Русских взрывают вот уж скоро двенадцатый год.

Оцените материал

Просмотров: 64462

Скорбное бесчувствие

Елена Фанайлова · 25/01/2011
ЕЛЕНА ФАНАЙЛОВА о взрыве в Домодедово

©  РИА «Новости»

Скорбное бесчувствие
Теракт в Домодедово ставит ряд частных вопросов: о халатности службы безопасности аэропорта; о неспособности спецслужб предупреждать теракты путем внедрения агентов в потенциальные террористические ячейки; о политике России на Северном Кавказе; о международном и местном характере терроризма; о Рамзане Кадырове и Владиславе Суркове; о хороших медиках из «скорой» и хирургии; о плохих таксистах, поднявших цены на выезд из аэропорта, о хороших гражданах, поехавших бесплатно вывозить пассажиров, и о хороших руководителях «Аэроэкспресса», которые поступили так же; о не очень хорошем Собянине, который не стал общаться с журналистами, о хорошем Медведеве, который пообещал разобраться, и о плохом Путине, который обещал мочить в сортире, но так и не исполнил.

Наши перспективы: примерно месяц из Домодедово можно будет не бояться летать, на улицах ужесточится проверка документов у лиц кавказской национальности, произойдет очередная вспышка народной ксенофобии вплоть до стихийных столкновений на улицах. В 2012 году на выборах победит тандем Путин – Медведев в любой конфигурации. Перечисляю здесь разнообразные экспертные мнения из сети. Твиттер продемонстрировал невиданные возможности народной информационной реакции, мы имеем видеокадры сразу после взрыва.

Мой прогноз: этот теракт и эти жертвы будут забыты послезавтра. Ну, через неделю.

Один из главных фильмов перестройки принадлежит Александру Сокурову и называется «Скорбное бесчувствие». Тот же диагноз с невероятным постоянством ставит постсоветскому обществу Кира Муратова. Последний альбом Янки Дягилевой (1989) назывался «Ангедония». За прошедшие годы ничего не изменилось, ни привычный уровень общественного насилия, ни отсутствие сколько-нибудь серьезной на него реакции. Ничто не может заставить среднего русского человека испытывать сильные чувства (исключаем измены, внезапный опыт группового секса или столкновение с ментами на дороге, но это следует как можно скорее вытеснить). Русских взрывают вот уж скоро двенадцатый год (каждый может прокрутить в уме ленту терактов эпохи Путина), а до нации ни в ее широчайших массах, ни в ее морально ответственном крыле, в ее элите разных политических спектров никак не доходит – чувственным, персональным образом не добирается – опасность физического уничтожения. Исламский террор метафизически ничем не отличается от кремлевского или террора маленького начальника в офисе, этот террор и хоррор носит такой же вытесненный характер, это как будто не про нас. Верхи провоцируют третий срок для Ходорковского и прокладывают дорогу через Химкинский лес, низы молчаливо и безропотно умирают от гипертермии и сосудистых осложнений во время московских торфяных пожаров. Средний класс с вялой надеждой ждет сигналов от президента Медведева. Правый средний класс, объединившись с низами, выходит на Манежку, но его быстро усмиряют: власти пока не нужна эта сила (возможно, она пригодится в будущем). Радикальные анархисты, бунтари-одиночки в неприятных нам, благопристойным гражданам, лицах группы «Война» заключаются в заключение; так ведь и Ходорковский в этой логике оказывается вором, который должен сидеть в тюрьме. Лучше спорить о низком художественном вкладе «Войны» в художественное и сомнительных методах Ходорковского по обогащению, чем отдавать себе отчет: нужно бросить помогать власти, нужно прекратить принимать ее всерьез, нужно прекратить с ней сотрудничать, оправдывая свои интересы.

Культура и наука больше не имеют права функционировать так, как будто нет политики, экономики и идеологии. Больше не существует абстрактной красоты в искусстве и абстрактного гуманизма в медицине. Прекрасно, но недостаточно приехать на личном транспорте для бесплатного развоза граждан из Домодедово. Специалисты по срочной психологической помощи из института Сербского могут сколько угодно реабилитировать пострадавших для их бесполезной будущей жизни. Все это мы проходили в 2004 году в Беслане. Это порочная система. Маленькой личной сердечностью больше не компенсировать абсолютного зла реинкарнированного Уицраора насилия, его аппетиты растут, его уже не прокормить, он пожирает любые формы гуманности, пока она, бедная, пытается проявлять себя внутри системы. Империи, построенные на насилии, должны распадаться до основанья, не нужно цепляться за былое величие, следует уходить красиво, а не жалко, и это вопрос личной воли каждого гражданина империи. Нужно набраться смелости отдавать окраины и научиться жить как постколониальное государство, а не как постимперское и уж тем более постсоветское; в истории ХХ века примеров сколько угодно. Это если рассуждать о государстве, гражданами которого мы являемся и за которое отвечаем.

А о личном – только радикальное несотрудничество со всей системой государственного насилия, только объединение на неперсональных основаниях общественного сотрудничества и общественного сострадания, а не вкуса, корпоративных интересов, личной выгоды и даже (простите ради Бога) персонального сострадания погибшим и раненым может хоть немного сдвинуть ситуацию общественного договора между властью и народом: нефть – уровень жизни – ограничение свобод (при невмешательстве в частное пространство, если ты законопослушен). Эта конфигурация неуклонно ведет к коллапсу. В каких формах строить вышеупомянутое общественное сотрудничество – огромный вопрос. Пока на весах радикальной медиаманифестации мы имеем группу «Война», Ходорковского и «приморских партизан», с одной стороны (защищать их, повторюсь, общество не готово), и фонд «Подари жизнь» – с другой (жертвовать больным детям согласны немногие). Нормального выражения воли групп объединенных граждан пока наблюдается немного. Чирикова проходит по разряду безумной радикальной дамы под подозрением.

Но медленное движение есть.

