодия для павлина" (1979 г.) Но и к этой работе никто из нынешних ветеранов-людоедов никакого отношения не имел. И слава Богу!
  • Ilya Ovchinnikov· 2011-10-21 03:37:18
    Впечатление потрясающее. Но всё равно непонятно, кто прав.
  • Alexandr Butskikh· 2011-10-21 17:07:17
    Действительно, стенограмма впечатляет. Впечатление такое, что, кроме Галибина и журналистов, собрались люди с серьезными психическими нарушениями. Вся их риторика просто кричит об этом. И эти люди диктуют театру условия!.
    Все как везде.
    Глупые, бесталанные, серые активно сбиваются в массу, настаивают на своем, топчут более талантливых, удачливых, ярких.
    Воистину "Театральный роман".
  • ot_kristiny· 2011-10-21 17:47:02
    2olegzhuk да, вы абсолютно правы, но это настолько не доходит до сознания фигурантов, что подумаешь - и правда, психлечебница. а гейхман в этом театре с юности или с детства. смех на палке
  • Andrey Pronin· 2011-10-21 18:12:31
    стенограмма ни черта не передает. Там очень важны были интонации, а интонации были елочные, как будто актеры новогодний утренник играют
  • Валерий Сторчак· 2011-10-21 23:36:57
    Аргументация Коренева, Гейхмана и Самарина весьма убедительна.
    А хамские комментарии - никак не обоснованы.
    Это Галибин, что-ли, "талантливый, удачливый, яркий"? Вам какие его спектакли нравятся? Вы материалы счетной палаты читали, хоть?
    Вот, точно - психбольница.
  • Виктор Рудниченко· 2011-10-22 12:20:34
    Все эти театральные конфликты от изначально ложной установки: актёры - хозяева театра. Хозяин ГОСУДАРСТВЕННОГО театра - государство. Оно нанимает худрука, а он собирает труппу. А, если этот худрук ушёл, то его труппу надо распустить и новый худрук наберёт новую. Товстоногов и Любимов, придя в театры практически так и сделали - результаты известны! А господа актёры должны быть готовы к переменам: издержки профессии, знаете ли. Так что театр - дом, но дом ВРЕМЕННЫЙ. И не надо трясти былыми заслугами: из нынешней труппы этого театра мало кто украсил бы какую-то другую.
  • olegzhuk7897· 2011-10-22 14:43:21
    Виктор, спасибо за здравомыслие и объективное, нехамское обобщение. Если отрешиться от эмоций - это и есть истина. А для того, чтобы поставить этому театру страшный диагноз, никакие "материалы счётной палаты" не требуются.
  • kosorotov· 2011-10-23 10:44:23
    кризис конечно очевидно присутствует, если такая бездарность как Галибин
    назначается худруком центрального московского театра;
    он ещё и в том что судить и рядить актёров, спектакли и вообще
    театральную жизнь берутся люди, к творчеству никакого отношения не имеющие,
    разные театроведы, критики, пиарщики, рекламщики и пр.;
    раздувается галибинская личность, ставится в ряд с Любимовым и т.д.,
    в то время как вся галибинская заслуга была в покраже кучи денег,
    до такой степени что бюджет до сих пор раскраден на несколько лет вперёд!
    (пресловутые материалы счётной палаты)
    но самое смешное что уволили его не за это,
    а просто за бездарность, за беспомощность творческую, за боязнь сцены
    (все служащие театра знают, до какой степени он не смел и не мог
    ничего сделать на сцене)...
    и вот игнорировать всё это, вестись на сахарные песни галибинской команды,
    всё везде одно и тоже, сначала песни о новом и чистом,
    а потом раскража бюджета театра и вступление в партию(что очень понятно-совместимо) -
    ведь Галибин вступил в Единую Россию, как только запахло увольнением!
    и опять всё старые песни, обидели, сожрали - несмотря уже на
    ответ Мирзоева, в котором он прямо сказал, что в его увольнении
    принимали участие как раз люди, которые нынче говорят что их обижают и увольняют -
    дирекция театра, с которой так подружился Галибин, Дайнора Шпокайте,
    бывшая тогда замом
    да только ни
  • Виктор Рудниченко· 2011-10-23 14:16:46
    "...судить и рядить актёров, спектакли и вообще театральную жизнь берутся люди, к творчеству никакого отношения не имеющие, разные театроведы, критики, пиарщики, рекламщики и пр." Оценивать свежесть осетрины берутся те, кто её купил и съел. А вот кто торгует тухлятиной?.. Никто из руководителей не решается взять на себя ответственность похоронить покойников, и пока будет так, разложение останется самым главным театральным процессом.
