Кое-кто из Госдумы ходит – не на митинги, конечно, а на субботники. Вот, завод ЗИЛ в порядок приводили.

Оцените материал

Просмотров: 29836

Шепот за стеной

Светлана Рейтер · 13/02/2012
 

Н., эксперт, близкий к Администрации Президента
Несмотря на ожидания, обстановка в администрации спокойная. Все ждали, что у Путина будет падать рейтинг, что «Путин, иди на хуй» и всё такое сделают свое дестабилизирующее дело. Но в Администрации Президента и в правительстве все уверены в своих силах. Нет паники. Разрабатываются планы. В конце января, например, Володин проводил с губернаторами, мэрами и начальниками штабов совещание. Там главной установкой было: «Не надо гнать процент». Эта ситуация в корне отличается от той, что была перед парламентскими выборами: чиновники мандражировали, Сурков на всех орал, многие вообще не знали, что делать. Поэтому стали возможны такие серьезные предвыборные просчеты, как скандал с посещением Медведевым журфака МГУ, снятие Администрацией Президента карты наблюдения «Голоса» с сайта «Газета.ру».

Кроме того, были завышенные установки для регионов на парламентских выборах. Но при этом не было единого мнения на сей счет: Сурков, который руководил прошлой избирательной кампанией, придерживался такой точки зрения, что 50% и чуть выше. А окружение Медведева хотело, чтобы он выступил не хуже Путина, то есть не менее 65%. Сейчас понятно, что Сурков уже никогда не будет заниматься внутренней политикой.

Но будет ли заниматься ею Володин после 4 марта — пока вопрос. Его главная стратегия, как мне кажется, — мобилизация через стабилизацию. Тоже не так давно у единороссов было селекторное совещание по подготовке выборов со всеми регионами. На совещании сказали, что «Единая Россия» остается в кампании Путина, но держится в тени — занимается всякой организационной фигней, типа бумаги подвезти, предоставить площади для встреч с избирателями. В тени — чтобы людей не раздражать. Тоже повторили, что никаких процентов от них требовать не будут. Их главная задача — прийти самим на участки и привести своих родственников и друзей. Я помню, что, когда создали «Народный фронт», паника тоже была. «Единая Россия» — это проект Суркова, и он очень боялся, что «Народный фронт», грубо говоря, его сольет.

После провала на выборах в регионах снова возникла паника. Люди не хотят ничего делать, а именно сейчас нужна мобилизация. То, чем будет занят Володин.

Понятно, что от того, как пройдут выборы, будет зависеть во многом и рассадка людей в Кремле. Даже оппозиция, например, надеется, что, если Путин слабо выступит, они себе смогут поклянчить места каких-нибудь замминистров в новом кабинете. Если вообще будет реализована идея Медведева о «Большом правительстве».

Что касается самого Путина, то люди, которые отдыхали с ним вместе в Новый год в Сочи, говорят, что он в прекрасном настроении. Отношения с Медведевым у Путина, конечно, изменились. Раньше он в тусовке делал подчеркнутые реверансы Медведеву. Говорил «Дима то, Дима сё». А сейчас очень видно, что он играет первую скрипку, и в какой-то момент просто вспоминает, что Дима тоже здесь, и делает какие-то незначительные ремарки в его сторону. Тандема уже нет и не будет, и это все понимают, а Путин полностью уверен в себе. Хотя публично окружение Медведева делает сейчас все, чтобы подчеркнуть: Дима по-прежнему в игре. Вот и он сам где-то недавно заявил, что собирается через шесть лет снова стать президентом. Для этого якобы после выборов он собирается возглавить «Единую Россию», чтобы ее серьезно под себя переделать и модернизировать. Но если вспомнить, что за четыре года Медведеву не удалось до конца довести ни одного своего начинания, сложно предположить, что станет с партией власти.

А митинги? В Кремле все считают, что митинги только в Москве и возмущаются только люди, у которых по нескольку паспортов, гражданств, они могут в любой момент срулить за границу. А за Путина будут голосовать те, кто живет в этой стране, на этой земле. Их сейчас и пытаются разбудить и привести на участки.

