Оцените материал

Просмотров: 9773

U2, Неко Кейс, Bell Orchestre и др.

Наталья Югринова · 12/03/2009
Самые успешные свадебные музыканты, торнадо из сарая и балканщина от «17 хиппи»

U2
«No Line On The Horizon»

Interscope
**


Кто это: Четыре года назад в интервью журналу Time Боно признался, что вполне ясно осознает свое место в истории: «Мы — свадебные музыканты». Лидер самой успешной рок-группы вселенной имел в виду вовсе не халтуры на банкетах, а то, что его песни люди слушают в самые важные для себя моменты. Тем не менее он угодил этим своим заявлением в яблочко. Нынешние U2 больше всего напоминают свадебных генералов, которые неподдельно упиваются своим положением: на новом альбоме они достают из загашников проверенные временем стадионные хиты и лирические баллады, но пафоса нагнетают такого, что сводит скулы. Желая влюбить в свою музыку абсолютно каждого — от очередного миллиона покупателей диска до очередного жюри «Грэмми», — U2 дают классический арена-рок с помпезными клавишами и протяжными воплями, но при этом не справляются с очевидным — доходчивыми мелодиями и внятными текстами. Они повторяют сами себя, но делают это с какой-то ленцой: на доброй половине песен включая первый сингл «Get On Your Boots» вокальные партии ограничиваются вздохами и речитативами, а легендарные риффы Эджа оборачиваются гаражным громыханием. Хваленые «свадебные» «Moment of Surrender», «Unknown Caller» и «White as a Snow» выглядят унылыми братьями-близнецами, жалкими эскизами того, чем когда-то была песня «One». Впрочем, проблема даже не в том, что альбом не удался — судя по тенденции последних лет, ничего лучше U2 уже не придумают. Вот это и печалит по-настоящему.

Трек на пробу: U2 - Get On Your Boots


Зачем покупать: Исключительно из цинизма — наблюдать за тем, как великие впадают в маразм, не менее интересно, как и за их расцветом.


Neko Case
«Middle Cyclone»

ANTI-
****


Кто это: Бывшая вокалистка добрых инди-рокеров The New Pornographers — одна из тех немногих девушек с гитарами, за которыми нужен глаз да глаз: иначе можно упустить что-то важное, например новый альбом. Невероятным образом рыжеволосой канадке (украинского происхождения) удается избегать ошибок конкуренток по жанру: в ней нет лубочной простоты Дженни Льюис, унылости Шон Маршалл, назойливости Шанайи Твейн, грубости Люсинды Вильямс. На пятой номерной пластинке Кейс с успехом изображает женщину-торнадо, явно чураясь покладистости, свойственной кантри: на «Middle Cyclone» царят необузданный, напирающий звук, мощный голос и блестящие мелодии. Неко Кейс вовсю пользуется музыкальным лекалом, с помощью которого Квентин Тарантино привык составлять свои саундтреки — сильная песня с ретроналетом плюс драйвовое исполнение. Ну а с глубиной звука помогли друзья и аутентичная обстановка: альбом записывался в специально построенном сарае в Аризоне, гостями стали Calexico, Giant Sand и любимые Тарантино Los Lobos.

Трек на пробу здесь. Стоит посмотреть и лаконичный фильм о создании альбома.

Зачем покупать: Неко Кейс сегодня чуть ли не первая в женском альт-кантри, кто не боится экспериментов: один из треков «Middle Cyclone», к примеру, длится полчаса и состоит сплошь из стрекота цикад и кваканья лягушек.


Fol Chen
«Part I: John Shade, Your Fortune’s Made»

Asthmatic Kitty
***




Кто это: В истории этой калифорнийской группы слишком много знаков вопроса: участники не раскрывают обстоятельств создания коллектива, прячутся за дурацкими масками, выдумывают таинственного антагониста Джона Шейда (по совместительству героя романа Владимира Набокова «Бледное пламя»), которому посвящают дебютный альбом. Нелепости хватает и в музыке. Fol Chen паразитируют на той же танцевальной поп-музыке с четкими мелодиями и флегматичной ритм-секцией, что и все вокруг, но зачем-то добавляют в нее черный юмор, игрушечные синтезаторы, ситар, трубы, вязкие гитары и прочие украшательства. Как ни странно, это работает: самые легкомысленные песенки привязываются намертво, а композиции, устроенные похитрее, общему драйву не мешают. Сами музыканты утверждают, что похожи на продукт скрещивания Принса и Amon Duul II. На самом деле они звучат как жизнерадостная версия Fujiya & Miyagi, других знатных поклонников Набокова, с кем-то вроде The Go! Team на подпевках.

