Люди, которые в рыночной цивилизации были бы заняты зарабатыванием денег и славы, в советской были свободны. Они могли вести беседы, заниматься переводами, писать книги и учить детей.

Оцените материал

Просмотров: 21445

Перевернутый дворец или школа гибкости

Максим Трудолюбов · 01/06/2011
МАКСИМ ТРУДОЛЮБОВ о Дворце пионеров на Воробьевых горах и о преимуществах советской цивилизации

©  РИА Новости

Московский Дворец пионеров на Воробьевых горах

Московский Дворец пионеров на Воробьевых горах

У всех, кто рос в СССР, детства похожи между собой, потому что они состояли из ограниченного набора идентичных блоков. В одинаковых булочных продавались одинаковые булочки за 9 (или 10) копеек. После школы можно было пойти к любому из друзей играть в те же игры в такой же квартире, получить похожий нагоняй и съесть похожий обед. У счастливцев на полках стояло одно и то же розовое собрание сочинений Вальтера Скотта. Учительницы, обученные учить нас по одной и той же программе в одинаковых школах, были похожи между собой и носили пугающе одинаковые прически.

Кто мог вырасти в этом инкубаторе, кроме одинаковых маленьких гомункулов? Получились между тем на удивление разные, любопытные и активные люди. Искусство комбинирования — вот что спасало. ДНК ведь тоже состоит только из четырех оснований. В моем случае «основания» были такие: школа, книги, Дворец пионеров, лето. Утром нужно было идти в школу и проходить те же обязательные уроки. Летом нужно было ехать в обязательный лагерь, такой же, как в прошлом году, только наполненный новыми мучителями. Дворец был любимым, потому что необязательным.

Здесь можно было выбирать себе занятие. Здесь можно было найти свой секрет — то, чего нет ни у кого. Кружок (это можно было скрывать, а можно было этим гордиться) мог быть тем единственным, что отличало тебя от друзей. В конце концов и результат получался отличным от других из-за этого единственного ингредиента. Мой хороший товарищ по изостудии Дворца пионеров ходил еще и на итальянский и так хорошо выучил язык, что стал переводчиком, а потом создал в Италии свой бизнес. Я знаю людей, ставших благодаря дворцу художниками и артистами. Но для большинства увлечения японским языком и живописью, фотографией, актерским мастерством и геологией не стали профессиями. И не должны были. Внеклассные занятия давали круговой обзор, возможность выбора и готовили к неизвестному будущему лучше, чем жесткая школьная программа. Они помогли нам стать «свободно конвертируемыми» в мире, который вдруг в один день в начале 1992-го стал совсем непредсказуемым.

Читать текст полностью

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:9

  • interRaptor· 2011-06-01 18:39:39
    Статья очень хорошая. Но дворец, вроде, все-таки не закрывают. И о захвате, похоже, речи не было.
    http://center.rian.ru/society/20110530/82406672.html
    http://www.dvorec-online.ru/assets/docs/obr_rukov_010611.doc
    http://www.championat.ru/other/news-826904.html

    Максим, надеюсь, Вы руководствовались не только слухами?
  • trudolyubov· 2011-06-01 18:58:59
    Ну я прочитал новости и откликнулся. Это не про захват - а просто про сам дворец и все, что с ним связано. Нужно, наверное, попросить коллег убрать слово "захват" из подзаголовка
  • xieming· 2011-06-01 21:36:07
    Отличный вывод - из-за того, что мой друг смог открыть бизнес в Италии, давайте теперь писать про советские книги без упоминаний самиздата и тотальной цензуры, а про насилие власти - только в разрезе 2000-ных. Оказывается, все могли вести беседы, красота какая была. И еще бабы были моложе, да.

    А в Северной Корее еще лучше - там вообще нет этих ужасных игрушек, и дети могут спокойно мечтать! У них наверняка гораздо лучше развивается воображение - это ли не аргумент в пользу строя?
Читать все комментарии ›
Все новости ›