Тут бы радоваться явно возросшему многообразию театральной жизни и количеству громких событий. Но нет.

Оцените материал

Просмотров: 11254

Время перемен

Николай Берман · 07/09/2011
Революция в русском театре уже случилась, мы ее просто не заметили, считает НИКОЛАЙ БЕРМАН

©  Глеб Солнцев

 

 

Недавний выпускник театроведческого факультета РАТИ (ГИТИС) считает, что минувший сезон был переломным в новейшей истории российского театра. Надеемся, что его статья станет началом широкой дискуссии на эту тему.


У нас все очень любят говорить о кризисе искусства вообще и театрального искусства в особенности. Если собрать в один необъятный том все, что писали в России о театре, сложится впечатление, что он из века в век продолжает неуклонное падение в черную дыру без надежды оттуда выбраться. Сколько раз, оглядываясь назад, мы понимали, что те или иные «падения» были на самом деле моментами истинного взлета сцены. Не пора ли и сейчас отбросить самобичевание и признать — мы наблюдаем невероятно важный этап в развитии русского театра, переломный период, когда непростой процесс поиска нового языка наконец привел к ощутимому результату.

Список премьер сезона десятилетней давности сейчас выглядит так: два-три спектакля, не канувшие сразу же в Лету, чуть побольше режиссерских имен, а главное — доходящая до абсурда хаотичность в выборе репертуара: ставящиеся «для галочки» классические пьесы, череда безвестных драм непонятного происхождения, редкие и робкие эксперименты, почти ни одного современного автора. За последние годы русский театр в значительной степени вернул себе ясность задач, чувство стиля и созвучности сегодняшнему дню. Он вновь обретает общественный темперамент, силу масштабного и осмысленного высказывания.

В прошедшем сезоне едва ли не каждый из ведущих российских режиссеров среднего поколения выпустил премьеры, открывшие новые грани и в его творчестве, и в нашем театральном процессе как таковом.

Поставленные Кириллом Серебренниковым «Околоноля», «Отморозки» и «Золотой петушок» дают сложную и многослойную картину российской действительности последних двадцати лет и во многом подытоживают смысл всего сделанного режиссером в театре и кино начиная с «Пластилина» (его первого московского спектакля). При всех жанровых и стилевых различиях действие этих спектаклей происходит в одной среде — в России, словно взрезанной поперек бензопилой, вчистую разворованной, безыдейной, кружащейся в смертельной пляске на руинах своего прошлого. Герои всех трех спектаклей так или иначе оказываются в плену власти, из которого невозможно вырваться. Политическая непримиримость (кто бы ни написал «Околоноля», прогосударственным спектакль никак не назовешь) и прямая злободневность сочетаются в них с постмодернистской игрой смыслами и цитатами, и одновременно они исполнены болью за сегодняшнего человека, напрочь утратившего моральные и жизненные ориентиры и объекты веры. Вслед за болью рождается тусклый призрак надежды: в финале «Околоноля» не до конца утративший совесть злодей и убийца Егор гибнет, а на него из мириад отверстий в стенах и потолке падает свет. В финале «Отморозков» поют «Красно-желтые дни» Цоя, с рефреном «А мне приснилось: миром правит любовь». Речь тут, конечно же, не о пресловутом свете в конце тоннеля, а о том, что страдания не проходят зря и что каждый должен почувствовать ответственность за себя и за общество.

Читать текст полностью

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:9

  • ledevilprobably· 2011-09-07 15:17:24
    Сезон на редкость прекрасный, чего уж там. И привозные (как "Танец Дели", херманисовские латыши, Кастеллуччи) попадались шикарные.
    А противостоять будут. В Богомолове узреют реинкарнацию новодрамовской чернухи (впрочем, сам Константин излишне ретив в своих многочисленных публичных высказываниях и будто бы напрашивается), в Серебренникове - конъюнктурность и китч, в Вырыпаеве - словоблудие донельзя банальных истин.
    .. И только Карбаускис продолжает оставаться бесспорным явлением =)

  • aleksey_kiselyov· 2011-09-08 20:49:54
    бутусов - чемпион
  • predsedatel1· 2011-09-09 12:34:02
    Если судить по телевизионным опусам Бермана - у нас и до этого в театре все было зашибись. Лучшее - враг хорошего!

    Какие еще революции????! Швыдкой, Худяков (нач. департамента по культуре г.Москвы), Швецова, Табаков, Калягин! Все рулят!!!!

