Оцените материал

Просмотров: 11905

The Fall: главное

Илья Миллер · 25/04/2008
Правильный подход к обширной дискографии британских постпанк-ветеранов

©  Rex / Fotobank

Марк Э. Смит

Марк Э. Смит

Группа The Fall, как никакая другая, нуждается в аудиогиде – на ее счету около сотни студийных и концертных альбомов (и это не считая сборников синглов и бутлегов). Между тем она с каждым годом становится все влиятельнее. Ренегаты постпанка, собранные бессменным лидером Марком Эдвардом Смитом в Манчестере середины 1970-х, повлияли на таких гигантов, как Pavement, Blur и Nirvana, а некоторые новые модные группы чуть ли не молятся на The Fall, заимствуя из их песен даже названия (скажем, These New Puritans и Dresden Dolls). Несмотря на выслугу лет, Смита с компанией рано сдавать в музей: на этой неделе у группы вышел в свет новый альбом «Imperial Wax Solvent». Вслед за ним появится автобиография лидера The Fall.
Первое появление

«Live At Witch Trails» (1979)

«Мы — белое дерьмо, которое дерзит», — заявляет самоучка Марк Э. Смит о своих намерениях буквально с первых же минут альбома. Резкий, непредсказуемый, сюрреалистичный постпанк группы The Fall, гордящейся своим антипрофессионализмом, атаковал музыкальную индустрию и моду того периода. Пусть вас не смущает слово «live» в названии — это не концертный альбом, а самая что ни на есть DIY-пластинка, записанная за один декабрьский день в индустриальном северном английском городе Манчестер, и эта безотлагательность станет фирменным знаком Смита и The Fall на следующие три десятилетия.

Ключевые треки: «Rebellious Jukebox», «No Christmas For John Quays», «Industrial Estate»

Всеми признанный шедевр

«Hex Enduction Hour» (1982)

К 1982 году английская музыкальная пресса стала считать Марка Э. Смита священной коровой. Однако на его финансовом положении это никак не отразилось, поэтому он решил распрощаться с музыкой (во что сейчас верится с трудом), причем максимально невежливо. Не успело пройти и минуты с начала первой песни «The Classical», как из его уст уже сорвались слова «niggers» и «fuckface», в «Hip Priest» он высмеивает претенциозных рок-критиков, в «Who Makes The Nazis?» интеллектуальных полудурков и телевидение, а в «Just Step S’ways» — весь Восточный блок, пританцовывающий под Элтона Джона.

Альбом, как следует из названия, длится ровно час, и за этот час сумбурных афоризмов на орехи досталось почти всем. Неряшливый лязг гитар, два ударника, песни по шесть минут длиной, запись в экзотической, по меркам тех лет, Исландии, мистическое название альбома и обложка, испещренная вводящими в заблуждение письменами (самая разборчивая надпись — «Догадайся сам, твою мать») — вот приметы эпического документа эпохи, сакральный смысл которого фанаты могут искать до конца своих дней. Перед трезубцем из мощнейших песен «The Classical», «Jawbone & The Air Rifle» и «Hip Priest» устоять физически невозможно. Флагманам инди-рока 1990-х Pavement потребовалась чуть ли не вся их карьера, чтобы отделаться от ярлыка «подражатели The Fall», стоило им лишь переиграть «The Classical», изменив слова. В Исландии теперь процветает культ The Fall, а «Hex Enduction Hour» даже попал в британские чарты — на 71-е место.

Ключевые треки: «The Classical», «Jawbone & the Air-Rifle», «Hip Priest»

Муж и жена — одна сатана

«Wonderful And Frightening World Of...» (1984)

Для того чтобы понять очень литературные и пространные тексты Марка Э. Смита, мало просто знать английский язык. Даже жене Смита, американской блондинке Брикс, его тексты всегда казались китайской грамотой. Лидер другой культовой манчестерской группы The Smiths Моррисси высмотрел в тексте «C.R.E.E.P.» обидные для себя слова, на что Марк Э. Смит ответил, что это, мол, у Моррисси вегетарианская паранойя и ему надо срочно поесть мяса.

«Wonderful And Frightening World of...» — первый в хет-трике эффектных пластинок, которые проходят среди фанатов The Fall под названием «период Брикс» (жена Смита вошла в состав группы на предыдущем альбоме «Perverted By Language», но влияние ее стало чувствоваться только здесь). К Брикс многие относились с подозрением, предполагая, что ее влияние на The Fall будет йоко-оноподобным. На самом деле Брикс со своими нехитрыми гитарными партиями и звонкими подпевками помогла The Fall выбраться из трясины претенциозной экспериментальщины (апофеозом которой стал «Room To Live» 1982-го) и открыть для себя радость более традиционных музыкальных форм.

