Оцените материал

Просмотров: 19360

«Повелитель мух» Льва Додина в МДТ

Дмитрий Ренанский · 15/07/2009
По Додину, опасная грань, за которой люди превращаются в животных, успешно пройдена. Предостерегать уже поздно — настало время обличать

Имена:  Лев Додин · Уильям Голдинг

©  Виктор Васильев / Интерпресс

«Повелитель мух» Льва Додина в МДТ
Новая версия «Повелителя мух» Льва Додина была обречена стать событием минувшего петербургского сезона еще задолго до премьеры — первая додинская инсценировка самого известного романа Уильяма Голдинга, осуществленная в 1986 году, стала спектаклем-легендой. Постановка успела войти не только в учебники новейшей истории русского театра, но и в криминальные хроники лихих девяностых: в начале прошлого десятилетия спектакль вынужденно сошел с репертуара после того, как охотники за драгметаллами выкрали со склада декорации Давида Боровского.

Возвращение МДТ к «Повелителю мух» трудно признать триумфом даже при самом благожелательном отношении к культовому театру. Между тем в определенном смысле результативность этого творческого жеста очень велика — новый старый спектакль дает богатую пищу для размышлений над тем, как время преображает интерпретацию выдающегося текста выдающимся художником. И над тем, как с годами меняется сам этот художник.

Сценография Боровского-старшего восстановлена Алексеем Порай-Кошицем один в один, скалькирован и рисунок мизансцен. Но месседжи двух «Повелителей» рознятся настолько же радикально, насколько стажеры МДТ 2009 года уступают в классе актерской игры лучшим силам молодежи МДТ второй половины восьмидесятых.

©  Виктор Васильев / Интерпресс

«Повелитель мух» Льва Додина в МДТ
Движущей силой спектакля 1986 года был конфликт разнузданной легкости, с которой заброшенные на необитаемый остров английские юноши отдавались власти животных инстинктов, и человеческого разума, мучительно пытающегося противостоять общей деградации. Прежний «Повелитель мух» у Додина, как и у Голдинга, выглядел типичной для искусства ХХ века морализаторской притчей, предостережением балансирующему на краю бездны человечеству.

Сегодня, по Додину, опасная грань, за которой люди превращаются в животных, успешно пройдена. Предостерегать уже поздно — настало время обличать. В спектакле 2009 года нет антагонизма двух стихий: зверь здесь живет в душе каждого из фигурантов драмы, будь то руководитель приходского хора или маменькин сынок-очкарик, а единственный, кто мог бы сопротивляться оскотиниванию «братьев и сестер», слишком для этого слаб. Участники молодой студии МДТ мелкотравчаты и безлики: в заданных режиссером правилах игры нет места актерским масштабам. Остров — не земная юдоль, а гнездо пожирающих друг друга пауков. Кажется, впервые в додинском спектакле сочувствие не способны вызвать даже жертвы. Если кому-то и можно сострадать, то разве что верещащему поросенку, которого вот-вот собираются зарезать.

В финале прошлого «Повелителя» Додин останавливал братоубийственную оргию звучавшим в записи голосом летчика-спасателя, моментально отрезвлявшего героев спектакля и призывавшего их к ответу. Двадцать три года спустя никакого deus ex machina быть не может. И иллюзии избавления — тоже. Молчаливые небеса, судя по всему, пусты. Как скафандр мертвого спасателя, коконом свисающий из-под колосников.

Впечатление такой же выхолощенной оболочки производит и спектакль в целом. «Повелитель-2009» похож на хрестоматию фирменных приемов додинского театра: два с небольшим часа молодые актеры заняты демонстрацией того, что они умеют: петь хором, двигаться не хуже гимнастов и владеть сценречью не хуже своих старших коллег. Но их усилия напрасны. Спектаклю не хватает главного: бешеной энергии, бившей ключом из «Повелителя-1986». Идеи Додина очевидны, их режиссерское воплощение вяло и монотонно. Отсутствующее напряжение художественной материи невозможно компенсировать градусом морализаторского пафоса.

Реанимация эта смотрится печальным, но образцово-показательным примером энтропии в искусстве — рассеиванию энергии подвержены, увы, даже самые выдающиеся его явления. А энтропия в системе, к которой не приложено внешнее воздействие, согласно законам термодинамики, всегда стремится к максимуму. Опыт МДТ, великого, но закрытого для внешних веяний театра-дома, лишний раз подтверждает эти законы.

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:5

  • faptiz· 2009-07-15 20:28:39
    спасибо за статью. Очень приятно было читать такую точную критику. Тем более это приятно читать, потому что сейчас критика МДТ в более-менее официальных газетах невозможна. Не знаю почему, но догадываюсь. А этот театр нуждается, особенно теперь в острой, но адекватной критике, поскольку, кажется, что Лев Додин совершенно выпал из реальности. Он не замечает, что его актеры играют плохо, для него стало нормальным повторяться, делать сомнительные ремейки, как с "Повелителем мух". На днях смотрел его новый спектакль "Прекрасное воскресенье для разбитого сердца" - очередная халтура, которая в другом театре прошла бы незамеченной, а здесь, уверен, многие напишут и напишут, что хороший спектакль. Надоело есть эту манную кашу прикормленных критиков вроде Романа Должанского (почитал бы он на сайте того же Коммерсанта, как осмеливались писать критики о "Вишневом саде" в 1994) или читать критические, но чудовищно безграмотные статьи вроде стати во Времени новостей о том же "Повелителе". Так что еще раз спасибо.
  • inga_lev1999· 2009-07-30 16:54:28
    Смотрела "Повелитель мух" образца 1986 года три раза. Один из лучших спектаклей, увиденных мною. Однако в театре повторить прежний успех невозможно, не стоило и пытаться, вероятно. Тогда мы спорили о том, театр ли это, настолько Додин был избыточен - скорее уж напоминал contemporary art, безумные перфомансы. И вот как все приходит к пыли и академии.
  • adeptys· 2009-09-02 16:29:55
    Оставлю я тут свое мнение которое никому нафиг не нужно.
    Современный театр, за редким исключением, это театр онанистов которые изощряются в дрочке.
  • ProstoDama· 2009-09-03 01:35:19
    Наглость Дмитрия Ренанского фантастическая!!! Упоминать спектакль 1986 года, который он не видел, и делать какие-то банальные умозаключения!!! Интересно сколько он за эти шедевры получает?
  • loreola· 2010-10-13 00:24:01
    Посмотрела сегодня Повелителя мух и спектакль произвёл сильное впечатление, ннсмотря на очевидные недостатки. Сравнить с предыдущей версией я не могу, так как не видела её, но в современном варианте бросается в глаза неравноценность актёров и недоработанность некоторых образов. Особенно вялым показался Ральф, здесь утрачена даже та индивидуальность и ощутимая светлая аура, которые присутствовали в книге, и перед нами остаётся только плохой и растерянный лидер. кроме того он статичен и абсолютно не меняется от начала до конца спектакля. А вот Джек, напротив. был воплощён точно. остро. изящно. Мне кажется, что весь спектакль держится сейчас на его образе, сохранившим многообразие, противоречивость книжного оригинала. Это один из самых старших актёров спектакля. но только он производит впечатление настоящего подростка.
Все новости ›