Оцените материал

Просмотров: 10491

The Matthew Herbert Big Band, Oasis, Parenthetical Girls и др.

Наталья Югринова · 24/10/2008
Симфоджаз как манифест антиглобализма, байки под фортепиано и песни для мужика

©  !K7

The Matthew Herbert Big Band, Oasis, Parenthetical Girls и др.

The Matthew Herbert Big Band
«There’s Me and There’s You»

!K7
****

Кто это: Лысеющий британский электронщик-авангардист, один из пионеров минимал-хауса, муж диджея Дани Сицилиано, которую он почти превратил в джазовую диву, и неугомонный манифестант антиглобализма. Первое выступление Мэттью Херберт дал, стоя у микрофона с одной-единственной пачкой чипсов в руках, — сегодня он управляет биг-бендом из 16 человек и включает в свои записи семплы с политической подковыркой. На обложке нового альбома Херберта красуется надпись: «Мы, нижеподписавшиеся, считаем, что музыка все еще может быть политическим высказыванием, а не просто звуковым сопровождением к сверхпотреблению», — тот же подтекст и у музыкального содержимого. Не зная, о чем идет речь, пластинку можно воспринять как игривую симфоджазовую запись с примесью электроники: вышколенный оркестр, отполированные мелодии, богатые аранжировки, сексуальный женский вокал. Однако за каждой композицией кроется история совсем не музыкального толка. Херберт щедро вплетает в эстрадный джаз звуки ломаемых кредитных карточек, рвущейся Библии, сжигаемых спичек в память о погибших в Ираке, шум во время речи Тони Блэра, гудки инкубаторной системы, где лежал недоношенный сын музыканта, треск печи в крематории. Бунтарский контекст значит для Херберта и его оркестра куда больше, чем для слушателя. Но запись привлекает другим: талантом большого, изобретательного композитора по имени Мэттью Херберт.



Трек на пробу здесь

Зачем покупать: «There’s Me And There’s You» — редкий баланс идеи и формы ее воплощения.


Oasis
«Dig Out Your Soul»

Big Brother
***



©  Sony BMG

The Matthew Herbert Big Band, Oasis, Parenthetical Girls и др.
Кто это: Как верно подметил бывший рекорд-магнат Алан Мак-Ги (который, собственно, и открыл героев текста), Oasis слишком молод, чтобы иметь статус The Rolling Stones, но слишком стар для почитателей клонов The Libertines. За 17 лет существования группа снискала себе славу не только бахвалов и скандалистов, но и — как-то об этом все время забывается — недурных музыкантов, верных взятому с первых дней курсу. Однако, судя по записям минувшей пятилетки, до последнего времени главная группа брит-попа не имела ни малейшего понятия, что же еще можно сделать с этим жанром. «Dig Out Your Soul» возвращает все на свои места: это крепкий, грамотно спродюсированный альбом, подкупающий не столько мелодиями и текстами, сколько уверенным и плотным звуком. Запись отсылает то к традициям гаражного рока, то к нью-вейву: тяжелые, жужжащие гитары и прямая бочка создают тот классический манчестерский саунд, которого от Oasis, казалось бы, уже никто не ждал. Но многие, кстати, надеялись — о чем свидетельствует хотя бы тот факт, что билеты на все концерты тура в поддержку нового альбома были распроданы за один час.

Трек на пробу:



Зачем покупать: Чтобы убедиться, что братья Гэллахер по-прежнему качают, и ради 30-секундного проигрыша из «Dear Prudence» в финале «The Turning».


Parenthetical Girls
«Entanglements»

