Представьте себе, что на сцену вышел Борис Грызлов или Василий Якеменко, это сразу смешно – и все.

Оцените материал

Просмотров: 43086

Нужен ли в России политический театр?

14/07/2011
На вечно актуальный вопрос отвечают на круглом столе КОНСТАНТИН БОГОМОЛОВ, МИХАИЛ ДУРНЕНКОВ, ОЛЕГ ЗИНЦОВ, ГЕОРГ ЖЕНО, МИХАИЛ КАЛУЖСКИЙ, КСЕНИЯ ЛАРИНА, ЗАХАР ПРИЛЕПИН и МАРИНА ДАВЫДОВА

©  Татьяна Зима

Нужен ли в России политический театр?
Мы публикуем фрагменты дискуссии, прошедшей в ЦДХ на Московском международном книжном фестивале в рамках большой программы, проведенной OPENSPACE.RU при поддержке партнерской компании «АльфаСтрахование»

В дискуссии принимали участие заместитель главного редактора журнала «ТЕАТР» ОЛЕГ ЗИНЦОВ, режиссер КОНСТАНТИН БОГОМОЛОВ, руководитель театра Йозефа Бойса ГЕОРГ ЖЕНО, драматурги МИХАИЛ КАЛУЖСКИЙ и МИХАИЛ ДУРНЕНКОВ, писатель ЗАХАР ПРИЛЕПИН, ведущая радиостанции «Эхо Москвы» КСЕНИЯ ЛАРИНА. Модератор дискуссии — шеф-редактор отдела «Театр» OPENSPACE.RU и главный редактор журнала «ТЕАТР» МАРИНА ДАВЫДОВА.


Марина Давыдова: Начнем с короткого исторического экскурса. Ни для кого не секрет, что в эпоху так называемого застоя или развитого социализма СССР был театроцентричной страной. Театр играл огромную роль в жизни общества, он заменил собой многие важные, но отсутствующие у нас социальные институции вроде свободной прессы или парламента... Формула «поэт в России больше, чем поэт» имела к театру значительно большее отношение, чем к поэзии: театр в России действительно был больше, чем театр. О том, какое эстетическое (или внеэстетическое) удовольствие получали зрители, считывали то, что им эзоповым языком сообщали со сцены режиссеры и артисты, написано немало театроведческих текстов. Даже совершенно аполитичный вроде бы мюзикл Марка Захарова «Юнона и Авось» содержал в себе, если вдуматься, суровый диссидентский пафос. «А чего это он в Америку намылился, нешто на родине плохо?» — невольно думал советский зритель, глядя на романтического Резанова-Караченцова. Казалось, вот-вот, стоя на авансцене, он начнет читать отнюдь не Вознесенского, а Лермонтова: «Прощай, немытая Россия…». Еще более интересной была игра наших театральных деятелей в кошки-мышки с чиновниками из управления культуры. Надо было и фигу в кармане им показать, и сделать так, что спектакль прошел «госприемку». Это была прихотливая, сложная, византийская игра. В ней была своя плата за фрондерство, да и просто за возможность заниматься «настоящим» искусством. Вы сначала, батенька, «Сталеваров» каких-нибудь поставьте, а уж потом делайте то, что хочется.

Но как только рухнул прежний уклад жизни; как только парламент стал у нас наконец парламентом (хорошим или плохим, другой вопрос), пресса — прессой, а искусство — искусством, театр вместе с мессианством утратил и присущую ему некогда социальность. Последним ее всплеском были годы перестройки. Дальше наступил штиль. Призывы «Говори…» и рассказы о «Диктатуре совести», которая должна сменить диктатуру пролетариата, канули в перестройку.

В 90-е мы парадоксальным образом обрели самую асоциальную публику и самый асоциальный театр во всей Европе. В советские годы он смог заменить собой, пусть заменить довольно неуклюже, гражданское общество. Но стать в другие, свободные времена органичной частью этого общества у него решительно не получилось. Вместе с исчезнувшими условиями для игры с властью в кошки-мышки как-то сам собой иссяк его общественно-политический пафос. Помню, как в 1997 году на некоей международной конференции молодые режиссеры из Европы спрашивали российских коллег: почему у вас нет ни одного спектакля про чеченскую войну, ведь это важнейшее событие в жизни вашей страны. Мы же переглядывались и думали: ну вот еще нашли тему, театр — это же искусство, волшебный мир прекрасного, а про войну пускай газетчики пишут.

Читать текст полностью

КомментарииВсего:4

  • vlad_dolohov· 2011-07-14 23:52:48
    Марина Давыдова написала блестящую вводную, да и прокладки между выступлениями гостей хороши, но все же, наверное, именно гостям следовало бы дать больше времени и места. Уж коль пригласили… Как всегда эмоциональна и убедительна Ксения Ларина. Интересны размышления Олега Зинцова. И совершенно блестящий монолог у Захара Прилепина. Правда, здесь есть вопросы: Грызлов и Якеменко на театральной сцене – это действительно смешно, но ведь если туда вывести Путина с Медведевым, то это будет уже полный гиньоль! Но именно это и сделал в своей пьесе Голышев(зря, кстати, его не пригласили), которую, если мне не изменяет память, поддержали и Прилепин, и Ларина. В общем, не все так очевидно. Как, кстати, неочевидна лично для меня и творческая неудача Марка Розовского.
  • iskanderus· 2011-07-17 04:24:53
    Прежде чем говорить о политическом театре, нужно спросить, а что такое театр в наше время? Кто идет на спектакли? На какие спектакли?

    Очень верно сказали, что театр сейчас - это имитация светской жизни. Мариинка, Михайловский, БТК - это то место, куда вроде бы нужно прийти в костюме и вести себя пристойно.
  • Alexander Podkolzin· 2011-07-17 15:43:30
    Очередной несущественный разговор. Собрались люди – лишний раз и в меру своих мыслительных сил в форме словесных упражнений заявили о собственном существовании в социально малозначимом секторе общественной жизни под названием ТЕАТР. В данном случае, сходка пары журналистов-аниматоров с когортой творческих лилипутов. Тема явно надумана. Вообще-то, и сам-то театр совсем не нужен. Ну что он может решать в реальности бытия? (Разве что вопросы трудоустройства артистов с режиссёрами.) А так какая разница – политический театр или не политический? Полагаю, всё это демагогия. Дело нужно делать, господа, достойно, открывать новое, учиться продавать билеты и, уж конечно, стараться не забывать о том, что зритель в зале далеко не последнее звено в театре.
  • vlad_dolohov· 2011-07-17 20:12:51
    "Когорта творческих лилипутов" - это сильно! Особенно если заглянуть в профайл г-на Подколзина:)
Все новости ›