Можно надеяться, что сезон получится интересным и о спектаклях на сей раз будут говорить и спорить больше, чем о принципах театральной политики.

Оцените материал

Просмотров: 10518

Театральная осень в Москве

Анна Банасюкевич · 25/08/2011
Самые интересные премьеры и гастроли грядущего сезона

©  © LIFE

Театральная осень в Москве
Громкие скандалы, сопровождавшиеся лихорадочными кадровыми перестановками в московских театрах, стали основной темой публичных дискуссий в сезоне 2010/11, отодвинув обсуждение спектаклей на второй план. В наступающем сезоне системный сбой наверняка даст о себе знать с новой силой. Тем не менее ведущие московские театры уже объявили ближайшие планы, а фестивали опубликовали предварительные программы. Осенние месяцы выдались в Москве урожайными.

Самый ранний из фестивалей, «Любимовка», как обычно, стартует в начале сентября. В течение месяца новые пьесы современных драматургов (в том числе уже известных авторов — Вячеслава Дурненкова, Натальи Мошиной, Вадима Леванова) будут представлены публике в традиционном для фестиваля формате читок. Однако в конкурс этого года отобраны в основном дебютанты и начинающие драматурги. С каждым годом «Любимовка» расширяет свои границы, стремясь к включению отечественной драматургии в мировой контекст: в этом году особое внимание будет уделено американской драматургии и вопросам ее перевода. В программе фестиваля — документальный день, представляющий новые тексты, созданные на основе технологии вербатим.

В октябрьских планах Театрального центра «На Страстном» — IV Международный театральный фестиваль моноспектаклей SOLO, в рамках которого будут показаны спектакли из Италии, Греции, Франции, России и других стран. Главным событием фестиваля обещает стать премьера моноспектакля «Иокаста» выдающегося греческого режиссера Теодороса Терзопулоса.

В октябре стартуют и два крупных российских фестиваля — «Новый европейский театр» (NET) и «Сезон Станиславского». Последний привезет легендарного «Гамлета» Эймунтаса Някрошюса, который проведет мастер-класс в возрождающемся имении Станиславского «Любимовке». Алвис Херманис представит итальянскую версию «Барышень из Вилко»: к рассказу Ярослава Ивашкевича режиссер уже обращался около десяти лет назад в своем Новом Рижском театре. Также в программе фестиваля: моноспектакль английского актера Тима Крауча «Я, Мальволио», «Искусство развлечения» знаменитого бельгийца Яна Лауерса и поставленный в кельнском театре спектакль английского режиссера, лауреата премии «Новая театральная реальность» Кэти Митчелл по роману Вирджинии Вулф «Волны».

Фестиваль NET пройдет с 18 по 30 октября в тринадцатый раз. Традиционно в его программе известные имена (зачастую открытые им же для российской публики в прошлые годы) соседствуют с «новичками». Среди последних — испанец Родриго Гарсиа, скандально известный европейский провокатор (кстати, тоже лауреат «Новой европейской реальности) со спектаклем «Ковбой», знаменитый художник и режиссер из Франции Пьерик Сорен со спектаклем «22.13» и выдающийся голландец Иво ван Хове, еще ни разу не гастролировавший в Москве. Спектакль ван Хове — это необычный, скептический и несентиментальный взгляд на пьесу Максима Горького «Дети солнца».

Другую пьесу Горького, «На дне», инсценировал Оскарас Коршуновас. Обратившись только к четвертому акту, где действие происходит в ночлежке после ухода Луки, режиссер обнажает новые смыслы в хрестоматийной пьесе, выявляя ее всеобъемлющее отчаяние и безнадежность. Постабсурдистские веяния нового европейского театра, связанные с распадом традиционных смыслов, характерных для Беккета, станут основным акцентом фестиваля 2011 года. В программе фестиваля также спектакль частого гостя NET норвежца Йо Стромгрена «Общество» и Diceman венгра Виктора Бодо, чей спектакль «Час, когда мы ничего не знали друг о друге», показанный на прошлогоднем NET, был отмечен «Золотой маской».

Премьерой откроется сезон в МХТ, где 6 сентября на основной сцене будет показан спектакль «Мастер и Маргарита» в постановке венгерского режиссера Яноша Саса. Как театральную фигуру Саса в России не знают, однако его фильмы не раз участвовали в московском кинофестивале. Сас — знаток русской литературы и страстный поклонник Булгакова. В спектакле, показанном в виде генеральной репетиции еще в июне, заняты ведущие актеры МХТ — Дмитрий Назаров, Михаил Трухин, Игорь Верник, Наталья Швец, а роль Мастера исполнит Анатолий Белый.

