Оцените материал

Просмотров: 7367

Про нулевые

16/12/2009
OPENSPACE.RU попросил представителей разных искусств и наук назвать одно слово, которое, по их мнению, полней всего характеризует завершающиеся нулевые. Прощаются с десятилетием без сожалений

Имена:  Анатолий Васильев · Андрей Могучий · Кама Гинкас · Кирилл Серебренников · Марина Давыдова · Михаил Угаров · Явор Гырдев

Про нулевые
Кирилл Серебренников, режиссер

СУЖЕНИЕ
Про нулевые
Мы обнаруживаем его повсюду — сужение территории мысли, сужение поля искусства, сужение коридора свободы, вообще сужение выбора (нам все чаще приходится выбирать между лживым и стыдным, между циниками и дураками). Сужение — и как результат УсЛужение. В слове «культура» все менее значимым становится корень «культ». Она (культура) становится частью потребительской корзины. Вследствие сужения из нее почти улетучилось аристократическое и возобладало доступное потребительство. Доступность и простота воспринимаются сейчас как главные достоинства любой культурной акции. Кстати, то, что нам предложили охарактеризовать нулевые годы ОДНИМ словом — это ведь тоже результат СУЖЕНИЯ территории мысли. Одна надежда, что это скоро кончится, так как сужение не может быть бесконечным.


Михаил Угаров, драматург, режиссер

«САМИ-ПО-СЕБЕ»
Про нулевые
Это конец недолгой иллюзии девяностых, иллюзии «труда со всеми сообща и заодно с правопорядком». В нулевые стало ясно: нет и не может быть с этим самым порядком общих целей и ценностей. Сотрудничество с системой по-прежнему протекает по сценарию «не пей, Иванушка, из копытца, козленочком станешь». И кто-то уже замекал, уже заблеял... Но не беда! Все хорошо, потому что еще можно вернуться в традицию — к лишним людям, на кухни наших родителей, в тесные компании единомышленников, в семейные вечера, делать любимое дело с близкими людьми. В нулевые еще можно было быть «самим по себе». Не было бы хуже в десятые.


Явор Гырдев, режиссер

ОДИНОЧЕСТВО
Про нулевые
Если бы можно было ответить двумя словами, я бы уточнил — публичное одиночество. Главная тенденция нулевых дихотомична: максимальная взаимосвязанность людей (Facebook, электронная почта и т.д.) vs. минимальное человеческое общение. В этом очевидно заключено драматичное, а порой даже травмирующее противоречие: всё возрастающее желание быть в контакте, объединяться, быть ближе друг к другу на самом деле приводит к потере взаимодействия между нами. Именно в нулевые мы столкнулись с диалектическим феноменом: чем более ты взаимосвязан с другими, тем более одинок. Но это ведь и хорошая новость! Театр как форма постоянного и подлинного человеческого присутствия стал снова входить в моду.


Андрей Могучий, режиссер

00 (ДВА НОЛЯ)
Про нулевые
Потому что нулевые
Потому что 0коло 0 — нравственный итог нулевых.
Потому что 00 — пустота (не путать с вакуумом), мгновенно заполнившаяся всяким говном.
Ноль является границей между областью положительных и областью отрицательных чисел. (В какую сторону движение? — вот вопрос.)
При сложении с нулем число не меняется.
Умножение любого элемента множества на ноль дает ноль.
Деление на ноль невозможно.
Ноль не имеет знака.
Все, что мы видим вокруг себя, стремится к нулю.
Девальвация ценностей, ложное представление о том, что каждый может стать творцом: дизайнером, фотографом и т.д. Превращение искусства в продукт эффективного продвижения с использованием основных маркетинговых механизмов. Рынком рулят галеристы, прокатчики, продюсеры. Шоу-бизнес обнимается с актуальным искусством (Мадонна покупает Херста чуть ли не за 12 млн фунтов). В этом селевом потоке продолжают создаваться уникальные, единичные вещи, но принятая система координат уже не может их идентифицировать. Совокупность старых критериев оценки уже не актуальна или попросту не действует, а новая еще не создана, а может, и не придумается вовсе…


Кама Гинкас, режиссер

СНИЖЕНИЕ
Про нулевые
Снижение таких понятий, как «гений», «звезда». Низведение критика-искусствоведа до газетного журналиста. Катастрофическое снижение требований художника к себе и к собственному продукту, который он предлагает публике. Само мерило, определяющее качество произведения, снижено до бесстыдства. Теперь это не глубина постижения человека, не выразительность языка, которым автор обращается к публике, а покупаемость и продаваемость этого продукта. Что хорошо покупается, то и гениально. Результат — общее снижение критериев, по которым судит произведение публика. Потому что публика идет за творцом: если творец требует от зрителя интеллектуально-духовного роста, то и зритель старается встать на цыпочки. Если нет, может встать и на четвереньки.
Потребителя искусства сегодня стараются опустить до уровня плинтуса. Считается, что он ничего не понимает, его не интересуют «вечные» вопросы, и плевать ему на ваш сложный художественный язык.
Это не так. Каждое живое существо, мало-мальски шевелящее мозгами, может ощутить себя в пространстве уходящей жизни, в пространстве любви, ревности, вдохновения, даже богоискательства. Черт подери, дело искусства как раз помочь человеку осознать свою сложность, осознать, что он не одинок в пространстве жизни!