Я могла бы рассказать далее несколько сопровождающих историй.

Один из опытов профессиональной поездки в Беслан в 2004 году – опускаю трагическую часть работы репортера – был тот, что северокавказский ислам (владикавказская мечеть, проповедь и разговор с молодыми мужчинами) – такой же постсоветский, то есть новодельный, бескорневой и прозелитский, как русское православие, и порождает молодых радикалов. Как сообщили мне позже компетентные коллеги, ислам в его ваххабитской интерпретации обещает социальное равенство, не хуже утопии коммунизма. Довольно привлекательно для бедного юноши с идеалами. И для девушки с убитыми братьями или старшими родственниками в анамнезе.

Вторая история. Когда я в 2008 году однажды обозревала по долгу службы прессу, меня поразила заметка в «Коммерсанте» о захвате дома одного из дагестанских радикалов. Ему было 30 лет, он был историком, кандидат наук, работал на Российскую академию наук как специалист по традиционному исламу и одновременно редактировал радикальную исламскую газету. В его доме, где он был расстрелян (без суда и следствия) вместе с женой и двумя малолетними детьми, было обнаружено большое количество литературы, оружие и наркотики обнаружены не были.

История третья. Я уехала вчера на электричке из аэропорта Домодедово за полчаса до взрыва, прилетев из Каира, где была туристом выходного дня. Там мой спутник, глядя на величественные мечети города, лишившегося иллюзий и амбиций, сказал: «Ислам следовало бы уважать, только сила способна воздвигнуть такие храмы Бога». В самолете было несколько молодых парней с ваххабитскими бородами; эти люди говорили по-русски. В Каир три дня назад летели похожие парни; с ними впереди меня оказался старик, аварец, участник Великой Отечественной, из обрывков разговора – рассказывал молодым о сталинской депортации чеченцев, они слушали как будто впервые.

Постскриптум. Не очень хочется спекулировать: что бы случилось, если бы самолет опоздал на полчаса. Вряд ли я попала бы в зону ожидания, то есть зону взрыва, но мне пришлось бы включиться по мере ограниченных сил и как бывшему доктору (медицинской клятвы Советского Союза никто не отменял, как и международной этики врачей), и как репортеру «Радио Либерти». Включиться с адреналином, но и со скорбным бесчувствием: можно помочь отдельному человеку, но нельзя помочь людям, состоящим в порочном сговоре по доброй воле.

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:58

  • ekubgaffarov· 2011-01-25 14:25:17
    Я, человек, считающий себя разумным, взрослым, отец троих детей, всегда призывал всех своих собеседников к благоразумию, не лезть "на рожон", чтобы нами не могли манипулировать. Я человек некоренной национальности. Потерял спокойствие. Готов активно протестовать на Манежной, с группой "Война"(хоть мне это название и не нравится), готов идти куда угодно для того, чтобы разрушить этот порочный круг. Потому что насилие, как и безумие, как и трусость и бессердечие не имеет ни национальности, ни срока давности. Мне кажется, что предел терпения у людей уже наступил. А это уже глобальная опасность, потому что неуправляемая.
  • tort-samolyot· 2011-01-25 14:39:23
    если "не очень хочется спекулировать", не стоило вообще писать этот глупый, никчёмный текст...
    ...рассказывать о "силе ислама" и "радикале с литературой" (зачем? сорвать покровы и поведать, что не все мусульмане - террористы, а война забирает невинных? скорее всего, читатели опенспэйс об этом давно догадываются).
    ...как бы между прочим упоминать про репортёрскую работу и клятву врача (это не подвиг, а осознанный выбор профессии - держите же свои профессиональные издержки при себе).
    ...рекомендовать "не верить власти" (автору далеко до "послепожарных" выкладок лошака, которые тут неумело перепираются на возвышенный мотивчик. власти-то никто не верит, спасибо за совет, кэп. вот только - сюрприз, сюрприз! - эта самая власть - пока единственное, что защищает нас от тех терактов, которые не произошли и потому о них забудут не то что после завтра - о них не вспомнят никогда. это неприятно. а что делать.)
    ...советовать с высоты-красоты "уехавшего за полчаса до" "отдавать окраины" (иногда полезно вспомнить курс истории, задаться вопросом - кому и зачем в своё время сдались эти окраины. погуглить по словосочетанию "хасавюртовские соглашения" хотя бы).
    единственное достоинство этой статьи (колонки?) - быстрая реакция. пятёрку за стометровку вам, елена.
  • EnterTheVoid· 2011-01-25 15:52:04
    Никто не пошевелится, всем уже давно важнее свои квартиры, автомобили, ипотеки, шмотки, буржуазный комфорт и прочая Х*йня, "сверху дарованная властью", чем нечто большее.
    Поймите же, все кончено.
    Пора эмигрировать.

    Мне очень противно здесь жить, честное слово, это настоящий сумасшедший дом. Я представитель молодого поколения, не сочтите за пафос, дорогие взрослые, но вы оставляете нам в наследство просто ад, непонятно вообще кто и как будет эту кучу гавна разгребать. Я мучится не хочу и с радостными воплями сяду в самолет и буду счастливым грузчиком в Америке, пусть грузчиком, но с чувством безопасности за себя и своих близких.

    И еще, это не спекуляция, но может быть кто-нибудь объяснит мне зачем нам нужен Кавказ? Зачем нам тратить наши с вами налоги на эту дикую, бандитскую местность, которая режет нас на улицах, хамит нам везде, взрывает в метро, в аэропортах и так далее и тому подобное, может быть эти деньги тратить не на строительство мечетей в Чечне и тротил, а на нашу с вами медицину, дороги и так далее. А Чечня и прочие исламские террористы, пускай режут там себе баранов и друг друга, чем нас с вами? Нет?


