Проблема многих русских актеров: они красивые, статные, у них сильные голоса, могут и спеть, и станцевать, и всего этого слишком много.

Оцените материал

Просмотров: 54664

Кшиштоф Варликовский: «Искусство спасут гомосексуалы и евреи»

Дмитрий Ренанский · 22/03/2011
Выдающийся польский режиссер – о Шекспире, Кристиане Люпе, русских артистах и о том, как он обрел себя в католической Польше

Имена:  Кристиан Люпа · Кшиштоф Варликовский

©  Предоставлено пресс-службой Фестиваля «Золотая Маска»

Кшиштоф Варликовский

Кшиштоф Варликовский

Проходящая в рамках фестиваля «Золотая маска» спецпрограмма «Польский театр в Москве» завершается послезавтра показом спектакля T.E.O.R.E.M.A.T  Гжегожа Яжины. OPENSPACE.RU еще вернется к разговору об этом и о других польских постановках, а пока публикует беседу ДМИТРИЯ РЕНАНСКОГО с КШИШТОФОМ ВАРЛИКОВСКИМ — режиссером, в значительной степени сделавшим современный польский театр таким, каким мы его знаем. Показ его спектакля «(А)поллония» стал одним из центральных событий польской спецпрограммы.


— Неприличный вообще-то вопрос — почему вы решили заняться театром? — в вашем случае не задать просто невозможно. Почему дипломированный историк и философ из Ягеллонского университета решил уехать в Париж, чтобы изучать в Сорбонне историю театра? И почему для того, чтобы заняться режиссурой, ему нужно было обязательно вернуться обратно в Краков?

— Довольно трудно задним числом мотивировать свои прошлые поступки, но если попытаться схематизировать, то во Францию я уезжал для того, чтобы впитать в себя всю европейскую культуру. Мне кровь из носу нужно было изжить из себя все польское — так оно меня, двадцатилетнего, раздражало. Я в каком-то смысле был тем маленьким польским мальчиком, который в самом начале моей «(А)поллонии» очень хочет вырасти и стать путешественником, а мама в ответ на его мечтания только фыркает: зачем тебе эти чужие страны, у нас и так все хорошо. В этой коллизии — квинтэссенция всего польского менталитета, от которого я хотел избавиться. Когда мне это удалось, я понял, что могу спокойно возвращаться домой: для того чтобы ощущать себя европейцем, мне уже не нужно было жить в Европе. К тому же я не эмигрант по своей природе: в Париже было очень хорошо, но мне, вечному студенту, нужно было продолжать учиться, и как-то так все сложилось, что Краков показался для этого идеальным местом.

©  Дмитрий Дубинский  ⁄  Предоставлено пресс-службой Фестиваля «Золотая Маска»

Кшиштоф Варликовский  - Дмитрий Дубинский

Кшиштоф Варликовский

— В какой момент и при каких обстоятельствах исследователь древнегреческого театра Кшиштоф Варликовский решил перейти от истории к практике?

— Это произошло еще в Париже, в конце 1980-х. Я был вхож в одну тусовку, которая занималась экспериментами в области кино и видеоарта. Сначала я был занят в их проектах как актер, а потом мне захотелось большего. Так и пошло… (После глубокой паузы.) Знаете, я только сейчас понял, почему так вышло, что режиссурой я по-настоящему начал заниматься в Польше, а не в Париже. Все дело в благоприятном социальном и культурном климате: в конце прошлого века Польша, как и Россия, кстати, переживала очень важный момент своей истории. Я начал заниматься театром в эпоху колоссальных политических катаклизмов. В нулевые, кстати, у нас все повторилось опять, когда поляки вступили в Евросоюз и им пришлось в очередной раз производить переоценку всего и вся. А теперь вспомните, когда нечто подобное происходило в последний раз во Франции? Правильно, в 1968 году. Поэтому у французских актеров потухшие глаза — у них все о-кей. А польский актер постоянно погружен в реальность, он политически активен и перед репетицией читает свежие газеты. Это то, что мне было нужно.

Читать текст полностью

Ссылки

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:20

  • ot_kristiny· 2011-03-23 00:24:48
    ну вот и ответ тем, кто посчитал Аполлонию плодом рациональных телодвижений режиссера.
  • zAdorno· 2011-03-23 16:28:17
    «Искусство спасут гомосексуалисты и евреи». Ну, наконец-то появились спасатели.
    Приготовиться лесбиянкам и арабам.
  • oved· 2011-03-23 17:14:58
    Не совсем точно он сказал. Искусство ДЕЛАЮТ гомосексуалисты и евреи. Остальные только подмахивают и подъевреивают.
  • zAdorno· 2011-03-24 13:46:10
    для oved:
    Если всё так, как Вы пишите, то получается, что пидорасты и евреи-неиудеи никак не смогут спасти искусство. Вы разбили мне сердце!
  • oved· 2011-03-24 16:06:41
    2 zAdorno:

    Да и хрен с ним, с Вашим сердцем - сюда осколки не долетают.
    А вот что язык у Вас такой нерусский - удручает (сразу видно, что Вы не еврей). Например, слово "пишЕте" в данном случае пишЕтся через Е, а насчет "пидорастов" следует выбрать одно из двух: либо "педерасты", либо "пидорасы".

