Никто мне до сих пор не объяснил, чем 70-летний среднестатистический режиссер N лучше 30-летнего среднего режиссера X.

Оцените материал

Просмотров: 51419

Константин Богомолов: «Наша театральная школа губит молодых артистов»

Жанна Зарецкая · 26/07/2011
Постановщик нашумевшой мхатовской «Чайки» рассказал OPENSPACE.RU о том, кого выпускают театральные вузы и почему эти выпускники не нужны современному театру

Имена:  Константин Богомолов

©  Юрий Самолыго / ИТАР-ТАСС

Константин Богомолов

Константин Богомолов

Театральный сезон на главной сцене МХТ завершился «Чайкой» Константина Богомолова — одного из немногих молодых режиссеров, стабильно работающих не только в подвалах, но и на больших столичных сценах. Спектакль, в котором заняты Олег Табаков, Константин Хабенский, Марина Зудина, вызвал самые разные отзывы критиков — от восторженных до недоуменных. Вскоре после премьеры режиссер приступил к репетициям «Короля Лира» в петербургском театре «Приют комедианта», пригласив на заглавную роль талантливую актрису «Табакерки» Розу Хайруллину. Совершенно спонтанно вслед за ним ринулась из Москвы в Петербург группа молодых артистов, готовая жертвовать отпусками и работать с этим режиссером даже без оплаты труда и жилья. По просьбе OPENSPACE.RU Константин Богомолов попытался сформулировать главные проблемы российского театра, а также особенности современного театра в целом.


— Сегодня всем более-менее понятно, что есть современный театр, а есть, грубо говоря, несовременный. Ты можешь попытаться сформулировать, чем они друг от друга отличаются?

— Современно, несовременно — это как пошлость. Ощущается, но не поддается фиксации. В целом это неформулируемое ощущение попадания в нерв времени. Театр все же очень живая, подвижная структура. Поэтому надо отталкиваться от конкретной ситуации, конкретного пространства, конкретной страны. И совершенно очевидно, что в нашем пространстве мы имеем ряд проблем, от которых надо оттолкнуться, чтобы иметь возможность говорить о современном театре. Есть проблема актерской школы, которая находится в катастрофичном состоянии. Есть связанная с ней проблема традиции — и эта катастрофа, помноженная на любовь, которую в российском пространстве привыкли к этой традиции испытывать. Назовем это консервацией традиции. С ней связана проблема торжества «коллективного бессознательного» в культурном мышлении даже просвещенного нашего класса, неумение и нежелание ценить индивидуальное высказывание, индивидуальность на сцене. Отсутствия вкуса к этому. Обо всем этом надо говорить.

Читать текст полностью

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:22

  • Anna Goryanska· 2011-07-26 23:32:47
    Как же нужна информация о современных тенденциях в актерской работе, в режиссуре. Где же ее брать?
  • Nataliia Tsymbal· 2011-07-27 15:58:49
    Абсолютно справедливо!!!
  • gagarin12· 2011-07-27 23:46:05
    +100!
  • predsedatel1· 2011-07-28 04:13:50
    Что за дурацкая квалификация на "современный" и "несовременный"? Может еще на модный и спектакль прошлого сезона будем делить? Делить нужно на искусство и поделки.
    И критерии хорошего и плохого в театре у Богомолова дурацкие. "Свобода" - это зачем в искусстве?
    Канон! Ограничение! Цензура!! Вот, что во все времена подстегивало художника извернуться и обойти барьеры. А свобода - это в искусстве сомнительный критерий. "Личность" - это в зрительном зале полно сидит. Зачем им в театр ради этого ходить? Если ты - личность - ок. Покажи мне, что Чехов личность. Покажи, что там прекрасное и гениальное. А не пытайся быть умнее Чехова. Нельзя Джокондой подтираться, самоутверждая собственную личность.
    Да, Богомолов ухватил ограниченность разбора по задачам и событиям. Но не понял почему такая ерунда получается. Опять же предлагает разбирать предлагаемые обстоятельства. Но не понимает почему это потом предлагает забыть. Идеалистическую природу персонажа не понимает. Материалист. Сбивает актера с рельс логики жизни персонажа, а партитуру от композиции пьесы не может предложить. Потому, что во-первых, презирает автора. А во-вторых, ну, не понимает, что такое кода. Он же ученик Гончарова, а не Васильева.
    Аудиты нужно провести в театрах, это - да. Но кто ж их проведет, если они все сверху коррумпированы? Если театр превратился в способ хапнуть из бюджета? Если нет идеологии у государства - театр автоматически превращается в воровство.
    Нам не интенданты нужны с ротацией, не сокращение набора в театральные школы, а полный роспуск всей театральной системы, и идеология новой. А не сначала "экономические, управленческие, этические" (этические нужно было еще в детсаду все вопросы решить), а потом уже эстетические. НЕТ!
    Сначала - ЭСТЕТИЧЕСКИЕ!!
  • predsedatel1· 2011-07-28 04:39:15
    И на счет аналогии театра с церковью.
    Да,обычно в церкви ради соблюдения канона пренебрегают результатом. Дойдет ли слово до прихожанина. Особенно в православной церкви.Там только хор.
    Но так не во всякой церкви. Не везде так. У баптистов часто и на гитаре играют, и джаз, и танцы развеселые. Театр в худшем смысле этого слова!
    Но тем-то только театр от церкви и отличается, что в церкви нарушать канон - пошловато. А в театре - доблесть, если это сделано НЕ ГРУБО.
  • predsedatel1· 2011-07-28 04:47:14
    И пример этот не Богомолов придумал. Он как попка повторяет, не думая. Я это от самого Гончарова слышал. И уже тогда возмущался этим лицемерием. Что ему как попу наплевать на прихожан. Поймут его, или нет. Театр ОБЯЗАН быть передатчиком Божественной красоты. Которую Господь нашептал автору на ухо. Режиссер открыл актерам. Актеры поговорили об этом со зрителем
  • ludogovski· 2011-07-28 22:59:06
    /////Вот и давай поговорим. Начиная с актерской школы. Только конкретно.