  • solo· 2011-01-25 17:26:51
    Прочитала статью - подумала - складно. Потом подумала еще тридцать секунд и поняла, что складностью все и исчерпывается. Смысла маловато. Во-первых, в этом перегруженном бедами и информацией мире забывается все и довольно быстро. И это не цинизм, а механизм современного общества, и это явление такого же порядка, как, скажем, туризм выходного дня, ранее немыслимый в силу разных причин.

    Далее - призыв не верить власти, с ней не сотрудничать. Это что значит? Всем записаться в политические радикалы? Выбежать к кремлю и закидывать его ссаными тряпками? Устроить - как-нибудь - народный бунт? После этого нам станет хорошо и воцарится справедливость? Мне кажется, мы все уже прошли стадию намаливания антипутинских (и иже с ним) настроений. Все понимают - живем, дерьмом обложенные. Но без конца заниматься начетничеством дело какое-то дурацкое. А уж тем более давать оценки чьей-то жизни или деятельности как бессмысленной или не играющей роли. Малые дела, малый гуманизм, взаимопомощь - это всегда и везде - главное, что у нас есть. И нет смысла подменять их призывами непонятно к чему. Когда поймете, что надо делать - вот тогда и призывайте.
  • adamantane· 2011-01-25 17:35:04
    Допекло всё!
    С EnterTheVoid и ekubgaffarov абсолютно согласен, а tort-samolyot просто тупо умничает (да, такое вот ссочетание несочетаемого!)!
  • oleggureev· 2011-01-25 18:00:52

    EnterTheVoid

    [Зачем нам тратить наши с вами налоги на эту дикую, бандитскую местность]


    ... с трёх раз не догадаетесь?! А? ;-)))

    ___ Пррррааааавильно! Там нефтяные месторождениееения! ;-)))
  • mud-monkey· 2011-01-25 18:17:09
    Как будто бы взрывают только в России. И нету НРА, нету Сектора Газа и других городов.

    Прошу автора внимательнее относиться к опыту других стран.

    А так же вспомнить о том, что человечество постоянно находиться в войне и не было наверное не одного мирного года за всю историю, что бы на всей планете где-нибудь не было вспышки насилия.

    И это не оправдательные слова. Я тоже не хочу умерать такой дикой смертью.

    Просто я за полноту статью и детальный и конструктивный анализ.

    Спасибо!
  • moshery· 2011-01-25 18:38:15
    Мдааа...статья ни о чем...призывы глупые - что значит не сотрудничайте с властью? не позвонить в ментуру когда вижу человека с бомбой? не пойти в Склифосовского сдать кровь? не принести цветы к месту гибели? Вы понимаете, о чем пишете? Хорошие-плохие парни...хороший-плохой Кавказ...хорошая-плохая страна...Ребята, это наша Родина. мы тут живем. тут жили наши деды и тоже проливали за страну кровь. И нам придется. Надо просто понять Ценности, которые двигали ими и двигают нами. И тогда мы перестанем обвинять плохих парней с Кавказа, а будем просто делать каждый свое дело - хорошо делать - хорошо защищать людей, хорошо и честно вести бизнес, платить налоги, лечить людей...Мы сами делаем страну такой, какой она является. и кто говорит про гавно в стране - сам в нем сидит, и хорошо если навалил этого говна кто-то другой, а то совсем позорно получается)))
  • kustokusto· 2011-01-25 18:49:24
    ВОРЫ

    Вместо изгороди - древко
    Вместо конницы - лампас
    Моя родина как девка,
    что стремится на матрас -
    Всё украдено до нас

    Газ - бандосы - гастарбайдер -
    Нефть - кредит - и снова газ...
    Водку вписываем в райдер -
    Расчехляем контрабас
    Всё украдено до нас

    Доширак к аперетиву ,
    папуас - к Локомотиву
    Ясно вижу перспективу
    Лишь надев противогаз -
    Всё украдено до нас

    Осеняй себя кредиткой -
    Банкомат - иконостас
    Страх на счёт - а смысл в убытки -
    Запечатай в плексиглас -
    Всё украдено у нас

    Бомбим кремль. . .
    Бомбим к р е м л ь . . .


  • EnterTheVoid· 2011-01-25 18:51:39
    mud-monkey,
    отличное сравнение России с Сектором Газа ))) Браво ! )))
    Что могу вам сказать, в Америке взорвали один раз, после этого было что-нибудь похожее? Нет. В Лондоне тоже один раз взорвали, было что-нибудь еще? Нет. В Германии взрывали что-нибудь? Нет. В Италии? Нет. Во Франции. Вы удивитесь, но тоже нет. В России? ГОД ЗА ГОДОМ. Такое регулярное гавно может происходить только в этой стране.

    moshery,
    вы меня простите, конечно, но вы, по-моему, конченый идиот. Автор статьи написала все верно, чем больше мы все прогибаемся перед властью и идем с ней на компромисс, тем больше она борзеет, и тем больше она, соответственно, расслабляется. И вот уже мы слышим, что мы, дескать молодая страна и что в других странах, мол, тоже взрывают, ну типа ладно, мы в гавне, но мы же молодая страна, нам простительно, что мы не можем обеспечить безопасность наших граждан, что молодое поколение мечтает съе*ать отсюда при первой попавшейся возможности.
    Действительно, зачем протестовать и что-то менять, лучше будем уповать на тупую державность и бубнит х*уйню про каких-то дедов и какую-то Родину, которой давно уже нет, а есть только кучка ублюдков, которая использует это слово в своих политических интересах.