    Странно только, что в слове "искусство" Вы поставили дабл-С в нужном месте. Вы, наверное искусствовед, да?
  • zAdorno· 2011-03-24 23:02:05
    для oved:
    Писал обливаясь слезами и, конечно, ошибся. Хотел написать, что этот наглый, высокомерный болван - режиссер мудак, а получилось пидорасТ. А вы, не из «подмахивающих»?
  • Rheingold· 2011-03-25 13:31:58
    а что за открытие высказал Варликовский при поддержке интервьюера? упомянутая в заголовке пара испокон веков сначала заражает и разрушает, а потом спасает...обожают у нас банальности и трюизмы...
  • nsogso· 2011-03-25 16:35:13
    Стоит уточнить гомосексуалисты и евреи делают вид, что ДЕЛАЮТ искусство (исключения подтверждают правило). Но делают это очень правильно и громко.
  • oved· 2011-03-25 18:12:56
    Варликовский полагает, что искусство делают/спасают изгои (отсюда и вынесенная в заголовок декларация). Так что (обращаюсь к господам дуракам) незачем лишний раз слюнявить еврейско/антисемитскую тему - говорил режиссер вовсе не об этом.

    Но попал он удачно. Количество евреев и геев в искусстве действительно непропорционально велико. Вот только ощущение ли изгоя является тому причиной? По-моему, вряд ли: гонимых групп, увы, хватает помимо двух вышеупомянутых, но столько кадров почему-то поставляют именно г+е.

    Думаю, причина в том, что геям свойственно отчаяние, а евреям - чувство всеобщей взаимосвязанности. Первое обеспечивает искусству драйв, второе - образы. Тчк, тчк, зпт - вот и рожица кривая (в данном случае - варликовская).
  • ирина фатнева· 2011-03-26 09:56:25
    Боже, как однообразны и скучны театральные опусы этих творцов!
  • zAdorno· 2011-03-26 12:26:04
    Оказывается, Иосиф Бродский писал из чувства национальной «всеобщей взаимосвязанности». А Уистен Хью Оден – от гомосексуального отчаяния.
    Глупость (Варликовского) порождает глупость (oved).
  • pv· 2011-03-27 16:41:57
    да уж... Оден писал, Иосиф читал - их так и тянуло друг к другу
  • oved· 2011-03-27 18:31:22
    Ты - благо гибельного шага,
    Когда житье тошней недуга.
    А корень красоты - отвага,
    И это тянет нас друг к другу.
  • lisa· 2011-04-01 00:18:13
    Интервью - очень интересное. Спектакль - космос!!! Комменты, за редким исключением(oved, вы боец), - смесь откровенного жлобства и провинциализма. Короче, "пастернакА я не читал.." Редакцию можно поздравить - на провокационный заголовок получила адекватный ответ. В отличие от нее, Варликовский - свободен и открыт. И к тому, что мне посчастливилось увидеть 5 марта, весь этот мусор от театральных аналфабетов никакого отношения не имеет.
  • Tania Frolova· 2011-04-05 19:21:35
    Скучно. Не придумал ничего лучше, как удивить русскую публику глубоко личными особенностями...Его "Конец", с которого парижская публика валила в первом же антракте, оставил тягостное впечатление - мне показалось, что режиссер сам уже давно не читал свежих газет и имеет смутное представление о происходящем.
  • lisa· 2011-04-06 04:31:05
    Ну из комсомольського амура. конечно же, все гораздо виднее. И про московские "варликовские страсти", и уж тем более - про парижские. Не понятно только зачем время тратить, если - "скучно"? Да, буржуазная парижская публика на первом спектакле "валила", а уже на втором попробовала мозги подключить. Полезное это дело. Фроловым и пр., рассуждающим о том, чего они не видели, такая практика необходима.
  • syncrasies· 2011-04-13 16:40:18
    А Hanna Krall, она точно Ханна Краль? Не могу найти ни одного издания на русском языке. Такое может быть?
  • Igor Yefanov· 2011-04-14 07:05:47
    Как человек может правильно реагировать на ситуацию (спасать кого-то, что-то)
    если он не знает для чего ему, пардон, его собственная жопа?
    Если вы это называете спасением, ну ок, спасибо за информацию :-\
  • lglglg· 2011-04-15 20:36:26
    Исскуство если говорить о настоящем делают либо русские либо выходцы из восточной европы,, а евреи хорошо умеют делать черный самопиар...
  • lyre-bird· 2011-04-17 00:58:19
    За то, что Варликовский с Онегиным сделал, иначе как швалью его не назовешь. Бездарная конъюнктура на совковый манер - соцзаказ. На борьбе секс-меньшинств пытаться "въехать в историю" изуродовав оперу - это же такая пошлость и тупость. Но модная тупость, к сожалению.
Все новости ›