  • kosorotov· 2011-10-24 01:21:32
    Виктор, я не понимаю, почему Вы заступаетесь за Галибина,
    он же полный ноль как худрук,
    привёл театр за грань развала,
    на пару с дайнорой обобрали его как липку;
    поставили несколько провальных унылых поделок,
    как можно серьёзно о нём говорить?
    Разве галибинская халтура - не тухлятина?
    я как зритель как раз свидетельствую что да!
    но я не получаю деньги ни за пиар галибина,
    ни за его обругание;
    а пиарщики, театроведы - получают,
    им нельзя сказать правду, у них не будет зарплаты
    моё слово весче!
    конечно, в станиславского давно пора было поставить хорошего режиссёра
    не Галибина, а режиссёра, который умеет и любит работать
    и тогда всем найдётся дело
    и вот он судя по всему пришёл!
    что же в этом-то плохого?
    но оказывается по мнению всей галибинской команды, это очень плохо
    почему Вы их поддерживаете, а не актёров Станиславского?
    я не помню обстоятельств, при которых Вы ушли,
    но помню Вас в Талантах, Хлестакове,
    но ведь ничего похожего на Таланты и Хлестакова не появилось в последние три года!

  • ot_kristiny· 2011-10-24 15:49:17
    Дело не в том, что Галибин - хороший, а команда Коренева - плохая. Дело в системном кризисе, который поразил и этот театр тоже. То, что они несут - смешно. Никаких достижений там нет со времен Мирзоева, это правда. Из коммерчески успешных - только Муж род. Все. Видели ли вы Английскую рулетку и прочий хлам? Пиарщицы и театроведы, которые защищают Галибина, - тоже смешно. Почитайте прессу - там не Галибина защищали, а выступали против такого вот поведения части труппы, которая действительно не в самом лучшем виде. Я же ответственно могу заявить, что очень мало в театре этом работают и очень много трындят и интригуют. Результат - налицо. И ни один худрук с этим не справится, пока не разрешат перейти на контрактную систему. А пока будут гнить, но это уже меня не интересует. На месте Капкова разогнать надо весь этот дом престарелых и ему подобные.
  • Виктор Рудниченко· 2011-10-24 19:22:59
    Уважаемый kosorotov! Я ни в коем случае не заступаюсь за Галибина. ot_kristiny практически всё за меня сказал. Могу добавить только, что не актёры создают театр, а режиссёр( как бы он ни был плох). А труппа без руководителя - это толпа взбесившихся марионеток. Любая! Повторюсь: труппу, как кабинет министров при смене премьер-министра, при смене худрука надо распускать, а потом собирать на этом месте новую, иначе будет то, что есть в большинстве московских театров.
    P.S. В "Талантах", к сожалению, не участвовал.
  • kosorotov· 2011-10-26 00:27:29
    Конечно, Витя, я Вас понимаю и во многом согласен
    хотелось только добавить что вот в Китае смогли и коммунизм оставить и
    государство сохранить и статус поднять
    а у нас всё время все всё рвутся разломать
    а вот построить уже ничего не выходит
    вот придёт урод, монстр, бездарность, всё перепортит
    и что и кто его будет ограничивать?
    а в наше время - это всё чаще
    должны быть сдерживающие механизмы
    впрочем, я не актёр и думаю что это решение -
    вопрос внутрицеховой, не всяких околотеатральных людей
    Ваш голос тут более веский;
    про" Таланты" же я в тот же день вспомнил когда ложился спать -
    память сыграла шутку и Ваш образ заместил образ Славы Мищенко)
  • kosorotov· 2011-10-26 00:40:16
    Уважаемая ot_kristiny!
    как возможно Вам известно, я сотрудник театра Станиславского
    вся эта история прошла перед моими глазами
    с оценкой репертуара в основном согласен -
    исключая спектакли Алдонина, Мирзоев -, доисторические остальные -
    все уже можно снимать, они все развалились,
    труппа довольно хаотически собрана и т.д.
    но то что начал делать Галибин - было ещё хуже
    это уже полная беспомощность в профессии
    за это его и уволили
    даже если бы это было единственным поступком Худякова,
    за это его можно уважать
    снять с работы единоросса после звонка из администрации президента -
    это надо иметь мужество
    к счастью, он нашлось и наш театр избавлен от этого тягостного яриа
    (про финансовый аспект этой истории я уж умолчу для приличия этого разговора)
    и Вам, как нашему сотруднику/, получающему у нас зарплату,
    было бы наверное неплохо испытывать чувство патриотизма и
    желать процветания учреждению, которое Вас содержит, простите за личность
    с ув., Косоротов
  • kosorotov· 2011-10-26 00:43:20
    "Рулетка " это ужас, о чём тут говорить
Все новости ›