    oleggureev, знаете, Олег, я, конечно, не эксперт в этом вопросе, но насколько мне известно, там уже ничего нет, кроме тротила, баранов и террористов. А основные запасы нефтф в Сибири и Северно-Ледовитом океане, так что овчинка выделки не стоит..
  • d_hard· 2011-01-25 18:53:20
    Этот теракт совершили выходцы с кавказа и скорее всего при помощи или при содействии таксистов, также выходцев с кавказа.Об этом говорят много факторов.В зону прилета аэровокзала, эти гастарбайтеры входят как к себе домой,подыскивая себе потенциальные жертвы для обмана. Милиции которая там сидит и охраняет входы они уже примелькались, и сотрудники мвд уже не обращают на них особого внимания. Это раз, второе народ сейчас умный и не хотят переплачивать этим гастарбайтерам за услуги. Гораздо дешевле уехать на маршрутном такси или на электричке до города. Третье, эти черномазые решили заодно отомстить за то, что их погоняли на Манежной площади, за убийство русского парня. Четвертое, задумав произвести теракт они решили сыграть на инстинктивном страхе человека за свою жизнь и взвинтить цены до города в тысячи раз.И пятое терористы-это кавказцы, которые обитают недалеко от аэропорта Домодедово.Это скорее всего в г.Видном в кафе на рынке возле "Красного камня",а также в других пригородах Москвы.Например на "Теплом Стане" там тоже полно этих нерусей.Этот теракт организовали нелюди с кавказа.И нужно очищать Москву от этих элементов, взять их под особый контроль, у каждого взять отпечатки пальцев и занести в центральную электронную базу данных.И запретить въезд в Россию. А руководство аэропорта Домодедово нужно привлечь к уголовной ответственности и разогнать за то, что допустили этот бардак который привел к теракту.
  • d_hard· 2011-01-25 18:54:07
    Этот теракт совершили выходцы с кавказа и скорее всего при помощи или при содействии таксистов, также выходцев с кавказа.Об этом говорят много факторов.В зону прилета аэровокзала, эти гастарбайтеры входят как к себе домой,подыскивая себе потенциальные жертвы для обмана. Милиции которая там сидит и охраняет входы они уже примелькались, и сотрудники мвд уже не обращают на них особого внимания. Это раз, второе народ сейчас умный и не хотят переплачивать этим гастарбайтерам за услуги. Гораздо дешевле уехать на маршрутном такси или на электричке до города. Третье, эти черномазые решили заодно отомстить за то, что их погоняли на Манежной площади, за убийство русского парня. Четвертое, задумав произвести теракт они решили сыграть на инстинктивном страхе человека за свою жизнь и взвинтить цены до города в тысячи раз.И пятое терористы-это кавказцы, которые обитают недалеко от аэропорта Домодедово.Это скорее всего в г.Видном в кафе на рынке возле "Красного камня",а также в других пригородах Москвы.Например на "Теплом Стане" там тоже полно этих нерусей.Этот теракт организовали нелюди с кавказа.И нужно очищать Москву от этих элементов, взять их под особый контроль, у каждого взять отпечатки пальцев и занести в центральную электронную базу данных.И запретить въезд в Россию. А руководство аэропорта Домодедово нужно привлечь к уголовной ответственности и разогнать за то, что допустили этот бардак который привел к теракту.
  • nsogso· 2011-01-25 18:59:13
    Прочитал статью, хмыкнул...Живу далеко, в Сибири. но так совпало, что моя пациентка в этот день возвращалась из-за границы и практически в момент теракта позвонила мне договориться о приеме. Во время сеанса по Скайпу другой пациент (живет сейчас в Москве) сообщил о теракте. Вот такой маленький мир. С пациентами и мной пока - порядок. А вот с жертвами - нет.
    Чтобы было понятнее, занимаюсь психотерапией, врач (три специальности), два высших образования.
    Прочитав комментарии, решил написать.
    Эрос и Танатос - неотделимы друг от друга. Свою смерть легко можно найти где угодно. Глупая расчетливость современного рационального человека-атеиста как бы защищает его от хаоса, смерти и отчаяния. Может быть, иногда лучше ощущать это вне а не внутри себя. Внутри - гораздо тяжелее, поверьте мне. Не собираюсь посыпать голову пеплом и призывать к прощению. Но не сотрудничать с властью (?!!) - это просто сказка. Папа плохой - я не буду с ним общаться. Может быть, уже пора взрослеть? И не только журналистке/врачу/репортеру (как с этим хаосом в самоопределении человек живет?). А всем нам....
  • EnterTheVoid· 2011-01-25 19:08:51
    Solo

