Хлебников, эта фасция добродетелей, и вдруг сплетня.

Оцените материал

Просмотров: 33286

3. Хлебников

Максим Семеляк · 26/07/2011
МАКСИМ СЕМЕЛЯК о самом хорошем из новых русских режиссеров

Имена:  Борис Хлебников

©  Максим Емельянов

Борис Хлебников - Максим Емельянов

Борис Хлебников

Лет семь назад я работал редактором в журнале для вояжеров, который, по обыкновению, нуждался в людях, способных к непринужденным отчетам о преодоленных расстояниях. И однажды мой любимый кинокритик Алексей Васильев, сидевший в соседней комнате, порекомендовал мне какого-то своего знакомого режиссера, который побывал в Пакистане и вызывался о нем написать. Текст действительно был представлен и посвящался городу Карачи. Суть его сводилась к тому, что в Карачи можно пожрать — автор счел нужным использовать именно этот глагол — мяса. От сочинения веяло деликатной животной свежестью. Это было совершенно не похоже на то, что тогда печаталось под видом колонок. Впрочем, имя автора тоже никому ни о чем толком не говорило — Борис Хлебников.

Я вспомнил об этой мясной эскападе несколько лет спустя, когда, как и многие тогда в зале, рассмеялся на фразе из его фильма «Свободное плавание»: «Свинья, я твое сало ел». Фильм отличался той же элегической приземленностью, что и история про Карачи, там было точно такое же взаимопроникновение инстинкта и этикета.

©  Максим Емельянов

3. Хлебников
Все уже привыкли, что Хлебников делает кино про простые вещи. Но при этом эксплуатирует он не саму простоту, а некую ее эфирную эманацию — он словно бы стремится фиксировать не то, что, например, люди несут по пьяни, а самый перегар. Ему нет равных в показе, например, того, как заводской парень едет после бессонной ночи на работу и, клюя носом, хватается за поручень как за соломинку. При этом сразу видно, что режиссер в плену у таких планов; он с удовольствием вязнет в них, подобно тому, как Розанов был способен увязнуть в одной некрасовской строчке. Он снимает вполне народное кино (в конце концов, сентенция «это сам секс» из того же «Плавания» явно входит в десятку местных экранных реплик десятилетия), но делает это с особой вкрадчивостью, равным образом избегая и юродства, и «метафизики». Я видел, как он снимал сцену драки в своем новом фильме «Пока ночь не разлучит нас»: вроде бы вполне жесткая и буйная работа, с каскадерами и актерскими травмами, а все равно кажется, что присутствуешь на каком-то поэтическом слэме, где каждый хук напоминает хокку.

Читать текст полностью

Ссылки

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:7

  • garcia_chlorka· 2011-07-26 12:27:11
    Грустно, чрезвычайно грустно, что у нас в стране крупный режиссер - лапочка Хлебников, а крупный культуртрегер - лапочка Семеляк.
  • Maxim Semelyak· 2011-07-26 12:59:31
    все так, но где же в этих записях вы увидели культуртрегерство, да еще и крупное? мне кажется, что в псевдониме ГАРСИЯ ХЛОРКА крупного культуртрегерства-то побольше будет
  • garcia_chlorka· 2011-07-26 13:22:19
    Как ловко вы меня уязвили!
Читать все комментарии ›
Все новости ›