Хочется мощной музыки: чтоб пол дрожал, но без сатаны.

Оцените материал

Просмотров: 15503

Usssy и новый московский рок

Радиф Кашапов · 20/09/2011
Двое москвичей делают музыку на стыке восточной и западной культур

©  Предоставлено Usssy

Usssy

Usssy

Третий альбом московского дуэта Usssy под названием «Ud» показывает, как могут легко сойтись вместе западный мат-рок и восточный фольклор. Видимо, такой и должен быть новый московский рок — бессловесный (на лирику нет времени), жесткий (жизнь заставляет) и эксплуатирующий наработки людей с Юга.



История группы Usssy началась с того, что после записи двух альбомов экспериментальный квартет I Am Above On The Left (он же «Я слева сверху») покинул гитарист Алексей Таруц. IAAOTL сосредоточенно играли сложный рок с неожиданными паузами, переходами и шумовыми фрагментами. Они записали два альбома — вживую, за несколько часов — и быстро довели свой статус до широко известных в узких московских кругах.

После ухода Таруца музыканты остались втроем и затеяли новый проект. Вместо баса — баритон-гитара, а к увлечению сложностью прибавились хардкоровая мощь, блюзовый драйв и металлический свинг. Если «Я слева сверху» на концертах были углублены в себя, то новый коллектив уже обратил внимание на публику.

Когда закончилась работа над первым альбомом, ушел барабанщик Сергей Ледовский, который переиграл в половине московских инди-групп. После второго, «Oko», откололся новый ударник. Так что уже на его презентации группа выступила дуэтом. Сейчас Usssy — это Артем Галкин с баритон-гитарой, на барабанах — Павел Еремеев.

©  Предоставлено Usssy

Usssy

Usssy

Еремеев не впервые сел за установку — так же он поступил, когда «Я слева сверху» решили вновь поиграть вместе и записать третью пластинку. В этой статье и без того происходит путаница с названиями групп: слишком много проектов, но будет еще больше. Непременно надо упомянуть Kruzr Ken, где Галкин и Еремеев делают импровизационную музыку (записали 17 альбомов, от дроуна до коллажей, ознакомиться можно здесь). В свое время они же вместе играли в постхардкоровой команде Foojitsu.

«Всего на “Ud” мы потратили около двух лет: год репетиций, год студийно-домашней работы над аранжировками и сведением, — говорит Галкин. — К слову сказать, эта, третья программа «Усссов» самая живучая. Предыдущие два альбома мы играли на концертах не больше года, а третью и сейчас продолжаем исполнять».

Usssy, хоть и играют сложную музыку, не очень похожи на музыкантов, которые молятся на классиков прог- и арт-рока. Они серьезно интересуются культурой тюркоязычных южных народов: в их мелодиях отчетливо слышны макамы (музыкальные лады, характерные для турецкой, азербайджанской, персидской традиции), а на своей странице на bandcamp.com музыканты просто пишут, что играют quart-tone rock (арабская гамма состоит не из 12, а из 24 нот, то есть полутона делятся еще надвое). Композиции одновременно завораживают и пугают.

«Несколько лет назад мне в руки попал сборник “Музыка ислама”, с которого, думаю, и начал расти мой интерес к восточной музыке, — рассказывает Галкин. — В особенности меня тогда впечатлили записи из Туниса, Йемена и Марокко. В дальнейшем я углубился в персидскую культуру; полюбил мастеров тара, афганскую музыку и рубаб, индийскую музыку, сарод и саранги; заслушивался музыкой Юго-Восточной Азии. В результате почти год назад я вмонтировал в баритон-гитару шесть дополнительных четвертьтоновых ладов и с удивлением обнаружил, что после нескольких лет прослушивания легко могу освоить специфические восточные гармонии. Кстати, на альбоме “Ud” баритон записан еще до ладового нововведения, там нет четвертьтоновых гармоний, сейчас их можно услышать только на концертах».

©  Предоставлено Usssy

Usssy

Usssy

Еремеев перенял из восточной музыки любовь к нечетным ритмам: «Вот освоить и переложить на барабанную установку эти ритмы уже гораздо сложнее».

Несмотря на то что сложность и брутальность, свойственные группе со времен IAAOTL, никуда не делись, в последних композициях явно слышится более отчетливая структура; это, по сути, песни.

«У меня лично возникли потребности в богатой мелодике. Немелодичная музыка в большинстве случаев мне уже неинтересна, хотя есть исключения, — говорит Еремеев. — Еще в последнее время хочется мощной музыки. Как мы говорим, чтоб пол дрожал, но без сатаны, то есть чтобы она несла позитивный настрой и вызывала тепло в душе».

«Не представляю себе среду, в которую наша музыка естественно бы вписывалась, мы играем музыку на стыке восточной и западной культур, живем в Москве и делаем то, что не можем найти и услышать у других, — говорит Галкин. — Дуэтом играется и работается комфортно, мы хорошо понимаем друг друга. Да, нам хочется найти третьего участника, для меня формат трио самый продуктивный и уравновешенный. Но, как я говорил, мы до сих пор не нашли товарища. Сейчас работаем над четвертой программой, решили делать ее по принципу предыдущей и использовать сэмплер. Машина пока заменяет нам полноценного участника».

Композиции «Усссов» с ходу вызывают ассоциации с турецкой психоделической рок-музыкой 60—70-х годов, когда местные хиппи начали использовать наработки западных команд и многовековую традицию своего народа — восточные мотивы очень хорошо ложились в условные стилистические рамки, обозначенные Pink Floyd, Джими Хендриксом и иже с ними. Родился даже новый музыкальный инструмент — электрический саз. Московский дуэт играет так, будто бы в одну стамбульскую улочку запихнули целый «прогрессивный» фестиваль. Удивительно, что успешно перенести неевропейскую культуру на российскую почву удалось не эмигрантам или этноисследователям, а двум москвичам, живущим по принципам DIY. Надо бы дать послушать их записи московским джихад-таксистам.​
Все новости ›