К системной оппозиции в Кремле отношение простое. Знаете, кто первым заключил из наших официальных оппозиционеров «договор с дьяволом», когда Путин пришел к власти? Коммунисты! Они вместе обвели вокруг пальца правых, которые фактически победили на выборах тогда, и забрали себе все значимые посты в Госдуме. Какие еще вопросы к ним?! Они все сидят на бюджетных деньгах.

В несистемной оппозиции угрозы не видят вообще. Их беспокоит только то, что они могут использовать разрозненный протест населения для дестабилизации обстановки после выборов. Так что все усилия Кремля будут направлены также на то, чтобы подстраховаться в этом плане: губернаторам жестко сказали, чтобы они разрешали все острые проблемы в своих областях, не позволять избиркомам отфутболивать жалобы оппозиции. То есть фальсификации, конечно, на выборах будут, но губернаторы должны сделать так, чтобы они не стали скандальными. Основная стратегия состоит в том, чтобы не пускать митинги дальше, в регионы. Болотная должна выглядеть как протест зажравшихся москвичей. Понятно, на федеральном уровне никто с оппозицией на серьезный диалог не пойдет.

Силовики, конечно, считают часть оппозиционеров агентами Госдепа, докладывают о своих подозрениях в Кремль. По поводу «Голоса» ФСБ тоже писала. Но реальных доказательств у них нет. Это понимают даже в Администрации Президента и относятся с юмором к их запискам. То есть они могут всерьез написать: «Навальный получил миллиард долларов из Госдепа. Цель — развал России». Как они себе это представляют? «Лёша, развали Россию!» — «Да не вопрос, за ярд всё сделаю». То есть всем понятно, что от ФСБ никакой пользы.

На совещании с губернаторами Володин называл цифры — до 52 процентов людей готовы проголосовать за Путина уже сейчас, и тенденция к росту якобы. Я не знаю, за счет чего идет этот рост, потому что Путин не меняется.

В элитах, впрочем, ожидают, что после выборов будет улучшение ситуации с точки зрения конкурентности. Мне, например, говорили, что вроде бы Путин где-то обещал, что его ребята, вроде Тимченко и Роттенбергов, выйдут из тени и будут бороться в тендерах наравне с остальными. Потом, эта история с возвращением выборности губернаторов. Это коврижка не столько для населения, а для региональных элит, которые были сильно раздражены кадровой политикой Медведева, который предпочитал ставить людей скорее ему симпатичных, чем эффективных.

Стилистических изменений стоит ожидать, но не более. Вот, например, разговоры, что Путин, после того как станет президентом, заведет себе твиттер и блог, чтобы поддерживать тренд, общаться с людьми.

Скорее стилистических, чем модернизационных, изменений следует ожидать в управлении внутренней политикой. Как вы думаете, почему Суркова убрали? Не потому, что под его началом была провалена парламентская кампания, а потому, что он ничего не делал по купированию протеста, а лишь разжигал его, выводя на улицы нашистов с барабанами. Это сильно подпортило кампанию самого Путина.

Утверждается, что Володин — человек более примитивный, чем Сурков. Он, несомненно, более жесткий, чем Сурков, но и более системный. Если человек эффективный, то он его продвигает. Если нет — то нет. Он и губернаторам так сказал. Вы не для нас должны с населением работать, а для себя — вам же теперь тоже выбираться. Вот идите и работайте.

Путин — человек очень предсказуемый и понятный, несмотря на его тягу к неожиданным решениям. Я думаю, что будет так, как раньше, не хуже и не лучше. В Кремле уверены, что большинство россиян именно этого и ждут.

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:5

  • pv· 2012-02-13 17:58:57
    "Я видел Путина! он с виду нормальный... но я его плохо разглядел, охрана окружила" - кого окружила? "веселенький" материал
  • actual· 2012-02-13 19:24:50
    Мощно!
  • Galina Abdrahmanova· 2012-02-13 20:26:39
    грустно от того. что все сходятся в одном: Путин победит, но эволюционировать он не способен. Тогда тупик.
Читать все комментарии ›
Все новости ›