«Художественные жесты» питомцев Екатерины Дёготь на фоне «Утраченных иллюзий» просто шалости котят.

Оцените материал

Просмотров: 23577

«Утраченные иллюзии»: взгляд профана

Игорь Порошин · 13/05/2011
ИГОРЬ ПОРОШИН полагает, что балет Десятникова – Ратманского – самое радикальное высказывание в современном русском искусстве

Имена:  Алексей Ратманский · Леонид Десятников

©  Дамир Юсупов / Большой театр

Сцена из балета «Утраченные иллюзии»

Сцена из балета «Утраченные иллюзии»

Когда я впервые услышал, что Ратманский с Десятниковым взялись за трехактный балет с сюжетом, я вздрогнул. Интерес к балетам с разыгранными сюжетами у Ратманского был заметен всегда, но в последнее время он стал пугающе пристальным. «Коньку-горбунку», с танцовщиками в принтованных майках и супрематическими декорациями, восторженно аплодировали московские бобо: оказалось, что балет — это «к-у-у-у-у-л». Дурная слава «Анны Карениной», другого балета Ратманского с сюжетом, столь громогласно шла впереди самого спектакля, что я, отчаянно любя толстовский оригинал, идти на него просто не решился.

Позвольте представиться: я самый лучший и самый правильный ценитель балета. Это для меня сделал великую уборку Баланчин, очистив балет от пыли и глупостей. Это меня самая передовая, самая умная критика учила любить в балете коктейль из отборной музыки, безупречного дизайна и высокой гимнастики — коктейль, так пьянящий самолюбие. Я ни разу не был в Нью-Йорке, но я знаю, что там находится самый лучший в мире балетный дом. Когда я приеду в Нью-Йорк, посещение NYCB будет стоять пятым пунктом моей программы. Где-то между баскетболом в «Мэдисон Сквер Гарден» и MoMА. Я три раза в жизни был на «Баядерке», и два из них я приходил ко второму антракту. И своим дочерям я не буду показывать вздорный, оскорбительный балаган первых двух частей. Я — плод и цель всеобщей балетной эволюции. Я — взращенное меньшинство. При этом меньшинство здоровое. Я проживу эту жизнь без балета, но, если в моей жизни случается балет, я усваиваю его с аппетитом, легко, как бутерброд с икрой, — и чем «сложнее», чем «высоколобее», тем легче. У меня есть братья и сестры в этом мире, мы не поддерживаем родственных связей, однако мы знаем о существовании друг друга. Нас, думаю, тысяч пятьдесят в этом мире включая Китай, Индию и Индонезию. Если нас согнать прикладами в одно место, мы не заполним собой стадион Лужники. Мы образуем второй ярус балетной публики. В первом балетоманы — их еще меньше.

©  Дамир Юсупов / Большой театр

Сцена из балета «Утраченные иллюзии»

Сцена из балета «Утраченные иллюзии»

Я был вынужден так долго и многословно представляться, чтобы было яснее, какую толщу предрассудков мне пришлось преодолеть. Я прочел несколько традиционных рецензий об «Утраченных иллюзиях» — они выглядят фальшиво и вымученно, под объективистскими определениями пульсирует сильное чувство, простые и резкие слова, которые мы произносим, выясняя отношения с близкими. Любой отзыв об «Утраченных иллюзиях» по-честному должен начинаться словом «я». Изумительное свойство балета «Утраченные иллюзии» состоит в том, что он напрямую апеллирует к человеку с его отношением к миру и балету как способу разъяснения этого мира. Последнее даже необязательно. Нужно быть поистине фаном прежнего искусства Ратманского, очарованным, влюбленным в это искусство, чтобы «не понять» этот балет.

Конечно, можно сказать, что Ратманский предал искусство, которым он занимался. Но, пожалуй, недоумение, растерянность критиков «Утраченных иллюзий» точнее объясняет то, что Ратманский выступает здесь вообще против порядка в балетном мире — этом маленьком царстве «хорошего вкуса», этом социальном гетто, уютнейшем из всех возможных, куда вход профанам, чужакам заказан.