Анатолий Васильев, режиссер

ИЗГНАНИЕ
У театральных подъездов
бейте таких, как я.
Изгнание — наша площадь
в городе, где ни хуя.
Господи!
Разве можно смирно сидеть
в тюрьме,
в той, что жизнью зовется.
В городе, что во тьме.


Марина Давыдова, театральный критик

СУПЕРМАРКЕТ
Про нулевые
Как ни банально прозвучит ответ, все же именно он кажется мне самым правильным. Ведь, в конце концов, и «сужение», и «снижение», и даже «изгнание» есть результат того, что в современном мире едва ли не все на свете превратилось в товар. В том числе то, что еще относительно недавно мы не могли помыслить в качестве товара, — изреченная мысль, эффектная внешность, умение быстро бегать по полю и толкать ногой мяч, время в эфире, полоса в газете, любой забор, на котором раньше писали слово из трех букв, а теперь можно разместить рекламу (ну а потом все равно написать слово из тех же букв). Современное сознание (оно же коллективное бессознательное) на все явления — от искусства до религии — ставит свой ценник. Всему присваивает рейтинг. Все норовит сделать брендом. Проще говоря, оно все — даже самое сокровенное — стремится превратить «в вещь для нас». А если уж совсем точно — в вещь для них, для некоего усредненного человека толпы. Это такая экстравертность для посредственности. И, наверное, именно оттого изобилие всего и вся на прилавках (а ведь об изобилии грезило долгое время человечество) не радует. В этом глобальном супермаркете цена все реже выражает истинную ценность чего бы то ни было.


С десятилетием прощаются:

Евгений Асс, Буден, Гройс, Андрей Ерофеев, Кагарлицкий, Монастырский, Осмоловский, Пепперштейн, Шабуров

Бодров, Герман-старший, Дондурей, Зельдович, Манский, Плахов, Александр Расторгуев, Хомерики

Артемьев, Барецкий, Лагутенко, Нестеров, Пригожин, Троицкий

Десятников, Невский, Поспелов, Филановский, Черняков, Юровский

Юз Алешковский, Быков, Гандлевский, Дубин, Седакова, Сорокин

Бершидский, Гатов, Долецкая, Кудрявцев, Осколков-Ценципер, Рогов, Фишман

Аркус, Баткин, Гельфанд, Генис, Данилкин, Живов, Сергей Савельев, Ямпольский

Имитация Откат Суки Нефть Эфир
Стыд перед Небесами
за бессовестность человечества

Девелопмент Песок Снижение
Бардак Супермаркет Тренировка
Усталость Нанотехнологии Цифра
Гаргантюа и Пантагрюэль в кокошниках
Межсезонье Ничего Превед Медвед
Одиночество
Удушье Эксплуатация желания
Ходорковский Силовыя структуры
Надежда Сужение Горечь Солпадеин
Космический туризм Оподление Отстой
Реакция "самипосебе" Интернет Регресс
Кризис Пробка Нигилизм
"Реальность" История 00 (два ноля)
Пессимизм Проводы Макинтоши
Пиар Капитализация Изгнание Яйн
Порносайты Тяни-толкай Ожидание
Адронный коллайдер Началоконца

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:2

  • i1g2o3r4· 2009-12-19 13:14:38
    Дай Вам Бог ! Избежать экзальтации и любви к самому себе ! Делать дело без желания что-то получить . Cовершенствуясь в искусстве - быть никем . Не быть пророком в своём театральном Отечестве . Не суетится . Быть незаметным . Требовательным к себе . В искусстве духовной чистоты недостаточно . Должно быть ещё что-то в душе, что-то ..... С УВАЖЕНИЕМ ИВЧЕНКО ИГОРЬ .
  • tridi· 2010-01-06 14:28:30
    Марина Давыдова - умница!
    "Супермаркет" - с изобилием брендов)
    Но разве там - всё продаётся?
    А совесть, самопожертвование, самосовершенствование, любовь, душа?
    Не будем унывать: поддаваться-продаваться-предавать)
    Придёт ещё потребность - в духовном насыщении.
    Не хлебом единым...
Все новости ›