    — Каждый артист определенного возраста знает, что, выходя из училища, он должен забыть обо всем, чему его учили, иначе он не сможет работать с современными режиссерами в современной стилистике и быть успешным — не коммерчески, а художественно. А режиссеры, в свою очередь, знают, что людей, пришедших к ним из института, надо переучивать — только тогда их можно вывести на сцену////


    Позвольте спросить: а что такое современная стилистика? На фоне чего она выглядит современной? И в чём суть этой самой современности: в отрицании всего старого? Сразу вспоминается Интернационал Руже де Лилля
    Ведь вопрос не в том, следует ли вставлять в Трёх сестёр акробатические номера, а в том, есть ли сейчас театральная школа, способная стать такой же сильной, каковой была советская
  • Ирина Максимова· 2011-07-29 01:24:16
    Прочитала интервью с Константином Богомоловым: «Наша театральная школа губит молодых артистов» и "вскипела". Я, конечно, уважаю мнение талантливого режиссера, но... Если режиссер - гуру, поведи за собой актеров и сделай их единомышленниками, все актеры только этого и ждут и на все готовы.... А педагог имеет дело с мало читающими, плохо говорящими и выражающими свои мысли абитуриентами. И задача театральной школы дать гуманитарное образование и, как раз таки, освободить природу, раскрыть и взрастить индивидуальность, а не забить их своей бездарностью и косностью, как утверждает автор высказывания, который, извините, тоже не из грязи сам по себе завелся, а выучен был на курсе А. А. Гончарова. А если бы ему не повезло с учителями, где бы он сейчас был и о чем бы рассуждал?.. Да ни кто и не отрицает ценности творческой индивидуальности и после школьного становления актера. Тут уже и творческий поиск, и желание самого актера, включая его талант и талант режиссера... и его (режиссера) умение и желание работать с актером.
  • avsharova· 2011-07-29 23:35:24
    Просто невероятно стыдно! Стыдно читатьтакие изречения востребованного в столице режиссёра! тут ведь банальная безграмотность. Очевидно, что ненависть к школе, к школе мастерства актёра только от собственной дремучести,от того, что это сложно, мучительно сложно искать образ, работать над персонажем!Родить другого человека, конечно, намного сложней, чем химией заниматься. Гриценко, значит, отменяется??!! Посмотрите на Луспекаева, на Раневскую, послушайте Журавлёва и т.д.- такого живого и современного вы сейчас точно не увидите и не услышите. Именно потому, что теряем школу, отменяем её!!! Вот и смотрим спектакли, после которых абсолютное ощущение пустоты, наблюдаем не за неприрывным существованием человека, а за сменой картинок...........
  • avsharova· 2011-07-29 23:38:59
    непрЕрывным, конечно))
  • predsedatel1· 2011-07-30 05:20:18
    avsharovoй: - Кино и театр - это два разные вида искусства. Не думаю, что Луспекаев с Раневской могли бы чем-то удивить в театре. Проблемы Богомолов верно чувствует. Но способы решения и критерии предлагаются чрезвычайно пошлые.
    А Вы не чувствуете совсем, потому что не в теме театрального процесса . Черпаете свой опыт из книжек и телевизора.
  • avsharova· 2011-07-30 10:50:54
    Луспекаев не мог удивить??????!!!!! Раневская не могла????? "Шторм" с Раневской не видели? - посмотрите, запись есть! И "Мёртвые души" гляньте с Луспекаевым - Ноздрёвым. Простите, но если Вы этих вершин актёрских не видели, то "не в теме" оказываетесь. Опыт свой черпаю из работы в театре, и, смотря вышеперечисленные шедевры.
    "Чтобы не потерять вкус, нужно оградить себя стеною шедевров.."
    В.Э. Мейерхольд.
  • Anton_Khitrov· 2011-07-30 21:35:03