Трек на пробу:


Зачем покупать: Слушать музыку, сделанную умными людьми, приятно всегда; как ни парадоксально, тем приятнее, чем менее серьезный вид они при этом делают.



17 Hippies
«El Dorado»

Hipster-Records
***


Кто это: Берлинский фолк-оркестр 17 Hippies — тот случай, когда название откровенно запутывает: участников в группе куда меньше, да и к идеологии хиппи они не имеют никакого отношения, поддерживая скорее социалистический лозунг об объединении пролетариев. Призыв этот стоит читать в особом контексте: музыканты попросту стягивают в пестрое лоскутное одеяло обрывки фолковых традиций разных стран и континентов. Обычно на пластинках группы можно встретить что угодно под тэгом world: от французского шансона образца Les Hurlements D’Leo до интеллигентных хасидских песен в духе Oi Va Voi, от восточноевропейских плясовых до венских вальсов. Причем музыка сочиняется по принципу «что вижу, то и играю», точнее — где гастролирую, там и набираюсь новых мотивов. На «El Dorado» пальму первенства получили кантри, текс-мекс и клезмер, что в общем-то неудивительно, учитывая прошлогодний тур по Америке. Выбор оказался не слишком удачным: большую часть пластинки занимают меланхоличные размышления о бытии, которые не слишком вяжутся с былой удалью оркестрантов.

Трек на пробу здесь.

Зачем покупать: Альбом «El Dorado» нетипичный, но вполне емкий путеводитель по миру. А при известной российской любви ко всякой «балканщине» его цена только множится.



Bell Orchestre
«As Seen Through Windows»

Arts & Crafts
****




Кто это: Канадский секстет, на треть состоящий из участников Arcade Fire, за дебютную работу четырехлетней давности отхватил премию Juno — национальную версию «Грэмми», а с нынешним «As Seen Through Windows» вполне мог бы претендовать на менее раскрученную, но куда более престижную награду Polaris. То, что делают Bell Orchestre, принято называть стыдным словом «построк», но к этому выдохшемуся жанру величественный симфонизм канадцев имеет крайне малое отношение. Скрипки, трубы, контрабас исполняют экспрессивную и сложносочиненную музыку, балансирующую на грани джаза, новой классики и минимализма. По силе воздействия она напоминает смерч: пасторальный покой сменяется шквалом звуков, ураганная мощь — предсмертными конвульсиями, стройность партий — полным разбродом инструментов. Ближайшие ассоциации очевидны: бруклинский квартет Clogs, Алексей Айги, Арво Пярт, Kronos Quartet и даже ранние Tortoise. Правда, в хватке Bell Orchestre не хватает какой-то собранности и ясности мысли, так что приведенный сравнительный ряд — это все-таки комплимент.

Трек на пробу здесь. Факультативно — короткометражный фильм Кавеха Набатина «Les Lumières», зарисовка крупным планом о том, как делают музыку в Bell Orchestre:


Зачем покупать: Кроме всего прочего, ради неожиданного кавера на композицию Aphex Twin давно пора было услышать, как звучит космический IDM-мусор в переложении для оркестра, пусть и камерного.



Другие материалы рубрики:
Наталья Югринова. The Prodigy, Моррисси, Madlib и др., 25.02.2009
Наталья Югринова. The Brighton Port Authority, Andrew Bird, Telefon Tel Aviv и др., 10.02.2009
Наталья Югринова. Animal Collective, Franz Ferdinand, Antony and The Johnsons и др., 20.01.2009

 

 

 

 

 

Все новости ›