На CD-версиях альбома содержатся синглы «Oh! Brother» и «C.R.E.E.P.», самые, так сказать, попсовые из того, что записали The Fall к тому времени (до 1986 года The Fall принципиально не включали синглы в альбомы). И общее ощущение от альбома скорее оживленное — особенно если не вникать в тексты (например, в «Disney’s Dream Debased» повествуется о том, как Марк Э. Смит стал свидетелем несчастного случая в Диснейленде).

Ключевые треки: «Disney’s Dream Debased», «Slang King», «C.R.E.E.P.»

Модный священник

«This Nation’s Saving Grace» (1985)

Сменив несколько рекорд-лейблов, The Fall оказались в итоге на Beggars Banquet, потому что Марк Э. Смит заявил, что скорее помрет с голоду, чем будет иметь дело с мощнейшим независимым лейблом Rough Trade. Также они начали работать с продюсером Джоном Леки, продюсировавшим в дальнейшем альбомы Radiohead, Muse, the Verve и Stone Roses. На Beggars Banquet к The Fall относились уважительно — они стали часто появляться на радио и телевидении, их звук стал более полным с приходом фанкового ударника Саймона Вулстенкроста, а Брикс Смит стала сочинять очень цепкие и простые гитарные хуки (см. гитарный рифф «Cruiser’s Creek»). Несмотря на это, на альбоме нашлось место и такому абстрактному коллажу, как «Paint Work». Помимо этого, Смит отдал должное любимой краут-рок-группе Can, перевоплотившись в их вокалиста Дамо Сузуки и заявив об этом в песне «I Am Damo Suzuki» на манер Гюстава Флобера. «This Nation’s Saving Grace» — это альбом, где The Fall звучат как действительно группа, коллектив единомышленников, а не великий Марк Э. Смит, которому аккомпанируют какие-то анонимные ничтожества. И это та самая пластинка, с которой комфортнее всего начинать знакомство с группой.

Ключевые треки: «Cruiser’s Creek», «I Am Damo Suzuki», «Spoilt Victorian Child»

Самый (не)веселый альбом

«Bend Sinister» (1986)

Зловещее название, взятое у романа-антиутопии Набокова, угрюмый фотопортрет Смита на обложке и депрессивный заходной номер «Realms Of Dusk» создали «Bend Sinister» репутацию самого мрачного альбома в дискографии The Fall, который может даже потягаться градусом хмури с другими великими манчестерскими мизантропами Joy Division. На самом же деле уже на втором треке Брикс беззаботно вопит «банан!», на «Shoulder Pads» основную партию ведут китчевые клавишные в духе детско-юношеских фильмов, а трек «US ‘80s—‘90s» звучит так, как будто его исполняет провозвестник хип-хопа Grandmaster Flash. Группа до сих пор играет на концертах «Mr Pharmacist», кавер-версию амфетаминового гимна американских гаражных рокеров 1960-х The Other Half. Давние поклонники группы считают эту пластинку одной из лучших.

Ключевые треки: «R.O.D.», «Mr Pharmacist», «Shoulder Pads»

Самый неожиданный ход

«The Frenz Experiment» (1988)

Никакими экспериментами тут и не пахнет. Просто находясь на пике популярности и одеваясь по совету жены Брикс в свитера от Armani (на деньги, полученные от двух хитовых синглов с альбома — «Victoria» и «Hit The North»), Марк Э. Смит решил позволить себе немного бессвязности, но так, чтобы этого никто не заметил. Пропустите эту пластинку, если вас напрягает эгоцентризм Смита — вот Марк Э. Смит рассказывает о посещении им стейк-хауса («Steak House»), вот Марк Э. Смит мучается от паранойи в гостиничном номере («Get A Hotel»), вот Марк Э. Смит чувствует, что в него вселяются души мертвых немцев в Германии и находит себя персонажем своего собственного творчества («Bremen Nacht Alternative»).

Слабый песенный материал был спасен отличным продакшеном (таких четких ударных, выведенных на первый план, на предыдущих альбомах не было) и теми самыми двумя хитовыми синглами. Попсовый, по меркам 1988 года, эксперимент с электро на «Hit The North» дал злословам возможность обвинить The Fall в подражании New Order. Кавер на «Victoria» The Kinks полюбился массам, предпочитающим проводить досуг с пинтой пива в руке. Но общее настроение фанатов было однозначным — Акелла промахнулся. Поклонники и не догадывались, что следующей пластинкой The Fall станет саундтрек к балету «I Am Kurious Orange».