    Нет, конечно, кремль не нужно закидывать ссаными тряпками, нужно целовать его в попу, как это делает Михалков, спиздить пару миллиончиков с высокого позволения, положить их на счет и жить припеваючи до тех пор, пока тебя или твоего сына или дочь не взорвали где-нибудь в аэропорту или метро. Ранше то, в принципе, беспокоиться не о чем было, в метро ведь, это, как его быдло ездит, мы же не такие, как они мы с ними не пересекаемся, ну взорвали, ну подумаешь, ничего страшного. А вот с аэропортом здесь уже другое дело, в аэропортах летают очень богатые успешные дяди и им, конечно, не очень хочется умирать..
    Вот, к сожалению, и драматурга не стало и в жжшечке все пишут - ужас, и ведь действительно ужас, а конструктивно ли писать ужас. Может лучше наконец спросить с этих двух мудаков, которые, как автор написала обещали мочить в сортире, а мочат вместо этого нас...
  • auerbakh· 2011-01-25 19:10:04
    Общественное сострадание - это и есть персональное сострадание раненым, разве нет?
  • delfi· 2011-01-25 19:15:42
    до тех пор пока мы будем равнодушны в повседневной лишенной политики жизни - ничего не изменится. Пока здоровые мужики будут проходить мимо подростков-школьников окруженных лицами явно не славянской внешности и явно старше 20-ти лет и с явным превосходством в численности. Пока мы будем терпеть под своими окнами притон с проститутками, закрывая шторы по принципу я не вижу, значит и меня не видно. Пока мы равнодушно наблюдаем за ситуацией со смерностью от сердечно-сосудистых заболеваний, равнодушно относимся к серьзно-больным детям - с полной катастрофой в медицине!!!!! Пока мы равнодушно наблюдаем за катастрофическим положением в образовании - школы "убиты", большая часть так называемого "высшего образования "убита".До тех пор пока каждый не научится ежедневно хотя бы "не гадить под себя" - мы будем в своем и чужом "г-не" причем полном!!!
  • bezumnypiero· 2011-01-25 19:29:03
    блестящий текст, но все разбредутся в состоянии анабиоза по супермаркетам - русских ни чем не проймешь
  • delfi· 2011-01-25 19:56:13
    и еще - вначале механизм с неризидентами запустили - оформление разрешения на работу и т.д. выкинув тем самым неуправляемую массу на улицы. Не продумав механизма защиты от въезда в страну этой неуправляемой силы! А теперь попробуй собери всех тараканов по столице...
  • bravo22bravo· 2011-01-25 20:17:52
    О чём это? К чему это? К кому это?
    Дежурное фуэте с акцентом на центробежность?
    Где Кура - где Фанайлова?
    Mauvais ton!
  • huronian· 2011-01-25 20:29:07
    Ваших интеллектуальных способностей, Фанайлова, судя по тексту, едва хватит на осознание инструкции по приготовлению лапши «Доширак». Именно по этой причине, на мой взгляд, вы и беретесь за столь серьезные и болезненные темы.
    В Воронеж, сажать кормовую картошку. И вреда не будет, а только польза для свиней.
  • enalex· 2011-01-25 20:47:25
    В России в автокатастрофах гибнет 30 000 человек ежегодно. И это никого не волнует. Что удивляться, что не волнуют несколько десятков погибших при теракте.
  • bonitamicasa· 2011-01-25 21:51:10
    Во многом согласна с tort-samolyot и solo. статья и вправду складная, только перемешано все вокруг. Последнее время слышны дикие крики недовольства тандемом Путин-Медведев, теперь туда же приплетают Собянина и других их друзей. Меня не устраивает политика нашего государства, меня смешат опросы общественного мнения и программы на эту тему, посвященные выносу различных тел, когда есть более глобальные вопросы для обсуждения! Однако в данной ситуации все мешать.. Сидят ленивые люди, которым лень смотреть в мониторы,когда увеличивается пассажиропоток... а о том , чтобыискать металл...Эта статья меня даже взбесила, уже сейчас, своим повествованием, которая писалась для того , что бы все диву дались, как все складноладно. Думаю,что подобный теракт мог быть где угодно, однако террориста выгоднее было совершить здесь! Например металоискателей нет ни в грандцентрал, ни в портавторити (Port Authority)на Манхетенне. Или, например, меня как-то впустили в самолет с 3мя литрами воды в чемодане( ручная кладь), термальной водой, соком из аэропорта Кеннеди, и даже не оторвали айкакую-то там форму из паспорта- очередь большая была! тоже самое у меня отобрали, с криками ,уже в аэропорту Франкфурта...Проблемы нужно рассматривать по отдельности, искать связи и потом уже, если имеет смысл, обобщать. а не сваливать все в одну кучу!
  • voblavobla· 2011-01-25 21:57:57
    Очень нужный и хороший текст, спасибо вам, Елена.
  • sir1984· 2011-01-25 22:08:32
    пока вы тут сретесь, дорогие, кто-то радостно потирает руки. зачем обвинять власть? зачем обвинять кавказ? и, о, Боже, зачем обвинять Фанайлову? "наболело" статья называется, кто-то же должен высказать, что наболело...
    бери плуг и вспахивай поле. это проще делать сообща и никак не возможно, постоянно останавливаясь и пиная друг друга.. вот и разбитое корыто под ногами.. не надо сраться, родные, это все не туда ведет.. старо как мир - "разделяй и властвуй". нас стараются разделить как можно сильнее...
  • doggi· 2011-01-25 22:43:25
    Правильно ли я понимаю, что призывая не сотрудничать с властью автор имеет ввиду госдеп США на который работает на радио "Свобода"?
  • spirograf· 2011-01-26 00:10:19
    Как много пафоса в статье этой! И громких слов. Ну похоронили уже страну раз 100, дальше-то что? Эмигрировать? Значит, все, кто громче всех кричат о том, как плохо, что ничего никто не делает, сами хотят свалить отсюда, чтобы там ничего не делать и иметь спокойную совесть. Чтобы спокойно сидеть в комфорте, наслаждаться изобилием, на которое сейчас валят всю вину, называют причиной нашей лени. Там-то, конечно, за нас все сделают, все обеспечат, обустроят. Как же. Зачем призывать бесконечно к действиям, которые сами не готовы совершать? Это все мишура. Все эти статьи о гибели страны - не более чем кокетство. Позакатывали глаза - и разошлись по своим уютным комнаткам благо пока они есть) Попечатали буковки красивые - и остались довольны " вот как я свою гражданскую позицию проявляю". Это все иллюзия. Чем меньше действий - тем больше слов. Выпустили пар, и действовать-то уже и незачем - все сказали, пришли к выводу, что делать что-то бесполезно.
    Все наши слова - это и есть бесчувствие, прикидывающееся пылом.
    Простые и уже набившие всем оскомину слова о том, что начинать надо с себя, уже не работают, конечно. Нужно что покрасивее. Вся статья - просто какие-то пустые аляповатые умствования, сочинение "на тему", не более.
  • Viesel· 2011-01-26 01:26:53
    Возьмем, к примеру, Израиль. Там взрывают поболе, чем 12 лет. И еще более очевидно, что не кончится это никогда.
    Но, подозреваю, призывы прекратить на этом основании всякое сотрудничество с властью едва ли будут услышаны. Разве только еврейскими религиозными ультраортодоксами, отрицающими существование светского израильского государства. Получается, что уважаемый автор занимает позицию русского ультраортодокса. Странный вывод.
  • double_pistolero· 2011-01-26 10:45:22
    Ну да, старая красивая картинка - власти стегают бичом зашуганный, тупой скот - народ. Конечно, как же. Призыв слышен - На Кремль, люди!
    " ...Нужно набраться смелости отдавать окраины и научиться жить как постколониальное государство, а не как постимперское и уж тем более постсоветское; в истории ХХ века примеров сколько угодно. Это если рассуждать о государстве, гражданами которого мы являемся и за которое отвечаем. "

