Оцените материал

Просмотров: 29102

Трэш-революция

Эльдар Урдуханов · 25/03/2009
Что такое новый российский трэш и как он может вскоре изменить нашу жизнь

©  Игорь Скалецкий

Трэш-революция
Музыкант электрогруппы «Роботы», «тысячник» и основатель ЖЖ-сообщества trashculture ЭЛЬДАР УРДУХАНОВ рассказал об истории, содержании и формах проявления «мусорной» культуры в нашей стране, а также ответил на вопросы корреспондента OPENSPACE.RU ДЕНИСА БОЯРИНОВА
Слово trash прижилось в русском языке недавно и имеет целый спектр значений: как правило, это нечто второсортное, вульгарное, китчевое и шокирующее. Точнее, смысл «нашего» трэша передает англоязычная интернет-аббревиатура WTF (what the fuck?). Когда же речь заходит о таком явлении, как трэш-культура, оказывается, что все по-разному понимают, что это такое. Немудрено, ведь она, как и слово, существует у нас весьма непродолжительное время.

Понятие «трэш-культура» появилось в Америке и первоначально обозначало культуру низших слоев общества, так называемого white trash — «белого мусора». Первыми ее образчиками (20—30-е годы ХХ века) были дешевые печатные издания в ярких обложках, детективного или фантастического содержания, так называемый pulp fiction. В 1950-х трэш проник в кино после появления независимых студий, которые зачастую состояли из одного человека — продюсера, режиссера, сценариста и оператора в одном лице. Родоначальником трэш-кино является Эд Вуд-младший. Стал он им вынужденно: голливудские студии отказались сотрудничать, и Вуд был вынужден снимать самостоятельно, ограничившись крохотным бюджетом и вооружившись своей безграничной фантазией. Его дело продолжили Русс Мейер и целая плеяда талантливых режиссеров, которые выбрали этот путь уже осознанно. Ведь в трэш-кино художник был независим от продюсеров и мог воплощать самые смелые свои замыслы.

Официально в СССР трэша, как и секса, не было, поскольку вся культурная деятельность подвергалась жесточайшей цензуре. Его роль исполняло массовое тиражирование соцреалистического контента — открытки с изображением Ленина и буклеты «пионеры-герои». Но существовали китч, самиздат, дворовая и уголовная культура. Все это было и до появления советской власти — старейшим русским китчем является, например, лубок.

Трэш-взрыв произошел на российской территории в конце 80-х — начале 90-х с падением СССР и отменой цензуры, извергнув на свет «кооперативное кино» от таких мастеров, как Эйрамджан, Кокшенов, Полынников, Джигурда и др., бульварные издания вроде «Спид-Инфо» и «Мегаполис-Экспресс» и сонм независимых от Госконцерта самопальных эстрадных и рок-исполнителей.

Очевидно, что сейчас мы наблюдаем всплеск новой волны русского трэша, который, по сравнению с продукцией MTV-формата, отличается изрядной самобытностью, поскольку был взращен на местной почве. Причинами этого ренессанса являются: 1) появление новых каналов распространения информации, прежде всего web 2.0 и YouTube; 2) кризис массовой культуры, в результате которого потребители начинают искать что-то свежее, необычное и не подчиняющееся законам шоу-бизнеса; 3) распространение компьютеров и недорогих цифровых технологий, при помощи которых каждый может произвести аудио- или визуальный продукт.

Более того, я предрекаю скорую трэш-революцию. Поскольку продюсеры, руководители телеканалов и другие деятели шоу-биза следят за тем, что интересует их аудиторию, они попытаются поставить трэш на поток. Особенно это им покажется привлекательным ввиду малобюджетности проектов — в условиях экономического кризиса — при их эффективности. Например, копеечное вирусное видео, запущенное в интернет, может быть гораздо эффективнее, чем многотысячный видеоролик. На этом специализируются уже целые студии. И первые признаки этой революции налицо, достаточно включить телевизор. {-page-}


Эльдар Урдуханов отвечает OPENSPACE.RU

— Как вы отличаете трэш от «нетрэша» в контексте современной российской музыкальный культуры? Есть ли у вас стандарты или неписаные правила?

— Для того чтобы определить принадлежность какого-либо продукта к трэшу, требуется эксперт, точно так же, как и в случае с определением его художественной ценности. Но и то не всегда удается избежать ошибок, потому что термин довольно размыт и можно перепутать трэш, например, с постмодернизмом. Роль таких экспертов у нас в сообществе выполняют люди, съевшие собаку на этом деле: мой коллега 4es и я. За два с лишним года существования ЖЖ-сообщества через нас прошло несметное количество постов, львиную долю которых мы забраковали. Сейчас народ стал лучше разбираться в предмете и уже реже присылает ролики типа «старушка рассказывает о пожаре» или «собака-некрофил». Иногда, конечно, приходится идти на популистские меры и пропускать материалы, которые несколько выходят за рамки тематики, но могут привлечь новых читателей.

