Бал сатаны – самое емкое определение для жанра этого спектакля.

Оцените материал

Просмотров: 14805

«Околоноля» в «Табакерке»

Алла Шендерова · 18/01/2011
Спектакль Кирилла Серебренникова доказывает, что, как ни приручай власть, она все равно тебя съест

Имена:  Алексей Сысоев · Анатолий Белый · Владислав Сурков · Игнатий Акрачков · Кирилл Серебренников · Натан Дубовицкий

©  РИА Фото

Сцена из спектакля «Околоноля»

Сцена из спектакля «Околоноля»

Кирилл Серебренников выполнил свое давнее намерение — поставил роман «Околоноля», настоящим автором которого считают первого заместителя главы Администрации Президента, главного кремлевского политтехнолога Владислава Суркова. Вопрос о конъюнктурной составляющей этой затеи предлагаю оставить в стороне. Во-первых, все уже сказано. А во-вторых, теперь, после премьеры, не хочется упрекать в конъюнктуре режиссера, создавшего на основе «Околоноля» такое апокалиптическое зрелище, перед которым меркнет и его спектакль «Киже» (о русском мороке эпохи Павла I), и его фильм «Юрьев день» (о современной российской глубинке, в которой люди тонут, как в трясине).

«Околоноля» — третья и самая страшная часть этой трилогии. Причем в отличие от романа подлинный герой спектакля не персонаж по имени Егор Самоходов, а слово из шести букв, на протяжении всего действия присутствующее на сцене в виде небольшой неоновой надписи: «Власть». Это оно подсвечивает самые жуткие моменты спектакля, сияя в темноте вместо обычной театральной таблички «Выход».

©  РИА Фото

Сцена из спектакля «Околоноля»

Сцена из спектакля «Околоноля»

Выхода в спектакле Серебренникова нет и в переносном, и в самом прямом смысле: покинуть зал во время четырехчасового действия можно только в антракте. Малую сцену МХТ Серебренников, сам оформивший свой спектакль, превратил в черный короб из древесно-стружечных плит. Попасть в него можно только через игровое пространство, предварительно пройдя по черному коридору, зыбкий пол которого состоит из сотен книжных корешков: от Пушкина и Сервантеса до Ленина с Марксом. Таким образом, входя в зал, зритель символически повторяет путь Егора Самоходова — книгочея и сочинителя, втянутого в начале 90-х в кровавый книжный бизнес и черный пиар.

Читать текст полностью

Ссылки

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:8

  • interRaptor· 2011-01-18 16:25:32
    Можно придумать еще много столь же пустых "фразеологизмов":
    - Как власть ни приручай - сам приручен будешь
    - Не оппонируй власти - или сам будешь прооппонирован по полной программе
    - Не пытайся сохранить нейтралитет к власти - нейтралитет власти обойдется тебе гораздо дороже.

    Объявляю конкурс на самый остроумный и в то же время самый бессмысленный фразеологизм о власти. По результатам конкурса опубликуем на OS сборник крылатых выражений.

    Не дадим OS остаться совсем без контента!
  • poiza· 2011-01-18 17:20:20
    всё-таки лучше, когда серебренников отдельно, сурков отдельно. а то автору рецензии вроде бы и спектакль понравился, и перед политически-близкими людьми неудобно.
  • lisa· 2011-01-18 19:30:44
    "а стоило ли тратить столько сил и таланта на воплощение этой литературной мистификации?"

    Конечно стоило. Чтобы свою интерпретацию мистификации ввести в культурный и общественный контекст. Ведь, по мнению автора, трилогия состоялась...
  • tina-vas· 2011-01-19 01:32:40
    А что такое конъюнктурная составляющая проекта? Кто-то сомневался, что Серебренников любит Суркова чистой любовью и предполагал, что это за деньги? Какой кошмар! Это же так круто: разоблачать наше общество на основе текста одного из руководителей этого самого общества!!! Представляю как михалков завидует: ему же текст Суркова тоже искренне понравился. Может, теперь и фильм выйдет? так чисто и искренне любить тексты от власти способны только особо одаренные нанисты и инноваторы нашей культуры.
  • bezumnypiero· 2011-01-19 07:19:20
    и небось не слова про бабло на сцене ))
  • bezumnypiero· 2011-01-19 07:19:21
    и небось не слова про бабло на сцене ))
  • kustokusto· 2011-01-20 18:29:06
    2 interRaptor

    Не соплижируй Власть.
    Сам себя отматрась.
  • teatrlive1· 2011-01-21 01:09:09
    Да просто за эти десять лет удивительные трансформации произошли. Перефразируя классика, можно сказать, что новатор Константин Гаврилович Серебренников превратился в Кирилла Семеновича Тригорина со всеми вытекающими...
    Чем не сюжет для небольшого рассказа?..
Все новости ›