Оцените материал

Просмотров: 14047

Личный выбор: Григорий Иванцив

Григорий Иванцив · 16/05/2012
Десятка любимых пластинок «Мелодии» от диджея с Украины

©  OpenSpace.ru

Личный выбор: Григорий Иванцив
Мне 31 год, и в моем детстве пластинки были необходимым атрибутом досуга каждой советской семьи. Большинство пластинок, которые хранились в нашем доме, я привел в негодное состояние, играя в знаменитую игру «что будет, если иголкой проигрывателя повозить несколько раз туда-сюда». Однако те пластинки, которые мне нравились, я не портил, крепко доставалось только непонятным тогда дядькам и теткам типа Яака Йоалы, Вахтанга Кикабидзе, Давида Тухманова, Аллы Пугачевой и других. На вершине моих детских чартов были «Битлз», а в основном фаворе ходили всевозможные представители волны итало-диско, Modern Talking и почему-то сегодня абсолютно не доставляющая никакого сатисфэкшна пластинка Maywood.

Прошло много времени. Сегодня у меня большая коллекция пластинок, а детские увлечения переросли в полупрофессиональные занятия диджейством на протяжении уже почти 18 лет. Я постоянно покупаю старые издания «Мелодии» с рук, благо тиражи в то время были порядочные, и у многих людей пластинки сохранились в неплохом состоянии. Идея с переизданиями мне более чем нравится, это лучшая новость за последний год! (Шутка с долей правды.)

Кто сегодня будет покупать пластинки? Коллекционеры, фаны, музыканты, ну, и диджеи, конечно. У меня из этого списка есть все, кроме одной пластинки, я думаю, вы знаете, о какой я говорю.

Если «Синтезатор АНС» представляет скорее историческую ценность, то все остальные — легендарные советские издания, способные и в наше время порадовать людей (причем не только тех, кто застал времена оригинала) на танцполе. При возможности я покупаю себе вторые, третьи и четвертые копии этих альбомов (не спрашивайте, зачем), и, конечно, не пропущу и юбилейные издания.

«Синтезатор АНС» (1969)
Инструмент Мурзина, сохранившийся в единственном экземпляре, до сих пор возбуждает интерес всех любителей электронной музыки со всего мира, технарей и музыкантов. Неудивительно, что эта пластинка считается самой дорогой из тех десятков тысяч, которые были изданы на «Мелодии».

 

Группа «Биоконструктор» / дуэт «Прощай, молодость» (1989)
Первые советские «дети» синти-попа и нью-эйджа, группа «Биоконструктор» так и не стала широко популярной, как «Технология», но до сих пор считается по-настоящему культовой. Да и музыка эта за 20 с лишним лет особо не утратила актуальности. Ретро-модерновый микс от «Прощай, молодость», хоть и стилистически далек от «Конструктора», однако решение скомпилировать этих двух артистов на одном виниле было поистине гениальным. Я лично рассматриваю эту пластинку как единый альбом, хотя это, конечно, скорее два объединенных макси-сингла.

Argo. «Discophonia» (1981)
У каждой из стран мира были свои Маруани и Жарры, где-то под стать им, где-то хуже, где-то так себе. В СССР принято почитать за пионеров и отцов других балтийцев — «Зодиак», однако не надо забывать и коллектив, появившийся тогда же, в начале 80-х. Мне кажется, что Гедрюс Купрявичус чем-то похож на румына Джордже Энеску — оба «консерваторские» композиторы, однако сегодня мир (если не брать их родные страны) их помнит по «электронным» периодам. Кажется, «Дискофония» считается одной из самых успешных диско-пластинок «Мелодии». Люблю и остальные альбомы «Арго», однако не переиздать этот будет настоящим преступлением.

Zodiac. «Disco Alliance» (1980)
Эту пластинку знают все, она пережила десятки переизданий, и у нее миллионные тиражи, под эту музыку все советские дети мечтали о космических просторах и встрече с внеземными цивилизациями. Об огромном количестве перепевок и полуплагиатов нечего и говорить — это касается и саундтреков, и впечатленных этим альбомом друзей по соцлагерю. Был бы, конечно, рад, если бы в шорт-лист пятидесяти «юбилейных» пластинок лейбла попал и другой хитовый альбом группы — «Music in the Universe», однако понимаю, что, возможно, это слишком жирно для суперобъемного периода 1964—1991 года в музыке СССР.