Tomlab
****



Кто это: Когда-то Parenthetical Girls

©  Tomlab

The Matthew Herbert Big Band, Oasis, Parenthetical Girls и др.
именовались The Swastika Girls в честь песни Брайана Ино, а в их составе числился одаренный бородач Оуэн Эшворт, который пожертвовал группой ради своей страсти к детским синтезаторам. Два первых альбома чуть было не приклеили к коллективу бирку «двойников Xiu Xiu» — так зашкаливало количество душевных терзаний на минуту звучания. «Entanglements» привел Parenthetical Girls на почву куда более благородную: сейчас портлендский квартет делает воздушный оркестровый поп, взрослый и скорее созерцательный, нежели откровенный. Вокалист Зак Пеннингтон выпевает фальцетом как будто случайные мелодии; так же непредсказуемо ведут себя инструменты — поскрипывает кларнет, невзначай бьют колокольцы, некстати бренчит арфа. Любопытно, что за полчаса альбомного времени гитарный звук появляется лишь единожды — и найти его невозможно. Понятно, что «Entanglements» отнюдь не новое слово в музыке; контрастные фрик-рапсодии до Parenthetical Girls писали и популяризатор барокко-попа Эндрю Бёрд, и еще одно дитя лейбла Tomlab канадский скрипач Final Fantasy. Однако именно в этой несмелой, хаотичной подаче есть своя прелесть — какой-то свет, если угодно.

Трек на пробу здесь

Зачем покупать: Музыка Parenthetical Girls сводит воедино экспериментальный поп и неоклассику — вполне возможно, через несколько лет эти ребята будут играть в лиге Филипа Гласса.


Ben Folds
«Way to Normal»

Epic
***



©  Sony BMG

The Matthew Herbert Big Band, Oasis, Parenthetical Girls и др.
Кто это: Очкарик-пианист, отчаянный сквернослов и отец пары близняшек записал уже третий по счету сольный альбом. На нем, как и прежде, Бен Фолдс старательно изображает молодого Элтона Джона — играет резвый фортепьянный поп, изредка сдабривая его душещипательными балладами. Слушать Фолдса не столько познавательно и полезно, сколько забавно: наряду с внятными мелодическими хуками у него в запасе всегда есть пара уморительных историй — например, как он со всего маху слетел со сцены во время концерта в Хиросиме. Он совершенно всерьез рассказывает о том, как в промозглый день его навестили бывшая жена (которая из трех бывших, не уточняется) и дети, принесли ему кофе и даже — прочувствуйте момент — не потребовали с него денег. Или о том, как его сын спрашивал у мужчин, почему у них не сложились отношения с прежними подружками; отвечали ему примерно одно: «Просто эта дура совсем спятила». Благодаря чувству юмора и неординарному сонграйтерскому таланту Фолдса охотно принимают не только зрители, но и коллеги по сцене — он продюсировал сольную пластинку Аманды Палмер, пел с пародистом Вейрдом Элом Янковичем, а на «Way to Normal» отметился жизнерадостным дуэтом с Региной Спектор.

Трек на пробу здесь

Зачем покупать: Записи Бена Фолдса — это такой мультканал Adult Swim от музыки; шанс услышать комедию абсурда, сыгранную на фортепьяно, выпадает не каждый день.


Vic Chesnutt/Elf Power/The Amorphous Strums
«Dark Developments»

Orange Twin
***



Кто это: Университетский городок Афины

©  Orange Twin

The Matthew Herbert Big Band, Oasis, Parenthetical Girls и др.
в штате Джорджия американцы называют своим южным Ливерпулем: отсюда вышли R.E.M. и The B-52's, Neutral Milk Hotel и Of Montreal. Вик Чеснатт — тоже из звезд местной альтернативной сцены, хотя и не коренной житель: он переехал сюда из Флориды в возрасте 21 года. Чеснатт из породы тех людей, которым хватит сил вытянуть себя за волосы из любого болота, причем он может делать это чуть ли не каждый день. А по вечерам он сочиняет откровенные мужицкие песни с суровыми текстами (они даже не столько поются, сколько начитываются) и простыми мелодиями. На «Dark Developments» Чеснатт перенимает эстафету скорее у Джона Кейла, чем у Вуди Гатри или Боба Дилана; это заслуга адептов неопсиходелии Elf Power и коллектива The Amorphous Strums. Они в ответе и за хоры, гитарный грув, шорохи, лоу-файные хлопки на заднем плане — как будто альбом записывался не в частной студии, а в гараже по соседству. В целом же угрюмость и мечтательность здесь находятся примерно в равных пропорциях — как и должно быть в хорошей музыке для взрослых.

Трек на пробу: Официального видео к альбому пока нет, так что предлагаем посмотреть выступление музыкантов на испанском фестивале Sinsal с песней «Stop the Horse».



Зачем покупать: Из уважения к живой легенде альтернативного фолка, с 18 лет прикованной к инвалидному креслу, но по-прежнему крепко сжимающей гитару в руках.

 

 

 

 

 

Все новости ›