Ключевые треки: «Hit The North, Part I», «Guest Informant», «Victoria»

Самый недооцененный альбом

«Middle Class Revolt» (1994)

С модой на брит-поп, возникшей в 1990-х, The Fall получили возможность привлечь новую аудиторию — каждая вторая группа жанра, от Blur до Elastica, норовила назвать Марка Э. Смита его отцом родным. В ответ на это Смит и бровью не повел, а записал еще один альбом циничного рок-н-ролла. Средний класс тут не бунтует, а, скорее, выглядит отвратительно — если воспользоваться другим значением слова «revolt», которое наверняка и имел в виду представитель пролетариата Смит. Между тем здесь есть отличные песни, тщательно подобранные кавер-версии (на «War» Генри Кау и «Shut Up» The Monks) и даже диалоги про футбол с Джоном Пилом.

Ключевые треки: «15 Ways», «Hey! Student», «The Reckoning»

Неожиданное возвращение

«The Real New Fall LP (Formerly Country On The Click)» (2003)

У этого альбома два названия — таким образом Марк Э. Смит решил бороться с интернетом. Когда стало известно, что промоверсия альбома под названием «Country On The Click» просочилась в интернет, он забрал отмастерованный микс, выгнал нескольких членов группы, все пересвел и перезаписал — подтасовал результаты в свою пользу (оригинальный микс, по его словам, звучал как Spice Girls).

Переделки добавили пластинке брутальности: свирепое шипение кислотных клавишных, враждебные футбольные фанатские кричалки и колеблющийся гитарный фидбэк. Хорошим признаком может также считаться то, что на альбоме мало рокабилльных номеров — на них Смит любит полагаться, когда у него заканчивается вдохновение. После неудовлетворительного «Are You Are Missing Winner» 2001 года никто не ожидал такой встряски.

На этом альбоме, кстати, в группе дебютирует клавишница Елена Пулу, ставшая очередной женой Смита — с ней в составе The Fall записали уже четвертый альбом. Может, в этом и секрет того, что Смит в 2003-м вновь активизировался и до сих пор не сдает оборотов. С «The Real New Fall LP (Formerly Country On The Click)» группа, кстати, приезжала в Москву — после двух их концертов в клубе «16 тонн», стоивших килограмма нервных клеток организаторам, неизвестно, захочет ли какой-нибудь еще московский промоутер с ними связываться.

Ключевые треки: «Green Eyed Loco Man», «Theme From Sparta F.C.», «Proteinprotection»

Лучшие сборники

Философия Марка Э. Смита: все, что записано, должно быть выпущено. Но в нашу эпоху, когда никто уже, кажется, не слушает альбомы, а тем более не собирает полные дискографии, эта философия кажется нежизнеспособной. The Fall, по большому счету, все-таки группа синглов, поэтому сборники — верный способ наверстать упущенное.
Отличная компиляция 1987 года «Palace of Swords Reversed» покрывает весь ранний период The Fall — то есть тот, когда Марк Э. Смит еще не женился на блондинке Брикс. Сюда включены все ранние программные песни — «How I Wrote Elactic Man», «Totally Wired», «City Hobgoblins» и «Leave the Capitol». Также неплохим вариантом выглядит сборник с пародирующим Элвиса названием (и соответствующей обложкой) «50 000 Fall Fans Can’t Be Wrong — 39 Golden Greats», представляющий ретроспективу творчества группы с 1978 по 2003 год.

Особое внимание надо уделить и бокс-сету «The Complete John Peel Sessions 1978—2004» — на 6 дисках собраны все 24 записи, которые The Fall сделали в оранжерейных условиях, организованных на студии BBC их самым преданным сторонником, легендарным радиодиджеем Джоном Пилом. Многие из песен там звучат гораздо лучше, чем на студийных записях. А сборник The Fall «The Collection» хорош уже одним тем, что его завершает кавер-версия на «A Day In The Life» The Beatles, которой можно здорово досадить упертым друзьям-битломанам. С одного из этих сборников может начаться ваша зацикленность на The Fall длиной во всю жизнь (как в моем случае), либо вы выключите диск на втором треке — группа Марка Э. Смита хороша тем, что никого не оставляет равнодушным.

 

 

 

 

 

Все новости ›