Другой премьерой в Камергерском станет спектакль «Дом» Сергея Пускепалиса, в прошлом году покинувшего пост главного режиссера Ярославского театра им. Ф. Волкова. Главную роль, мужчину среднего возраста, пытающегося изменить свою устоявшуюся жизнь, в этой грустной и ироничной пьесе Евгения Гришковца сыграл Игорь Золотовицкий.

Премьеры ожидаются и в одном из наиболее мобильных и продуктивных театров Москвы — РАМТе. 22 сентября здесь ожидается одно из наиболее громких событий театральной осени: Адольф Шапиро представит свою постановку пьесы Тома Стоппарда Rock’n’Roll. Спектакль — продолжение сотрудничества театра с живым классиком европейской драматургии: пару лет назад худрук театра Алексей Бородин осуществил масштабную постановку «Берега утопии» — эпопеи о русских революционерах второй половины XIX века. События пьесы Rock’n’Roll начинаются в Кембридже в 1968 году, когда советские танки идут по Праге, а заканчиваются чешским концертом Rolling Stones в 1990 году. Консультантом постановки о времени, в котором музыка была больше, чем просто музыка, выступил известный музыкальный критик Артемий Троицкий.

Традиционно одним из «жаворонков» московского сезона стал Театр на Малой Бронной, стартовавший еще 1 августа. Под руководством Сергея Голомазова театр зажил новой жизнью, одним из убедительных проявлений которой стал приход в театр новых, молодых сил. В конце прошлого сезона выпускники курса Голомазова в ГИТИСе сыграли «Бесов» Достоевского, зарождавшихся еще в учебной аудитории, а в ноябре молодой режиссер Артемий Николаев покажет спектакль «Палата № 6» — этим событием знаменуется открытие Молодежной студии при театре. На осень на Малой Бронной запланировано еще две премьеры: «Коломба» по Жану Аную в постановке Александра Назарова и «Тартюф» Мольера. Режиссер Павел Сафонов не ограничился силами труппы и позвал в свой спектакль артистов со стороны — Виктора Сухорукова, Ольгу Ломоносову, Агриппину Стеклову.

Сезон 2011/12 для Малой Бронной связан с громким юбилеем: в декабре старейшина труппы Лев Дуров отмечает 80-летие. К этому событию будет приурочена премьера шекспировской «Бури» с юбиляром в главной роли.

В «Сатириконе» тоже юбилей — 24 октября исполняется сто лет со дня рождения Аркадия Райкина. В этот день на сцене театра состоится вечер его памяти. Этой же дате посвящена ближайшая премьера: 18 октября Виктор Рыжаков, известный режиссер и талантливый педагог Школы-студии МХАТ, репетирует «Маленькие трагедии» Пушкина с Константином Райкиным.

Театр наций наконец возвращается домой — заканчивается реконструкция здания в Петровском переулке (бывший Театр Корша). Зимой здесь ожидают премьеру: Томас Остермайер, руководитель берлинского «Шаубюне», известный российским театралам по многим фестивальным показам, поставит знаменитую пьесу Августа Стриндберга «Фрекен Жюли», адаптированную к современности драматургом Михаилом Дурненковым. В спектакле звездный состав — Евгений Миронов, Ингеборга Дапкунайте, Юлия Пересильд. Другой громкой премьерой театра обещает стать спектакль Андрея Могучего. Пока известно, что он называется Circo Ambulante, а в основе оригинальной пьесы сюжет о Дон Кихоте. Интрига в том, что исполнительницей главной роли заявлена Лия Ахеджакова, в ролях — Альберт Филозов, Ольга Лапшина и другие.

Но первая премьера театра состоится еще «в гостях» — на сцене Центра им. Мейерхольда, где Туфан Имамутдинов, выпускник мастерской Кудряшова в ГИТИСе, поставит свой второй профессиональный спектакль, «Шоша», по роману Исаака Башевиса-Зингера.

Экспериментальные планы озвучил театр «Современник». Он вновь предоставляет площадку молодым режиссерам. Кирилл Вытоптов, зарекомендовавший себя симпатичным камерным спектаклем «Сережа» по рассказам Чехова, теперь взялся за работу иного масштаба: его спектакль «ГенАцид» по роману Всеволода Бенигсена обещает стать сложным, многонаселенным театральным гротеском. Свой второй спектакль ставит в «Современнике» и Екатерина Половцева: в партнерстве с известным художником Эмилем Капелюшем она работает над «Осенней сонатой» Ингмара Бергмана, где главные роли сыграют примы театра — Марина Неелова и Алена Бабенко.

В октябре Евгений Каменькович выпускает постановку поэмы Иосифа Бродского «Горбунов и Горчаков», оформленную учениками Дмитрия Крымова. В ролях Никита Ефремов, Артур Смольянинов и другие.

