Шепот клавишных, надломленный крик, мятежный ритм, тяжелая гитарная волна.

Оцените материал

Просмотров: 31965

Джоанна Ньюсом, Field Music, Shearwater, Али Фарка Туре и др.

Наталья Югринова · 03/03/2010
Джонни Митчелл из Средневековья, прощальное письмо нигерийского блюзмена, орнитолог с печальной пластинкой, "могучая кучка" Efterklang, возвращение Шаде, а также альбомы многообещающих новичков - Nedry, Marina & The Diamonds и Toro Y Moi

Имена:  Али Фарка Туре · Джоанна Ньюсом

     

Joanna Newsom
«Have One on Me»
Drag City
*****


Что это: Титанический во всех смыслах (два часа действа, три диска, четыре года работы) труд певицы, убедительно вжившейся в роль современного эльфа, с четким прицелом на итоговые топы и на место в аудиоколлекции любого, кто хоть сколько-нибудь интересуется музыкой. Тем более что на новом альбоме королева неофолка близка к народу, как никогда. Если на предыдущей пластинке, «Ys», Джоанна Ньюсом представала в роли этакой средневековой Кейт Буш, чудаковатой и далекой, то сейчас прообразом служит средневековая же Джонни Митчелл: возвышенные оркестровые партии сменились потрясающе живыми кантри, соулом и госпелом. Мелодии стали яснее, аранжировки проще и чище, эмоции понятнее, даже голос как будто очистился от фирменного гнусавого скрипа; неизменными остались, пожалуй, только истории, которые по-прежнему черпаются откуда-то из черновиков Ганса Христиана Андерсена. Ну и фантастическая способность Ньюсом навести за считаные минуты какую-то магическую красоту звуков – теперь еще и долгоиграющую.

Трек на пробу


Зачем покупать: Вместе с этим альбомом хорошо бы еще обзавестись удобным креслом. Но, поверьте, расходы того стоят.


Field Music
«Field Music (Measure)»
Memphis Industries
****


Кто это: Как многие молодые англичане, братья Брюис из Field Music играют музыку старого разлива – только в отличие от полчищ земляков обыгрывают не беззаботные клише 60-х, а концепцию умного поп-рока 70-х в духе Wings, Fleetwood Mac и The Allman Brothers. Двойник «Measure» появился довольно неожиданно: выпустив предыдущий альбом, братья объявили о бессрочном тайм-ауте и разбежались по сольным проектам; то, что группа все-таки вернулась к жизни, свидетельствует об определенной силе воли. Решительный настрой Field Music слышен и в материале: это двадцать крепких, разнообразных и вполне хитовых песен. При том что музыка здесь вопиюще несовременная – ненавязчивые блюз-роковые риффы, звонкие акустические гитары, групповой бэк-вокал, смена темпа в середине песни, одним словом, ретро, – сработана она настолько качественно и точно, что становится самоценной.

Трек на пробу



Зачем покупать:
Рекомендуется ретрофилам; только учтите, что два диска с песнями такого веса могут и придавить.


Shearwater
«The Golden Archipelago»
Matador

****


Кто это: Когда-то группа Shearwater задумывалась исключительно как проект, на который техасские фолк-рокеры Okkervil River могли бы «свалить» свои неброские медленные песни – на деле скопище ауттейков пошло куда дальше родителей. Окончательно перекочевавший сюда Джонатан Мейбург, орнитолог с печальной улыбкой, быстро доказал, что в мелодраматических страстях не уступает Марку Линкусу (Sparklehorse) и Джеффу Бакли, а по части филигранных аранжировок даст фору Стюарту Стейплзу (Tindersticks). Он ловко справляется с шепотом клавишных, собственным надломленным криком, мятежным ритмом, тяжелой гитарной волной – как ни странно, щедрый инструментарий избегает пафоса, звучит сдержанно, словно из кельи отшельника. Затворническая тема вообще близка Shearwater: собственно говоря, «The Golden Archipelago» посвящен удаленным от цивилизации островам. Такую вдумчивую и безмерно одинокую музыку мог бы сочинить беглый мальчик из «Там, где живут чудовища», когда обзавелся бы бородой и морщинами.

Трек на пробу



Зачем покупать:
Считается, что на удаленных островах эволюция идет быстрее. Такими темпами Мейбург, того и гляди, выбьется в первую десятку философствующих романтиков – тип музыкантов, который неизменно любят в России.


Nedry
«Condors»
Monotreme

***


Кто это: Недолго думая, новоявленное лондонское трио Nedry поженило исконно британские и в принципе родные стили трип-хоп и дабстеп – в пику всем, кто считает, что в 2010-м от того и другого осталась одна зола. По степени гулкости и мрачности баса, которая в дабстепе явно служит мерилом крутости, новички обставили корифеев жанра; в остальном, правда, не слишком соригинальничали. Чаще всего их композиции напоминают минусовки Lamb или Portishead – затейливый ритм, плывущие гитарные пассажи, отвлеченная меланхолия – с щедрой россыпью абстрактных стуков и хлюпов из лэптопа. Довершает дело японка Аю Окакита с вокалом, мечущимся между инопланетностью Бьорк и фолковым трепетом Лу Родес (из упомянутых Lamb). При таком наборе ориентиров можно было записать альбом более чем экзотический; Nedry же пренебрегли славой новаторов и обошлись всего парой эксцентричных номеров (стартовой песней «A42» и кислотной «Squid Cat Battle»), прочее время потратив на размазывание одной-единственной идеи по хронометражу. Диск получился хоть и любопытный и не лишенный очарования, но все же довольно пресный, особенно по сравнению с тем, каким бы мог быть.

Трек на пробу



Зачем покупать:
На память о двух самых смурных музыкальных течениях, тем более что Лондон давно уже захлестнула куда более оживленная волна вонки, юкей-фанки и прочей «буяки».


Ali Farka Touré & Toumani Diabaté
«Ali And Toumani»
Nonesuch / World Circuit
****


Что это: Прощальное письмо от покойного Али Фарка Туре, вечного фермера и гитариста-самоучки, доказавшего, что блюз родился не в дельте Миссисипи, а во внутренней дельте Нигера (за что его и прозвали малийским Джоном Ли Хукером). Альбом писался в 2005-м в Лондоне, когда Туре уже едва справлялся с раком кости: из-за приступов боли ему приходилось то и дело останавливать игру. В напарниках значится прославленный кораист-виртуоз Тумане Диабате – давний друг и земляк, на двоих с которым музыкант получил статуэтку «Грэмми». Если сольные работы Диабате звучат суховато, напоминая отполированный экспонат в этнографическом музее, то Туре вносит нужную блюзовую теплоту и задушевность, хотя формально от блюза здесь ничего нет. Беседа коры и гитары ведется вокруг народных африканских напевов; в нее вплетает деликатную перкуссию сын Туре Вьё и выбивает искры сальсы кубинский контрабасист Качаито Лопес (Buena Vista Social Club), для которого, кстати, запись оказалась тоже одной из последних – он умер в прошлом году.

Трек на пробу

Зачем покупать: Для пластинки, собравшей слишком много поводов грустить, «Ali and Toumani» поразительно полна светлой радости и покоя – наверное, такими и должны быть финальные аккорды по-настоящему великих музыкантов.
Страницы:

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:4

  • aleleo_aleley· 2010-03-04 07:37:37
    А на тему "Пропадать, так с музыкой" что можете предложить?
  • ebenstein· 2010-03-13 23:19:29
    отлично! все понятно, коротко и просто
  • kilativcreative· 2010-05-18 17:09:09
    field music
Читать все комментарии ›
Все новости ›