Глупо было бы ожидать от философа Люпы байопика, оплакивающего горькую долю урожденной Нормы Джин Мортенсен

Оцените материал

Просмотров: 12364

«Персона. Мэрилин» Кристиана Люпы на фестивале «Балтийский дом»

Дмитрий Ренанский · 05/10/2010
Судьба американской поп-иконы послужила выдающемуся польскому мастеру лишь поводом для сюрреалистического эссе

Имена:  Кристиан Люпа · Мэрилин Монро

©  Предоставлено Театром-фестивалем «Балтийский дом»

Сцена из спектакля «Персона. Мэрилин»

Сцена из спектакля «Персона. Мэрилин»

Центральным событием юбилейного, двадцатого фестиваля «Балтийский дом» стала одна из последних работ Кристиана Люпы «Персона. Мэрилин», выпущенная им весной прошлого года в варшавском «Театре драматичном». Как в «Фабрике-2» или «Персоне. Тело Симоны», посвященных иконам ХХ века (соответственно Энди Уорхолу и Симоне Вейль), Люпа исследует последний день жизни протагонистки. В данном случае, как несложно догадаться, это Мэрилин Монро.

Действие спектакля происходит в заброшенном, заваленном реквизитом, костюмами и прочим производственным хламом кинопавильоне. В нем, по словам главной героини, когда-то снимали фильмы с участием Чарли Чаплина. Это уточнение неслучайно: Люпа показывает суровую изнанку утраченной целлулоидной иллюзии, задворки, скрываемые фасадом «фабрики грез». Психика и физика ММ утомлены до предела, сознание растворяется в алкогольно-наркотических сумерках. Выдающаяся польская актриса Сандра Коженяк (Маргарита из спектакля Люпы по роману Булгакова) играет героиню самоотверженно, сначала в наброшенном на голое тело, едва доходящем до ягодиц кардигане, потом — полностью нагой.

Поверхностный смысл спектакля угадывается без труда. Гигантский стол, на котором ММ проводит большую часть времени, — алтарь для жертвы поп-культуры. Фетишизация телесной оболочки превращает человека в собственную тень (в «Фабрике-2» звучит мысль об Энди Уорхоле как о нечеловеке-видимке). Продолжать этот нехитрый ряд можно было бы долго, если бы содержание спектакля ограничивалось только им одним. Но Кристиан Люпа потому и записан в главные театральные мыслители нашего времени, что эти лежащие на поверхности истины он принимает лишь за отправную точку своих сценических исследований.

Да и глупо было бы ожидать от философа Люпы байопика, оплакивающего горькую долю урожденной Нормы Джин Мортенсен (немногочисленные рецензенты петербургского показа «Мэрилин», увы, ровно так спектакль и восприняли). Создатель «Калькверка» и «Заратустры», как и следовало ожидать, исследует вовсе не трагическое положение, в котором ММ оказалась в последние дни жизни и которое привело ее к необходимости уединиться от всего мира, для того чтобы в одиночестве порепетировать роль Грушеньки для предполагаемой экранизации «Братьев Карамазовых». Судьбу поп-иконы он использует лишь как повод для прихотливого сюрреалистического эссе, столь редкого на театральных подмостках начала XXI века.

©  Предоставлено Театром-фестивалем «Балтийский дом»

Сцена из спектакля «Персона. Мэрилин»

Сцена из спектакля «Персона. Мэрилин»

Роль Грушеньки из эпизода в Мокром, которую на протяжении всего спектакля репетирует Мерилин, не столько читается, сколько чревовещается ею. Она произносит слова предельно монотонно и безэмоционально, повернувшись к Пауле, своей конфидентке и наставнице, спиной, зажав голову руками и прижав лицо к коленям. Максимально уйдя в себя, Паула не принимает «трактовку» своей подопечной и требует, чтобы Мэрилин глубже прониклась образом Грушеньки: «Это же Россия! Непрекращающаяся гульба! Она пьяна! Она танцевала несколько дней!» и т. д.

Люпа, по сути дела, сталкивает различные типы художественного мышления. Традиционалистка Паула пытается, так сказать, замотивировать роль примитивными жизненными соответствиями. Фотограф Андре, параллельно устраивающий Мэрилин фотосессию, превращает живого человека в objet trouvé, а живую реальность — в постановочный натюрморт. Терапевт Ральф тщетно пытается распутать жизненный клубок Мэрилин с помощью психоанализа, но его пациентка существует в принципиально не поддающемся логическому осмыслению потоке сознания. Именно потому героине спектакля, декламирующей текст Грушеньки точь-в-точь в духе автоматического письма, ближе остальных оказывается аутичный даун Франческо — ее последний любовник, охранник кинопавильона, пишущий стихи и картины так же безотчетно, автоматически.

В словно бы заимствованной у фон Триера предфинальной сцене палата сумасшедшего дома сливается у Люпы со съемочной площадкой, а санитары и пациенты перемешиваются с режиссером и операторами. Камера в режиме реального времени проецирует на задник то сцену, то зрительный зал — идентификации и реальности теснят друг друга. И поначалу кажется, что главное в спектакле — мучительный спарринг между актером и ролью, между человеком и образом, между Мэрилин-иконой и Мэрилин-человеком, между Мэрилин и Грушенькой. Но истинный сюжет постановки скорее в другом — в освобождении духа от реальности плоти.

В случае Мэрилин это не так трудно, ее тело уже давно вышло в тираж. Паула одета и выкрашена «под ММ» не оттого, что хочет казаться двойником коллеги, а просто потому, что так модно. Андре приходит на фотосессию в майке с ММ-принтом. Выставляя на обозрение плоть, перед которой преклонялась западная цивилизация («Ты важнее Христа», — увещевает Паула), Мэрилин отчуждает от себя свою телесность. Тело больше не принадлежит ей — как глаз, разрезаемый в «Андалузском псе» Луисом Бунюэлем, уже не принадлежит Симоне Марей.

Ключевым инструментом освобождения отцы-основатели сюрреализма почитали искусство. Приобщаясь к тексту «Братьев Карамазовых», героиня словно бы высвобождает свою душу — и в последнем монологе она предстает на видеопроекции уже не в образе Грушеньки или MM, а переродившейся в безымянную безликую NN. При этом, читая монолог из Достоевского, она как бы впадает в транс. (Люпа умело гипнотизирует и публику, заставляя при этом Франческо в полной тишине наворачивать долгие велосипедные круги по оси сцены под медитативное остинато падающих на металлическую крышу павильона капель дождя.)

Роль Грушеньки Мэрилин читает в той же манере, в какой Нина Заречная читала монолог Мировой души в александринской «Чайке» того же Люпы. Драматургия двух спектаклей польского мастера строилась на столкновении «жизни» и «искусства», и речь в них идет, по сути, об одном и том же — о спасительной силе творчества. Не многотиражного искусства для масс (как у Тригорина или ММ), а интимного акта творения (как у Треплева и Мэрилин). Пережив с провалом своего спектакля творческую смерть, одержимый искусством Треплев возрождался у Люпы к жизни. Пережив жизненное фиаско, одержимая творчеством Мэрилин в финальной видеосцене воспламеняется очищающим огнем, который пожирает ее тело. Ей, воплощению вечной женственности, это тело уже ни к чему.

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:1

  • ot_kristiny· 2010-10-06 12:51:35
    круто. и написано отлично
Все новости ›