Оцените материал

Просмотров: 7747

Лев Додин предпринял «Бесплодные усилия любви»

Дмитрий Циликин · 30/05/2008
Питерский МДТ сыграл премьеру малоизвестной шекспировской комедии, обнажив не только души персонажей, но и тела артистов

Имена:  Лев Додин

©  Академический Малый Драматический Теар

Лев Додин предпринял «Бесплодные усилия любви»
Питерский МДТ сыграл премьеру малоизвестной шекспировской комедии, обнажив не только души персонажей, но и тела артистов
«Бесплодные усилия любви» Додин уже ставил в 1979-м на курсе, прославившемся дипломным спектаклем «Братья и сестры» (спектакль вырос потом в великую дилогию МДТ, а вчерашние студенты составили основу его знаменитой труппы). Почему опять эта пьеса? Режиссер уверяет, что хотел после трехлетнего погружения артистов в «Жизнь и судьбу» Гроссмана, в ужасы всяческого тоталитаризма, предоставить им возможность побыть легкими, веселыми, беззаботными. Это, конечно, лукавство. Даже ставя перед собой сугубо педагогические задачи, Додин все равно решает личные, творческие.

Вчерашние студенты в самом деле предстали в этом спектакле легкими и веселыми. Особенно преуспели по этой части Дарья Румянцева, Елизавета Боярская и Елена Соломонова. Прелестные актрисы, играющие французскую принцессу и двух ее придворных дам, на диво свободны и внутренне раскованны. Король Наваррский и его вельможи (из какой-то блажи они задумали отказаться от женщин, но благодаря приезду принцессы с товарками потерпели фиаско в этом сумасбродном предприятии) — пока являют большую упругость мышечного, нежели душевного аппарата. Александр Боровский уставил сцену во всю ее вышину темными продырявленными цилиндрами, они наклонены под разными углами, а дырки позволяют лазать по ним, как по лестницам, болтаться в воздухе, зависать горизонтально и т. д. В шекспировской пьесе на сто страниц — едва ли пара событий, но прихотливое мизансценирование позволяет придать диалогам динамику.

Одного из молодых героев в том, прежнем спектакле играл молодой и обаятельный Игорь Иванов. Тридцать лет спустя он изображает комического старого испанца Дона Армадо. Непроходимые дебри текста освоены и обжиты им виртуозно. Ритмические переливы, головокружительные синкопы — джаз, да и только. Однокурсник Иванова Александр Завьялов, игравший гротескного Башку, нынче получил роль Бойе, дядьки при принцессе, мастерски представляя его мудрым, снисходительным наставником своих проказливых подопечных.

Но все же эта возможность увидеть на одной сцене разные поколения одной актерской семьи наглядно демонстрирует, что юность имеет свои преимущества. Преимущества эти явлены в первые же минуты спектакля. Наваррцы выходят на сцену эдакими эфебами, в одних набедренных повязках, а женоненавистнический проект обсуждается во время гимнастических упражнений, позволяющих дать хоть какой-то выход распирающему героев либидо. А французская дамская делегация будет планировать свою жестокую шутку над влюбленными мальчишками, раздевшись до трусов и томно нежась под солнышком на балюстраде. Молодой плоти визуально противопоставлен оплывший торс голого по пояс Бойе. Дон Армадо тоже щеголяет в одной ночной рубахе выше колен.

В последние лет двадцать обнаженные тела не раз появлялись в спектаклях Льва Додина. Причем зачастую этот прием, сам по себе сильнодействующий, применялся без всяких содержательных причин. В «Бесплодных усилиях» обнажение артистов наполнено очевидным смыслом. Как сказано у Пушкина, «не беда неверной младости утрата». Зато за тридцать лет можно приобрести немало такого, что младости недоступно. Это и становится внутренним элегическим сюжетом слегка печальной комедии. О чем бы ни ставил крупный режиссер спектакль, речь у него — прежде всего о себе.

 

 

 

 

 

Все новости ›