Выбирать киноакадемии было, в общем и целом, не из чего.

Оцените материал

Просмотров: 7921

Сумеречная зона

Сергей Степанов · 02/02/2011
Песенные муки главной на свете кинопремии – об очередных соискателях «Оскара» за лучшую оригинальную песню и тех, кто мог – или должен – был оказаться на их месте


 

Что общего у песен «Moon River» и «The Time of My Life»? «Take My Breath Away» и «Streets of Philadelphia»? «Over the Rainbow» и «The Shadow of Your Smile»? Самый очевидный ответ: то, что все они – более или менее общепризнанная классика. Еще один, тоже напрашивающийся, но требующий минимальной энциклопедической сноровки: то, что каждая из них в разное время удостаивалась «Оскара» в номинации «Лучшая оригинальная песня». До какого-то момента это была категория, не жаловавшаяся ни на интригу, ни на релевантность: за награды бились люди калибра Генри Манчини, Джорджио Мородера и Берта Бакарака, песни-победители становились полноправными, без всяких скидок, хитами, да и среди проигравших – от «Live and Let Die» Маккартни до «I Don’t Want to Miss a Thing» Aerosmith – таковых в общем хватало.

Все изменилось с наступлением нулевых, начавших за здравие (на статуэтку претендовали в числе прочих Боб Дилан и Бьорк), но стремительно скуксившихся: на протяжении большей части декады в рядах соискателей мельтешили, главным образом, фрагменты мюзиклов, песни из мультиков и вездесущий Стинг. Справедливости ради, два запоминающихся трека – и заслуженных триумфа – двухтысячные нам все же подарили: Эминем стал первым оскароносцем в истории хип-хопа (правда, статуэтку за «Lose Yourself» из «Восьмой мили» приехал получать не он, а один из его соавторов), а победа Глена Хансарда и Маркеты Иргловой с песней «Falling Slowly» из инди-мюзикла «Однажды» стала одним из лучших моментов церемонии 2007 года.

Даже в прошлом году академикам удалось кое-как избежать позора – выручил известный саундтрековых дел мастер Ти-Боун Бёрнетт, написавший на пару с новичком Райаном Бинэмом кантри-балладу «The Weary Kind». Фильм «Сумасшедшее сердце», для которого она была предназначена, вписался в число претендентов на «Оскар» в последний момент и не прогадал: исполнителю главной роли Джеффу Бриджесу и Бёрнетту с Бинэмом не было равных по ходу всего призового сезона. Сезон нынешний – совсем другая история: ничего похожего на консенсус не наблюдается ни среди критиков, ни среди композиторов и сонграйтеров, состоящих в киноакадемии и наковырявших по итогам 2010 года жалкую четверку номинантов.

Это значит, что лишь четыре песни из насчитывавшего свыше 40 позиций лонг-листа смогли получить необходимый для номинации средний балл – 8,25 по 10-балльной шкале. И если в недоборе номинантов двухлетней давности винить стоило самих академиков (прокативших, скажем, Брюса Спрингстина с заглавной песней из «Рестлера»), то теперь взятки с них гладки. Достаточно потратить пару часов и послушать все претендовавшие на признание сочинения, чтобы убедиться: выбирать киноакадемии было, в общем и целом, не из чего.

Восстановив в памяти недавние примеры действительно удачных песенных попаданий в тот или иной хороший фильм, я не нашел среди них ни одной оригинальной или хотя бы новой (свежее других была «Festival» Sigur Rós, украсившая кульминацию «127 часов», все остальное – сплошь классика: The Beatles в «Социальной сети», Бобби Уомак в «Аквариуме», AC/DC во втором «Железном человеке»). Очень здорово вписалась в драматургию «Голубого Валентина» песня его штатных композиторов Grizzly Bear, но и она оказалась не новой. Итак, что же мы находим в сухом остатке?

Для начала – четыре песни с теми или иными шансами на «Оскар». Лучшие – у одного из анимационных хитов, третьей «Истории игрушек» с «We Belong Together» (потому что объяснимая любовь академиков к пиксаровской франшизе может выйти за пределы единственной профильной номинации только здесь) или «Запутанной истории» с «I See the Light» (потому что у автора песни Алана Менкена уже восемь «Оскаров», то есть в киноакадемии его, кажется, знают и ценят). Явный аутсайдер – «Coming Home» из сезонной кантри-драмы «Country Strong» (в российский прокат выходящей под искрометным названием «Я ухожу – не плачь»). И, наконец, мой фаворит – довольно нудная, но своевременно (и аж дважды) отвечающая интересам фильма «If I Rise» из тех же «127 часов» (музыку для песни сочинил индус Рахман, два года назад озолоченный за «Миллионера из трущоб», слова – Ролло и Дайдо Армстронг, последняя ее и спела).

Всех страшно удивило отсутствие среди номинантов песен из «Бурлеска» (награжденная за «You Haven’t Seen the Last of Me» «Золотым глобусом» Дайан Уоррен – еще одна любимица киноакадемии), но тут восторжествовала справедливость: песни там даже по меркам Кристины Агилеры довольно никчемные. Ждали в топ-5 еще одну песню из «Country Strong», написанную Крисом Мартином из Coldplay и спетую его женой Гвинет Пэлтроу «Me and Tennessee», или «Shine» Джона Ледженда из документалки «В ожидании супермена», – но не дождались. Осторожно ставили на «Chanson Illusionist» из «Иллюзиониста» Сильвена Шоме, но его сочинительские подвиги по-прежнему ограничиваются песней, также известной как шнуровский «Геленджик».

Без внимания остались и солист Sigur Rós Йонси с песней, озвучившей титры мультфильма «Как приручить дракона», и фронтмен Pearl Jam Эдди Веддер, которого невесть как занесло в экранизацию дамского бестселлера «Ешь, молись, люби», и разошедшийся Бек, замеченный с новыми песнями сразу в двух фильмах («Скотт Пилигрим против всех» и «Жизнь в военные времена») – не говоря уже о таких экзотических вариантах, как Owl City («Легенды ночных стражей»), Мика («Пипец») или Джеймс Мерфи («Гринберг»).

Между тем двумя безоговорочно лучшими песнями, попадающими под определение киноакадемии («Оригинальная песня, состоящая из музыки и текста, написанных специально для фильма <…> используемая во время фильма или под первым номером в финальных титрах»), разродилась, если прислушаться, третья часть «сумеречной» трилогии про вампира, оборотня и целующуюся то с одним, то с другим Кристен Стюарт. И не то чтобы меня совсем не коробило гипотетическое уточнение «номинант киноакадемии» в резюме картины «Сумерки. Сага. Затмение», но и «My Love» талантливейшей австралийки Сии Ферлер, и особенно «Eclipse (All Yours)» канадских инди-рокеров Metric – отличные песни, до уровня всамделишных номинантов дотягивающие за 30 секунд типовой нарезки на iTunes.

Впрочем, до уровня «Moon River» или «The Shadow of Your Smile» и им как до Луны.

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:2

  • catch-life· 2011-02-02 20:18:11
    Не могу избавиться от злорадной мысли, что это им кармическая месть навсегда за Эллиота Смита, "проигравшего" Селин Дион в 1998 году. Вот теперь и плавают, что твой Титаник.
  • radiojazzz· 2011-02-02 22:35:10
    да-да, и это тоже!
Все новости ›