Бал сатаны – самое емкое определение для жанра этого спектакля.

Оцените материал

Просмотров: 14806

«Околоноля» в «Табакерке»

Алла Шендерова · 18/01/2011
Спектакль Кирилла Серебренникова доказывает, что, как ни приручай власть, она все равно тебя съест

Имена:  Алексей Сысоев · Анатолий Белый · Владислав Сурков · Игнатий Акрачков · Кирилл Серебренников · Натан Дубовицкий

©  РИА Фото

Сцена из спектакля «Околоноля»

Сцена из спектакля «Околоноля»

Кирилл Серебренников выполнил свое давнее намерение — поставил роман «Околоноля», настоящим автором которого считают первого заместителя главы Администрации Президента, главного кремлевского политтехнолога Владислава Суркова. Вопрос о конъюнктурной составляющей этой затеи предлагаю оставить в стороне. Во-первых, все уже сказано. А во-вторых, теперь, после премьеры, не хочется упрекать в конъюнктуре режиссера, создавшего на основе «Околоноля» такое апокалиптическое зрелище, перед которым меркнет и его спектакль «Киже» (о русском мороке эпохи Павла I), и его фильм «Юрьев день» (о современной российской глубинке, в которой люди тонут, как в трясине).

«Околоноля» — третья и самая страшная часть этой трилогии. Причем в отличие от романа подлинный герой спектакля не персонаж по имени Егор Самоходов, а слово из шести букв, на протяжении всего действия присутствующее на сцене в виде небольшой неоновой надписи: «Власть». Это оно подсвечивает самые жуткие моменты спектакля, сияя в темноте вместо обычной театральной таблички «Выход».

©  РИА Фото

Сцена из спектакля «Околоноля»

Сцена из спектакля «Околоноля»

Выхода в спектакле Серебренникова нет и в переносном, и в самом прямом смысле: покинуть зал во время четырехчасового действия можно только в антракте. Малую сцену МХТ Серебренников, сам оформивший свой спектакль, превратил в черный короб из древесно-стружечных плит. Попасть в него можно только через игровое пространство, предварительно пройдя по черному коридору, зыбкий пол которого состоит из сотен книжных корешков: от Пушкина и Сервантеса до Ленина с Марксом. Таким образом, входя в зал, зритель символически повторяет путь Егора Самоходова — книгочея и сочинителя, втянутого в начале 90-х в кровавый книжный бизнес и черный пиар.

Читать текст полностью

Ссылки

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:8

  • interRaptor· 2011-01-18 16:25:32
    Можно придумать еще много столь же пустых "фразеологизмов":
    - Как власть ни приручай - сам приручен будешь
    - Не оппонируй власти - или сам будешь прооппонирован по полной программе
    - Не пытайся сохранить нейтралитет к власти - нейтралитет власти обойдется тебе гораздо дороже.

    Объявляю конкурс на самый остроумный и в то же время самый бессмысленный фразеологизм о власти. По результатам конкурса опубликуем на OS сборник крылатых выражений.

    Не дадим OS остаться совсем без контента!
  • poiza· 2011-01-18 17:20:20
    всё-таки лучше, когда серебренников отдельно, сурков отдельно. а то автору рецензии вроде бы и спектакль понравился, и перед политически-близкими людьми неудобно.
  • lisa· 2011-01-18 19:30:44
    "а стоило ли тратить столько сил и таланта на воплощение этой литературной мистификации?"

    Конечно стоило. Чтобы свою интерпретацию мистификации ввести в культурный и общественный контекст. Ведь, по мнению автора, трилогия состоялась...
Читать все комментарии ›
Все новости ›