    Другой Чёткий призыв - отпустить Каквказ! Некоторые уже даже здесь подхватили: " кто-нибудь объяснит мне зачем нам нужен Кавказ? Зачем нам тратить наши с вами налоги на эту дикую, бандитскую местность..."
    " ...пускай режут там себе баранов и друг друга, чем нас с вами"
    Ответ " Там нефтяные месторождениееения! " не правильный, к сожалению.
    Хотите иметь новый Афганистан-Сомали недалеко от Сочи, Астрахани, Ростова? Хотите отдать всех нормальных добропорядочных граждан Чечни, Ингушетии и пр. на растерзание бандитам? Хотите чтобы началась третья Чеченская ( если на первая Кавказская )?
    Хорошо что от ваших желаний наша внутренняя политика мало зависит.

    Фишка в том что демократия работает хорошо только на местном уровне. Там где люди чётко знают проблемы, потому что просто-напросто живут соприкасаясь с ними. А от местного уровня выбранные народом лидеры поднимаются всё выше и выше - до самого верха. В идеале. Так получается в Штатах, Европе. В раю, в общем.)) Вопросы общефедерального значения нельзя решать референдумами, это будет бред, а не демократия. Отдадим Чечню! Ну ну.
    Но есть проблема - у нас демократия на местном уровне не работает ни хрена.

    Я в какой-то степени поддерживаю главный призыв Елены, только в моем понимании он --- Долбать власть, сопротивляться, брыкаться, митинговать!

    " только радикальное несотрудничество со всей системой государственного насилия, только объединение на неперсональных основаниях общественного сотрудничества и общественного сострадания, а не вкуса, корпоративных интересов, личной выгоды и даже (простите ради Бога) персонального сострадания погибшим и раненым может хоть немного сдвинуть ситуацию общественного договора между властью и народом: нефть – уровень жизни – ограничение свобод (при невмешательстве в частное пространство, если ты законопослушен) "

    Елена под системой государственного насилия, как видно, понимает весь гос аппарат. Но лучше бы если бы она всё же увидела позитивные ростки в нашем государстве - либерализацию, рост гражданской активности и шаги государства навстречу этой активности.
    Тогда сопротивление государственному насилию будет значить сопротивление негативным, пацанским, внеправовым отношениям в нашей стране - коррупции, кумовству, криминалу, манипуляциях с выборами, грызловщине, православному разгулью.

    Надо чтобы демократия заработала на местах, чтобы местные лидеры были зависимы от общественного мнения. Надо бороться, потому что этого реально добиться.

    Статья по-моему рыхловатая, но всё же здоров что её прочли за сутки 30 000 человек. Автор поворачивает внимание публики от Кавказского терроризма, нанесшего очередной удар, на причины появления таких ударов - неэффективную работу властей. Подчеркнула недемократичность нашего государства со всеми её проявлениями как симптом и причину этой неэффективности.
    И пусть её предложения ( отпустить Кавказ и не сотрудничать с властью ) мне не кажутся разумными - это статья заставила меня ещё раз подумать обо всём этом.

    Хорошо что Елена связала терроризм с Ходорковским и Химкинским лесом - связь тут такая: теракт, новая трагедия, не вызвал ощущения единства гражданина с властями, человека с государством.
  • kustokusto· 2011-01-26 12:50:00
    2 double_pistolero

    Снимите розовые очки-велосипед - ваша социальная оптика находится на уровне детской близорукости. В нашем государстве давно уже две страны - и одна , которая поменьше - дурит другую , которая побольше ( догадайтесь о чём это я ).
    По поводу взрывов - все внятные аналитики уже отписались - жди или усиления режима , или выборов. Началось это в 1999 году - манежная площадь, проба - помните ? Кого тогда обвинили? Правильно - поэтов, художников... А потом пошло-поехало.
    И ещё: простому человеку трудно даже представить ( бытовой фантазии не хватает ) перешкаливающий уровень цинизма "маленькой страны".
    Смените оптику.
  • vantz· 2011-01-26 13:51:52
    2 double_pistolero

    Я очень рад, что Вы высказали эту важную мысль о локальных действиях. Мне тоже кажется, что все эти призывы к разрушению государства in toto совершенно бессмысленны и неконструктивны и годятся только для того, чтобы "спустить пар". В итоге это все равно, естественно, всё ограничивается словами.
    Вообще страннА в статье эта попытка принизить значение индивидуальных действий и после этого теракта и в других кризисных ситуациях. Скорее бы уж следовало призывать к тому, чтобы НЕ ограничиваться такими экстренными случаями и проявлять больше общественной активности в других жизненных ситуациях. И в протестной и, что важно, не только в протестной форме.