Оркестр и вокальная группа «Диско». «Диско» (1979)
Благодаря московской Олимпиаде-80, цензоры на время закрыли глаза и позволили появиться абсолютно «некоммунистическим» музыкальным проектам, играющим беззаботный фанк и диско, аккурат в такт популярности Bee Gees и «Лихорадки субботнего вечера» на Западе. ВИА «Диско» — достаточно скромный пример «тех» ансамблей — Игорь Петренко не только готовил достаточно качественные каверы на хиты «Аббы», братьев Гибб и других диско-геров, но и обогащал выступления и записи очень стильными джаз-фанковыми вступлениями от «живой» группы.

ВИА «Ритм». «Дискотека “А” (из репертуара Аллы Пугачевой)» (1980)
Еще один продукт расцвета фанк-диско музыки в СССР. Пожалуй, ничего лучше этого творения Авилова, работавшего с Пугачевой над ее первыми тремя альбомами, в этом стиле написано так и не было. Особенно важно, что все это добро записано с живой ритм-секцией и минимальным использованием синтезатора. Мне как украинцу особенно приятно, что «Ритм» считался приписанным к Харьковской филармонии. Знаю, что это абсолютно ничего не означает, но все равно упомяну.

Концертный ансамбль электромузыкальных инструментов Мещерина. «Счастье мое (мелодии прошлых лет)» (1984)
Классика советского easy listening, жаль, что на гранде был выпущен только один их альбом. Все это было в СССР до появления в конце 90-х моды на коллективы типа Gabin, De Phazz и Parov Stelar. Мещерин одним из первых в Советском Союзе использовал диковинные в то время электронные инструменты — органы, синтезаторы, скрипки и гитары. Эта музыка как нельзя лучше характеризует всю эпоху, ведь большинство мелодий, которые играл оркестр ЦТ и радио под управлением Вячеслава Мещерина, использовались в различных телепередачах и радиоэфирах и знакомы ну практически всем. Неудивительно, что при всем этом исполнителя сего «добра» мало кто знает.

VА. «Ритмическая гимнастика» (1984)
Борис Тихомиров приложил руку к нескольким альбомам, которые принято называть классикой советской электроники, этот, наверное, самый известный и любимый. Тут намешано будь здоров — итало-диско, немецкая волна, синти... Всего не упомянешь. Пожалуй, если музыку с пластинки сегодня вспомнят немногие, то обложка уж точно отпечаталась в памяти. Первое появление аэробики на советском ТВ вызвало более чем ажиотаж — дорогой Джейн Фонды захотели пойти многие женщины тех времен, да и мужчины, наверное, тоже. Не уверен, выпускался ли до 1984-го на «Мелодии» миксованный альбом. Если нет, это еще один плюсик в пользу этой легендарной плиты.

А. Родионов / Б. Тихомиров. «Пульс 1. Музыкальный компьютер» (1985)
Первая и лучшая пластинка из серии «Cпорт и музыка». Опять же, Тихомиров значительно опередил время, начав экспериментировать в стиле, который чуть позже назвали «детройтским» техно. Правда, в отличие от творений Аткинса, Мэя и Сандерсона, наше «техно» получилось более музыкальным и, как бы это правильнее сказать, наивным.

 

«Дисплей». «Дисплей» (1989)
Еще один эпохальный альбом, без которого нельзя представить советскую танцевальную сцену 80-х. Это снова заигрывание с модным итало-диско, а также обыгрывание «космической» темы, которую довели до блеска только через десятилетие знаменитые французы Daft Punk. У всех электронных артистов советского времени был ни с чем не сравнимый почерк. Мне сложно найти для этого почерка правильные эпитеты, возможно, лучше всего подойдут, опять же, «наивный», «юношеский», «романтичный». Возможно, все потому, что сегодня мы ассоциируем пластинки «Мелодии» со своей молодостью, даже я, заставший последние годы существования лейбла в абсолютно детском возрасте.


Пришли свою десятку любимых пластинок «Мелодии» с комментариями на contest@openspace.ru и получи приз.

Выбери главные пластинки «Мелодии» для переиздания на виниле.

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:1

  • luckyman2008· 2012-06-02 02:11:32
    Спасибо, Ваш вкус очень близок моему!
    А вот по поводу Мещерина - как минимум знаю еще один гигант, у меня есть в коллекции.
Все новости ›