    Маленькая деталь
    Если пройтись по общежитию ГИТИСа или по двору, непременно услышишь, как артисты репетируют. Потому что эти фальшивые голоса различаешь за километр. Должно быть, это какой-то особенный диалект. Почему-то это не стенсняются даже показать на студенческом фестивале. Вот, пожалуйста, школа.
  • predsedatel1· 2011-07-30 23:11:42
    Видел я телеспектакль с Луспекаевым в роли Ноздрева. Потому, что у меня тоже есть телевизор. Телевидение - это третий вид искусства. Но здесь обсуждатся не телевидение и не кино. А театр. От которого Вы далеки как от луны.
  • sinenkij· 2011-07-31 17:19:59
    Тут все, вкупе с г.Богомоловым кипятятся по поводу школы, стилистики, современности, но никто не удосужился понять, что современный театр начинается с вопрошания, - что такое театр, каково понимание его сегодня и почему оно таково? Вот первое, и если таковое отсутствует, то отсутствует понимание того, зачем все делается.Все упирается в установку любого режиссера, в ту художественную задачу, которую он сам себе ставит. И вот здесь исходная точка для рефлексии и саморефлексии, иными словами - "почему я выбираю пьесу, эту пьесу, а не что-либо иное, как-то теннисный матч, профсоюзное собрание или уличную драку? Отсюда это бесконечное соревнование с кинематографом в всевозможных экзотических интерпитациях сложившихся нарратив, с упором на то, что мы де "духовней", "аутентичней" и "глубже". Но это настаивание обусловлено полным забвением собственной театральной условности и специфики, как-то действия здесь и сейчас. Поэтому исследованием границы между реальностью и театром, как феноменом именно условности никто здесь не занимантся. Сегодня сам репертуарный театр просто воспроизводит самое себя без осознания того, что сам он, вкупе с традицией, историей, школой и всем прочим уже в культурном архиве. И единственно, что еще возможно, на уровне этого понимания, это театр о театре, не более того...
  • avsharova· 2011-08-01 13:46:08
    Для кого-то в архиве, для многих совсем нет)).
    Дискуссия бессмысленна...
  • ot_kristiny· 2011-08-02 22:59:19
    за 10 лет в лгитмике выпущен из хорошего только курс Кудашова? так маало?
  • ot_kristiny· 2011-08-02 23:00:53
    мне нравится, что интервьюеруемый верит в то, что говорит. а вот Жанна не верит - ни в молодых режиссеров, ни в школу, ни в то, что ее нужно разогнать))
  • dolgoshova· 2011-08-08 16:29:14
    Отлично формулирует Константин! Вне зависимости от того, согласны ли с ним другие, - эти другие получают очень четкое представление о том, каким Константину видится современный театр. А кроме того, его интервью - возможность несколько иначе взглянуть не только на театр (я далека от театра), но и на жизнь. В том смысле, что все должно быть очень честно, - иначе никакого смысла. Спасибо режиссеру, спасибо автору Жанне.
  • Irina Zolina· 2011-08-14 20:12:54
    Ничего нового автор не сказал - проблема есть и многие об этом говорят. делают - избранные...
  • Izida Pogildyakova· 2011-08-18 09:36:00
    Да, они играют театр "прославленных мастеров." "Прославленные мастера" нудят про действия и задачи, не умеют разобрать пьесу, уничтожают самость, потому что студент с самостью не управляем, с ним трудно. "Прославленные мастера" за последние 20 лет не прочитали ни одной книги, не посмотрели ни одного спектакля. Таков Саратовский театральный институт.
    Потом молодые, красивые и кудрявые выпускники, любимцы своих мастеров, с пятеркой по мастерству, удивляются тому, что они никому не нужны.
  • ecume· 2011-12-19 06:21:53
    чудесное интервью!
Все новости ›