    Представление об ужасном Уицраоре с одной стороны и бедных людях с другой, причем люди могут либо прогнуться под этот Уицраор, либо его нафиг раздолбать, это очень вредное представление. Во-первых, оно уничтожает в большинстве людей всякое желание что-либо предпринимать, поскольку мало кто захочет положить жизнь на борьбу с таким вот чудищем, причем результат такой борьбы для конкретного человека несложно предсказать. Во-вторых, оно увеличивает и без того нехилый, хотя и абсолютно никому не нужный раскол между "народом" и "властью", а именно наличие и глубина этого раскола определяет взаимную неприязнь "простых людей" и "представителей власти", собственно, это одна из главных причин, по которой у нас так плохо функционирует государство. В-третьих, оно косвенно подпитывает очень опасную иллюзию, что "мы" такие хорошие и "они" (государство) должны сделать нам красиво, как в Европе, а мы, типа, рядом будем стоять и в носу ковырять. Все эти вопли "ой, надо эмигрировать!", "в этой стране жить нельзя!" и т.п., как раз проявления этой ужасающей инфантильности и безответственности. Конечно, в Европе-то гражданское общество уже сделано и лишняя тысяча-другая эмигрантов не будет катастрофой, но боюсь, что если всех этих взволнованных лоботрясов переселить в Европу, то там быстро станет как здесь.
  • saga· 2011-01-26 13:58:34
    Всем не все равно. Всех это беспокоит. Ну выйдут 5 -15 тыс человек на улицы в Москве. ну разгонят. ну выйдут еще раз разгонят. будут всякие лимоновцы выступать. Выйдут еще раз и разгонят. Еще и статейку припишут. А все остальные миллионы будут сидеть в своих офисах получая стабильную зарплату. И читать все эти умные статейки и так же писать в своих блогах. Пока не дай Бог кого нибудь лично не затронет какое нибудь проишествие. Ни кто не пойдет против системы, взяток, пробок о которых только говорят. И которые происходят в следствии украли деньги затянули ремонт. И жирных дядь с мигалками из за которых перекрываю дороги кажный день каждый час. Вот из за одного такого ублюдка и стоит вся москва, скорая помошь, пожарная машина. А они могут ехать к любому из нас. Но все так и будет и это система =) желаю всем удачи
  • wacky-woo· 2011-01-26 15:16:01
    Фестиваль тупака на оупенспейс продолжается
  • EnterTheVoid· 2011-01-26 15:24:00
    Дорогой Vantz, все эти, как вы вы выразились "взволнованные лоботрясы" сами туда не переселятся, никто их, к сожалению, переслять не будет, а жаль, я бы непротив, чтобы меня переселили куда-нибудь подальше отсюда..

    А вы можете продолжать сидеть в своём сумасшедшем доме и ждать, пока вас зарежут на улице или взорвут где-нибудь в аэропорту и бубнить про инфантильность..

    Если честно, я пока не эмигрирую, потому что возможности нет, как только появится, я с радостью стану "взволнованным лоботрясом", а таким как вы, помахаю ручкой и пожелаю всего хорошего.....Ходите себе радостно на чемпионат мира, голосуйте за нашу доблестную Единую Россию, получайте плохое медицинское обслуживание, смотрите в очередной раз за строгим и справделивым лицом с экрана, которое обещает всех наказать после очередного теракта, смотрите, как пропасть между богатыми и бедными растет все больше и больше, как на ваши налоги какая-то свинья блядей шампанским в Куршавеле поит, вообщем радуйтесь, это ваша любимая, ненаглядная сука Родина. Хотя кому я это говорю, возможно, вы в другой стране живете - лечитесь в кремлевских болницах, чувствуете себя в безопаности благодаря мигалкам и охране, существуете в пределах садового кольца, ни в чем не нуждаетесь и так далее.

    Вообще такое ощущение, что комментарии оставляют какие-то тупорылые пидоры-нашисты..
  • wacky-woo· 2011-01-26 15:31:14
    "Мне очень противно здесь жить, честное слово, это настоящий сумасшедший дом. Я представитель молодого поколения, не сочтите за пафос, дорогие взрослые, но вы оставляете нам в наследство просто ад, непонятно вообще кто и как будет эту кучу гавна разгребать."
    Извини, но мы тоже получили этот ад в наследство от других взрослых. А те говорили, что от своих предков. Но не стоит отчаиваться. Хотя нет, стоит: ноющий идиот может легко найти работу в "либеральном" издании
  • shaumaenigma· 2011-01-26 15:44:07
    Диагноз Скорбное бесчувствие устарел. Сейчас ситуация другая, проявления криминала и террора воспринимаются гражданами как из ряда вон выходящее, подрыв мирной благополучной жизни.
  • EnterTheVoid· 2011-01-26 16:37:17
    wacky-woo
    Ну, собственно, я без вас как-то разберусь отворачиваться мне или нет, вы можете патриотично нырять в эту кучу гавна, а я. пожалуй, в сторонке постою.


  • wacky-woo· 2011-01-26 17:56:45
    EnterTheVoid: Куча говна существует, к счастью, лишь в голове у вас и Елены Фанайловой. Надеюсь, разгребете
  • nsogso· 2011-01-26 18:27:11
    EnterTheVoid
    Проводил в прошлом июне семинары в Германии, пересекся там с "бывшими" русскими - эмигрантами. Крайне неприятное ощущение. Экономят на всем, стараются купить вещи лишь за копейки (центы), всех и все в этой стране ругают. Все не так. Но в Россию - ни ногой. Здесь, мол, совсем плохо. Я был в шоке. И кто живет цивилизованнее - они или "мы"?
    Думаю, в самом лучшем случае Вас "там" ждет что-то подобное. Надо добавить, что эти люди не мыли посуду в ресторанах, не убирали мусор и пр.
    Судя по Вашему пафосу, Вы не очень далеко продвинулись в освоении достойной специальности. Так что, вперед - GO WEST!
  • EnterTheVoid· 2011-01-26 18:38:46
    wacky-woo, для большинства, к несчастью, куча гавна существует не только в головах, но и повсюду за пределами садового кольца.
    За нас с Еленой не беспокойтесь, мы уже давно разгребли. Вам бы, кстати, тоже не помешало..

    nsogso, не беспокойтесь, товарищ! Специальность есть, опыт работы есть, знание языка тоже есть, не пропаду в общем, счастливо оставаться. GO ASS!
  • kustokusto· 2011-01-26 18:41:12
    2 wacky-woo
    Да Вы этот, как его - имманент...
  • konoplyov· 2011-01-26 19:28:47
    Редкой безграмотности чушь. До свидания.
  • nsogso· 2011-01-27 19:30:56
    Для EnterTheVoid
    Судя по обильной анальнофиксированной лексике, Ваша специальность - ассенизатор. Тоже вариант. И за рубежом такие люди нужны. Только держите Ваши фекалии в/при себе. Не нужно их разбрасывать по сторонам, убеждая других в том что они (и страна, где они живут) такая же, как Вы.
  • Mumi-dzen· 2011-01-27 19:46:33
    это уже сто раз обговоренно,написанно и преписанно и обмозгованно.Ничего нового-всё плохо.
  • tridi· 2011-01-28 00:46:50
    В ДОМОДЕДОВЕ, К ДОМОДЕДОВУ... ПО ПРАВИЛАМ РУССКОЙ ОРФОГРАФИИ - РУССКИЕ НАЗВАНИЯ СКЛОНЯЮТСЯ.
    Будет неправильно писать - В МОСКВА, К МОСКВА, ПОД МОСКВА...))