В процессе модерации мы пользуемся следующими ключевыми словами, характеризующими трэш: независимость, отказ от традиций, маленький бюджет, низкое качество, дешевые спецэффекты, китч, эксплуатация, плагиат, абсурдизм, наивность.

Гораздо проще выявить трэш-фильмы, сложнее с музыкой. Потому что в кино наиболее очевидный фактор — «эксплуатация» (sexploitation, blackploitation, naziploitation, зомби, каннибалы, байкеры, женщины в тюрьме и т.д.). По сути, этот фактор является жанрообразующим. В музыке же эксплуатация не столь очевидна и не всегда имеет место быть. На мой взгляд, когда речь идет о музыкальном контенте, особое значение имеет фактор наивности. Существуют деятели, которые делают трэш ввиду определенных обстоятельств, например наивности (отсутствия информации) и отсутствия средств; и есть те, которые делают его специально. В принципе, и то и другое — трэш. Но наши читатели гораздо выше ценят первых, даже придумали специальный термин «тру-трэш». По словам интернет-гуру Михаила Вербицкого, «трэш — это искусство для гопников, и в идеале мастер трэша должен быть гопником». Я его поддерживаю и считаю, что, используя такую классификацию, мы можем отсечь от трэша алчных до наживы волков в овечьей шкуре.

— Как ты лично как практикующий музыкант относишься к волне, скажем так, YouTube-музыкантов: Николая Воронова, «Климбатики», рэперов Сявы и Севы и т.п.?

— Воспринимаю их, как и любых других музыкантов, по-разному, в соответствии с собственным вкусом. Но к некоторым из них отношусь с особого рода ревностью. Я говорю о музыкантах, которые получили известность благодаря нашему комьюнити. Жаль, конечно, что они этого, как правило, не помнят, но не всякий ведь хочет, чтобы его ассоциировали с трэшем. Вот Коля Воронов говорит в интервью, что стал популярен в сети благодаря fishki.net. Однако если взглянуть на тот пост, можно увидеть, что внизу маленькими буквами написано via trashculture. Из последних. Сява не наш клиент, а вот ролик Севы у нас выложили впервые. Дальше действует вирусный механизм распространения информации в сети: посты, ссылки друзьям в ICQ и в результате — сто тысяч просмотров за пару дней. Это очень много.

Еще одна вещь, которую считаю необходимым отметить. По моему мнению, трэш должен быть независимым и его нельзя превращать в мейнстрим. Иначе, в соответствии со своим определением, он перестает быть трэшем и превращается в поп-культуру. Поэтому мне очень не нравится ситуация с Николаем Вороновым. Я, как основатель комьюнити, заинтересован, конечно, в популяризации жанра. Но все-таки оптимальная среда обитания для трэша — андеграунд. Даже гетто, если хотите. Тигра лучше держать в клетке. Здесь ситуация обратная той, о которой говорил Вербицкий. Было бы лучше, чтобы гопники воспитывались на классике, а творческая интеллигенция черпала из трэша свежие идеи. Что и происходит, судя по тому, кто состоит в нашем сообществе. А вот первое — это из области утопии. Хотя персонажам «Заводного апельсина», как мы знаем, прослушивание старика Бетховена не мешало орудовать своими замечательными острыми nozhami. {-page-}

— Поделишься ссылками на любимые образцы жанра?

Игорь Назаренко




Владимир Козырев


Вандог & Милый Ветер




Федул Жадный




«Покровск_Альянс»




«Климбатика»



Отдельно хотелось бы отметить, что наиболее цельной трэш-фигурой я считаю певца, поэта, актера и режиссера Никиту Джигурду.


Другие материалы раздела:
Николай Воронов: «Чуб, камон», 20.03.2009
Сергей Степанов. Мужчина и женщина, 19.03.2009
Дэвид Макфадьен. «Зурбаган»: надежда — мой компас земной, 18.03.2009

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:1

  • vidiot· 2009-10-15 14:50:22
    мне глубоко симпатично,Эльдар,то что ты делаешь.

    ...сейчас мы наблюдаем всплеск новой волны русского трэша...
    ...я предрекаю скорую трэш-революцию...

    по этому поводу хочу тебе напомнить,что в 97-98 году мы выпустили журнал-каталог Trash Радек,где я на обложке,а редакционная статья А.Осмоловского
    называется "Трэш-наш трэнд"
Все новости ›