    А табаковским выкормышам Богомолову, Серебренникову и Карбаускусу всегда давали,дают и будут давать. Публика - дура, а Берман напишет что нужно и про Лепса.
  • Olga Vainshtok· 2011-09-09 14:39:58
    Председатель, вы так захлебываетесь ненавистью, что даже не обратили внимание, что автор другой Берман))
  • Валерий Сторчак· 2011-09-10 00:04:25
    Ой, подловили меня! Захлебываюсь я. Да. По сути - есть возражения? У Бориса Бермана другое мнение, хотите сказать? У Вас, Ольга, другое мнение?

    Всех Берманов вместе с Вами, Ольга, очень устраивает текущее положение дел. Вам не нужны никакие революции. А меня не устраивает. Я не бессмертный. Пока там воруют я старею быстро. Не дождусь перемен. Мне не дают ставить спектакли. Запрет на профессию. Я захлебываюсь.
  • Irina_O· 2011-09-10 13:14:28
    Статья Николая Бермана - это яркий пример того, как всего одним словом (возможно, не зная его значения) можно испортить хороший текст (та самая ложка дёгтя в бочке меда).
    Автор пишет: "Бутусов сумел соединить в нем мощнейшую саморефлексию с принципами «театра для людей», театра-праздника, призванного восхищать и изумлять ОБЫВАТЕЛЕЙ, иногда поражая и захватывая профессионалов".
    Значит, основной зритель "Чайки" - это обыватель, т.е. "ограниченный человек с мещанскими взглядами".
    Забавно, но я хорошо помню Николая Бермана, Коленьку - ясного и практически бесполого юного зрителя-ОБЫВАТЕЛЯ, таскавшего восторженные букеты актрисе МХТ.
    Всего лишь несколько лет, всего лишь высшее образование (и наша радость от того, что среди профессионалов-театроведов появился хоть один любящий театр человек)... и мгновенный уничижительный перевод просто-зрителей, по сути, в разряд быдла.

    Знаю, что Коленька по крайней мере ТРИ РАЗА смотрел бутусовскую "Чайку".
    При этом присутствовала при том,как его в антракте попросили уйти с 1 ряда. Ибо его внезапные вскрикивания, лихорадочное (видимое всем) записывание чего-то в блокнотик, но более того - экстатические, почти эпилептические судороги (восторга?) очень мешали играть артистам, а зрителям - смотреть спектакль.
    Мне кажется, даже плохо воспитанные "обыватели" ведут себя в театре адекватней, чем этот "пораженный профессионал".

    Я бы, если честно, не стала это писать... если бы не крохотная (всего в одно бездумное и обидное слово) толика дряни в статье.
  • Anton_Khitrov· 2011-09-13 00:56:33
    to Irina_O
    "Значит, основной зритель "Чайки" - это обыватель, т.е. "ограниченный человек с мещанскими взглядами"." - где Вы это у Николая вычитали? Слово "обыватель" этого не предполагает вовсе, равно как и слово "мещанин", кстати, не содержит в себе ничего обидного (см. Пушкин "Моя родословная"). По тексту очевидно, что оно употреблено не в уничижительном смысле.
    А Ваш переход на личности - это вообще мелко и довольно противно
  • Vasya Pospelov· 2011-09-15 04:03:06
    г-дин predsedatel1,
    "Все Берманы" - это сильно. ТопИте "новичка" сверхнеаргументированной речью
    (например, за фамилию) - это будет справедливо! Вы имеете право!

    г-жа Irina_O,
    Такие жёсткие личности из-за одного слова - что-то неАДЕКВАТНО (ложка дёгтя, простите), на мой взгляд. И на тот же самый взгляд, слово "обыватель", употреблённое явно просто для более сильного противопоставления - видимо, неосторожно - не несёт здесь в себе отрицательного подтекста. Но если Вы в театре, где идёт "Чайка" Бутусова на сцене, ищете адекватности, я могу понять Вашу обиду.

    Я вовсе не со всем согласен, но за просто так бить Бермана не дам. Вот-вот.
  • Evgenia_Vul· 2011-09-16 01:12:51
    Интересно, что на курсе Женовача (третьем, реж. факультета ГИТИСа) режиссуру частенько ведет Бутусов.
    Я вообще против резких сопоставлений и вопросов "против кого будем дружить". Каждого художника можно судить по законам лишь им над собой поставленным.
Все новости ›