  • svsv· 2011-01-28 04:15:27
    Это просто глупая неграмотная статья. Ну почему, почему люди, научившиеся забавно складывать словечки, да ещё если их за это похвалили, решают, что могут теперь с умным видом вещать о том, в чём ни хрена не разбираюся, давать глобального масштаба и глобальной же глупости советы!
    Интеллектуалы, прости господи, соль земли. Просолили всё насквозь.
  • stih· 2011-01-28 08:10:05
    бараны кому интересны ваши комментарии. взорвут еще не раз
  • ilia· 2011-01-28 11:04:39
    @EnterTheVoid Если следовать вашей логике и отделять от себя все территории, где люди часто режут друг друга, то можно начать и с Подмосковья, а то и некоторых районов Москвы.
  • akamodate· 2011-01-28 20:01:45
    После 3х упоминаний Ходорковского дальше читать не стал.
  • tridi· 2011-01-28 22:17:44
    Еще одно мнение о трагедии в "Домодедове" и что за ней может стоять

    http://piter.tv/video/4233/
  • Infinitygirl· 2011-02-01 01:56:38
    Лучший материал месяца!
    Радует то, что еще остались люди, рассуждающие подобным образом.
    Огорчает то, что, судя по комментариям, многим чужды взгляды, которых придерживается Е. Фанайлова.
  • interRaptor· 2011-02-01 12:07:45
    2 Infinitygirl:
    Радует, да? Хочешь, чтобы всем были близки подобные взгляды?
    Тогда будь готова жить в стране с названием Россия, но размером с Московскую область.
    Дискурс блондинок становится все слышнее...
  • interRaptor· 2011-02-01 12:17:16
    EnterTheVoid, ПШЕЛ!
  • tridi· 2011-02-05 22:57:28
    to EnterTheVoid
    говно - по-русски пишется через О, есть проверочное слово))
  • tridi· 2011-02-05 23:05:09
    to EnterTheVoid
    //Что могу вам сказать, в Америке взорвали один раз, после этого было что-нибудь похожее? Нет. В Лондоне тоже один раз взорвали, было что-нибудь еще? Нет.//

    Это и настораживает: если бы в Лондоне и в Америке не было бы взрывов вообще - было бы слишком очевидно
  • meridian-ss· 2011-02-06 20:34:23
    Почему на openspace стало нормой публиковать такие "статьи"???
    С выпуском каждой новой статьи остаюсь в глубочайшем недоумении... Авторы вообще понимают про что пишут? В частности и г-жа Фанайлова.

    "Нужно набраться смелости отдавать окраины и научиться жить как постколониальное государство, а не как постимперское и уж тем более постсоветское"

    Напечатать много несвязанным между собой буковок - это и есть журналистика?
  • AZhur· 2011-02-07 02:18:44
    медленно, но верно люди приходят к пониманию бессмысленности войны, границ, агрессии, террористов, телевидения и прочих вещей, помогающих власти держать народ на поводке. Любой власти - и американской, и русской, и религиозной. Все всё знают, осталось поверить. Процесс идёт. Я думаю, девиз современной эпохи будет слово "Надоело!"
  • interRaptor· 2011-02-07 02:55:21
    2 AZhur:
    Если подытожить: медленно, но верно люди сами себе надоедают. Что называется, "убейте себя об стену"...
  • tanya-currant· 2011-02-16 01:34:40
    Я бы сказала, "народ безмолвствует"...
    В тексте зацепила меня следующая фраза: "Нормального выражения воли групп объединенных граждан пока наблюдается немного".
    Это, по моему, уже даже не фрустрация с депрессией, а просто - галлюцинация. "Воля групп объединенных граждан" - это где же уважаемый автор такое видела - пусть даже и "немного"?
    "Синие ведерки", "приморские партизаны" , "солянка сборная" (прошу прощения, имею в виду исключительно идейную разнородность) на Триумфальной ежемесячно - это "объединенные граждане"? Это выражение гражанской "воли"? За уши притянуть к объединенной группе граждан можно разве что "ведерки" - которые хотя бы 1. относительно массовые (включая сочувствующих); 2. внятные; то есть имеют четкие цели и задачи, понятные и поддерживаемые большинством населения.

    Все остальное - действительно "солянка сборная" и все больше и больше напоминает классическую ситуацию "низы не хотят, а верхи не могут".

    Наша, с позволения сказать, "оппозиция" - которая на Триумфальной - вызывает у меня четкие коннотации с довлатовским анекдотом о Бродском - "если Лимонов (Немцов, Имярек нужное подчеркнуть) против Путина, то я - ЗА!".
    А лозунг "вся власть Учредительному собранию!" ничего не напоминает часом? И к чему привели, и куда пошли все те, кто прекраснодушие и собственные благоглупости (простите-извините, глубокомысленные и научно обоснованные социальные теории) противопоставил простой формуле "мир и земля!".

    Это я к чему? К тому, что - увы - у нас нет ни "объединенных групп граждан", ни, соответственно, четко выраженной воли этих групп.
    Мы все знаем отлично, чего мы НЕ хотим. Чего же мы ХОТИМ - не знает никто. Или знает, но - молчит.
    Нет политической силы (воли), которая могла бы сформулировать КОНСТРУКТИВНУЮ программу развития - и слава Богу, что народ, обвиняемый в "бесчувствии" и шкурном интересе - понимает бесперспективность всей этой лабуды.
Все новости ›