Но, наверное, самым непредсказуемым событием станет театральный дебют известного музыканта и с недавних пор кинорежиссера Игоря (Гарика) Сукачева. На основной сцене «Современника» он репетирует трагикомическую пьесу американца Майкла Пэккера о легендарной панк-группе, о стареющих бунтарях, вынужденных приспосабливаться к новому миру шоу-бизнеса.

В «Мастерской Петра Фоменко» за «Театральный роман» Михаила Булгакова взялись режиссер Иван Поповски и актер Кирилл Пирогов, но когда состоится премьера, пока не сообщается.

2 сентября Театр им. Вахтангова открывает свой юбилейный, 90-й сезон. Художественный руководитель Римас Туминас обещает отметить эту дату грандиозным событием — премьерой масштабного проекта, своеобразного коллективного бенефиса прославленной труппы. Проект «Пристань» включает в себя фрагменты из лучших образцов мировой и русской драматургии в исполнении мастеров Вахтанговского театра разных поколений: Юлии Борисовой, Василия Ланового, Людмилы Максаковой, Владимира Симонова, Сергея Маковецкого, Юлии Рутберг, Сергея Епишева и других.

Особенно любопытно, как будет складываться репертуар в театрах, недавно начавших новую жизнь. Если про творческие планы Таганки, пока не обретшей постоянное руководство, и Театра им. Станиславского, недавно возглавленного Валерием Беляковичем, пока мало что известно, то «Маяковка» уже объявила первую премьеру — спектакль Александра Огарева «Месяц в деревне» по роману Тургенева с Евгенией Симоновой в главной роли. Еще в прошлом сезоне Миндаугас Карбаускис объявил о своем желании взяться за пьесу Островского «Таланты и поклонники», но подробности пока, до сбора труппы, не объявляются.

В Театре им. Пушкина прошлый сезон под руководством Евгения Писарева сложился противоречиво. В теперешних планах — «Магия» Эдуарда де Филиппо в постановке самого худрука и режиссерский дебют Юлии Меньшовой. К юбилею своей знаменитой мамы она репетирует спектакль «Любовные письма» Альберта Гурнея, в котором Вера Алентова сыграет вместе с Владимиром Меньшовым.

В ТЮЗе репетируют Шекспира — под конец года запланирована премьера. Спектакль Камы Гинкаса «Шуты Шекспировы» — это авторское сложносочиненное полотно, сотканное из великих произведений: «Гамлета», «Макбета», «Ричарда III», «Ромео и Джульетты», «Короля Лира» и других.

В октябре театр покажет спектакль по пьесе Александра Володина «Дульсинея Тобосская» и роману «Дон Кихот» Сервантеса в режиссуре Виктора Крамера, с Натальей Мотевой в главной роли.

Активную творческую жизнь ведут и альтернативные площадки, занимающиеся современной драматургией и документальным театром.

В театре «Практика» новый спектакль готовит Иван Вырыпаев, не в первый раз выступая и как автор пьесы, и как режиссер, и как актер. «Иллюзии» — это поэтическая, светлая и печальная история двух пар, чьи судьбы и чувства неотделимы друг от друга, сплетены временем в сложный клубок. Кроме самого Вырыпаева, в спектакле занята известная польская актриса Каролина Грушка.

В «Театре.doc» продолжается исследование возможностей документального театра как инструмента описания окружающей реальности. В планах сезона — спектакли об антагонизме современного искусства и религиозного сознания («Оскорбленные чувства»), о современной Чечне («Страна отцов» Магомеда Чегера), о политической ситуации в Белоруссии («Двое в твоем доме»), а также премьера спектакля «Язычники» по пьесе недавно погибшего одесского драматурга Анны Яблонской. «Язычники», может быть, единственная новая российская пьеса, исследующая представления современного человека о сакральном.

Активную сценическую и лабораторную жизнь продолжает молодой Театр им. Йозефа Бойса. Помимо лабораторий, ориентированных на театральное зондирование острых, в первую очередь межнациональных проблем (программа «Разрушая границы»), театр анонсирует дебютный спектакль актера Донатаса Грудовича по мотивам фильма Лукаса Мудиссона «Покажи мне любовь» и новый интерактивный проект драматурга Нины Беленицкой и режиссера Георга Жено «Понаехали». Подобный опыт этой же командой в свое время был осуществлен на площадке «Театра.doc». Тогда в рамках проекта «Демократия.doc» участники и зрители каждый раз заново пытались понять, каковы наши представления о демократии. Теперь героями интерактивного действа станут провинциалы, делящиеся своим опытом покорения Москвы.

Многие театры еще не огласили свои планы, кто-то представил только премьеры осени. Тем не менее, оценивая уже имеющуюся информацию, можно надеяться, что сезон получится интересным и что о спектаклях на сей раз будут говорить и спорить больше, чем о принципах театральной политики. ​

 

 

 

 

 

Все новости ›