Читать текст полностью

Ссылки

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:8

  • pavelkarmanov· 2011-05-13 20:32:24
    Весьма! Спасибо!
  • Anna Yampolskaya· 2011-05-13 21:34:37
    Рецензия - в отличие от предыдущей - внятная и четкая. Непонятно только, зачем надо оснащать свою мысль таким количеством тошнотворных и безвкусных рюшечек, ну да ладно. По крайне мере понятно, что за спектакль.
  • inga_lev1999· 2011-05-13 21:58:50
    Блестящий текст.) Который стоит прочитать отнюдь не только балетоманам.)
  • prostipoma· 2011-05-13 22:26:22
    Лучше бы "Наших" позвали на спасение рожденной горой мыши. Розенталю это немного помогло.
    Беда Ратманского как раз в том, что он как раз и есть - околица мира, где сымитировано все, что можно сымитировать. Как Сезоны имитировали тридцатилетней давности Симфониетту Килиана, куда, правда, более талантливую, так и драмбалеты Ратманского - неудачные подделки под Ноймайера или Кранко.
    Сюжетные балеты он ставит издревле, так что смешно читать про некие предательства. Ставить что-то бессюжетное - конкурировать с целой толпой западных танцеплётов, а вот драмбалет в условиях пуантового рынка без куска хлеба не оставит.
    Надо отдать должное, хореограф всегда чувствовал идею, витающую в зрительном зале, был спрос на что-то кабукиобразное - были Сны о Японии, на старые песни о главном - тут как тут Светлый ручей, забрезжил на кассетах с Горбушки Форсайт - подоспел Средний дуэт. Сейчас на повестке дня -усталость мещанско-буржуазной балетной публики ( а она такая - и не только в Москве) от левого искусства. То есть танцы - это такой полу-баланчин (какой там Форсайт), более смахивающий на Григоровича, а сюжетец - от штуттгартцев, только куда более хило срежессированный.
    Ну а что - многим нравится такой микст фр. и нижег., в смысле Форсайта и Ростислава Захарова. Зовут, любят, платят гонорары.
    Ну и музыка - Карен Хачатурян под впечатлением от изучения партитур Штокхаузена.
    Оно было бы ничего, если бы это и вправду был ответ на засилье контемпорари, но никакого засилья не было и нет, да и контемпорари в русском театре, это даже не околица, а что-то вроде республики Коми. И не случилось оно именно благодаря чересчур бесконкурентному творческому доминированию в столицах искусства могучей кучки ОС .
  • Oleg Burkov· 2011-05-14 13:09:25
    Мне кажется, нужно в первую очередь организовать качественную съемку балета, чтобы можно было показать не только по Культуре, но и выпустить в ограниченный прокат, как это уже давно делает Нева-фильм Emotion с европейскими оперными спектаклями, а недавно еще показали "Жизель" Мариинского театра в 3D.
    Гастролей Большого в провинции вряд ли дождутся, а вот оперно-балетные кинопоказы, при правильной организации, могут пользоваться большим успехом - сужу по Новосибирску.
  • Jacob Michelson· 2011-05-15 03:45:39
    Можно было бы покороче и без лишнего детскогоо восторга ."Фуэте на столе, поднимающее на уши зал, — это свидетельство того, что у Ратманского по-прежнему все отлично с фантазией"
    Гениальная фантазия-согласен!
    Как мы не додумались что балет на столе и есть новое и таким образом мы можем считать,что он(балет) нам еше не надоел и он может продержаться пару сот лет на троне короля ( King of dance)-самозванца.
    Форсайт ничего нового давно не может сказать и он давно просто повторяется ,как и большинство других,включая Б.Эйфмана и Марк Мориса. .
    Что может хуже для художника чем быть похоже на других и повторяться?
    Взгляните на BatSheva(Ohad Naharin and Barak Marshall),DV8,CedarLake and many more.
    Есть много интересного и это есть и вЕвропе и в Америке..Медленная революция происходит ,но без участвия балета.Не все так просто,так как все начинается с танц.образования и здесь полной замены балету покаместь еше нет.
  • banalno· 2011-05-17 10:22:48
    Я - фанат балета, не балетоман, потому что ещё не доросла. Сложен для меня. А эта рецензия - один из маленьких шажочков к пониманию. спасибо!
    и именно благодаря витиеватостям я дочитала до конца. Браво, Игорь!
  • Emailoff Serg· 2011-05-31 10:46:38
    Всегда был фанатом Десятникова, тем паче по рецензии чувствую: надо идти.
Все новости ›