Я ужасно любила русский рок извода перестройки, много оттуда тырила как поэт.

Оцените материал

Просмотров: 50399

«Это “плохие” стихи»

21/05/2012
Страницы:
 

Кирилл КОРЧАГИН
Назад к списку

Первое, что замечает читатель современной поэзии в этих текстах, — это то, что для их авторов идет какая-то другая эпоха. Впрочем, удивительно было бы обратное: кажется, никто никогда не предполагал, что искания рок-поэтов могут быть созвучны исканиям поэтов, предпочитающих бумагу голосу и музыке. В этом смысле их отечественным предшественникам — бардам и прочему клубу самодеятельной песни — повезло несколько больше, хотя, с моей точки зрения, особенности их текстов отличаются незначительно. И в том, и в другом случае текст служит скорее поводом к общению, а не чем-либо бо́льшим (хотя в глазах слушателей, очарованных музыкальным ритмом, он может таковым казаться). Но важно, видят ли сами эти музыканты себя в контексте современной поэзии? Опрос предполагает анонимность, и ни один из песенных текстов не показался мне знакомым, так что я не буду пытаться ответить на этот вопрос самостоятельно. Придется предположить, что эти музыканты считают себя поэтами (но пусть это будет условностью, уступкой правилам игры). Другое дело, что пути рок-поэзии и просто поэзии могут совпадать — как, например, они совпали в случае Егора Летова (хотя и с оговорками). Но подобных примеров немного, ведь даже такие выдающиеся в текстовом отношении проекты, как «Банда четырех», «Кооператив Ништяк» или «Соломенные еноты», кажется, не достигли такого резонанса с поисками «бумажных» поэтов.

Читать же тексты из опроса «как стихи» бессмысленно и тяжело: последняя надежда на то, что аккомпанемент маскирует то экзальтированное самовыпячивание, что непременно обнаруживается в каждом из них. А также маскирует почти полную невозможность подчинить себе слово, сказать (спеть?) самое важное и необходимое, а не все подряд. В отсутствие музыки (о которой я не могу судить) это типичные обитатели братской могилы «Стихов.ру», где, впрочем, можно найти и не такие перлы.

Мне кажется, говорить об этих текстах нужно как-то иначе: например, в социологическом ключе. Слишком велико в них насилие над поэтической речью, слишком аморфен сам материал. Но мои комментарии выражают другую позицию: я прочитал эти тексты, как «бумажные» стихотворения, и попробовал зафиксировать первое же впечатление, которое, увы, почти исключительно касается формальных недостатков — количество их настолько велико, что какого-то иного предмета для разговора пока просто не возникает.

Юрий Шевчук. «Моногород»
Недопереваренный серебряный век: нетрудно вспомнить непосредственный образец этого текста — «Все расхищено, предано, продано…» Ахматовой, с которым текст совпадает по ритму и тематике (правда, ни то, ни другое автор как следует удержать не может). Но вот только ахматовское видение об умирающей и воскресающей стране — тоже несложное по своей идеологической задаче — здесь превращается в совсем уже невнятную агитку. Невнятную, прежде всего, потому, что автору с явным трудом дается рифмовка, что и рождает в итоге такие причудливые поэтизмы, как «Сократили державу до фантика» или, не дай бог, «Поедая сметану витрин». Но заказ на социальную критику, должно быть, отработан, и публика, должно быть, довольна.

Диана Арбенина. «Кафка»
Этот текст претендует на бо́льшую культурность: читывали не только Ахматову, но и Кафку (как сообщает название). Впрочем, кроме присутствия Чехии и Праги, а также названий двух романов писателя, ничто о Кафке, кажется, не напоминает. Но и текст вроде бы не претендует на то, чтобы быть только поэзией: его практически невозможно читать как стихотворение, и в данном случае это безусловный плюс. Другое дело, что и здесь можно увидеть то же скопление общих мест, по которому всегда можно узнать рок-поэзию: «он уже не мальчик и еще не муж» и «он желанен повсюду — изгой везде». Впрочем, когда автор явно хочет быть поэтом, выходит еще более комично: «он спускается парусом в хорду реки» — что это, с позволения сказать, значит?

Дельфин. «QT»
Положим, здесь уже не серебряный век, а Арсений Тарковский, да и формальную организацию стиха автор чувствует гораздо лучше. Зато впадает в другую крайность, нанизывая вереницы едва-едва стыкующихся друг с другом образов, из-под нагромождения которых тексту так и не удается выбраться: «Жемчужинами дней я порванная нить,/Оброненная в прошлое любовью». Может, оно и вправду звучит неожиданно и даже сложновато, но все это мельтешение не подчинено здесь ничему — только самому себе. По какому-то странному стечению обстоятельств это, видимо, многоречивое кружение на одном месте считается наиболее поэтичным.

Земфира. «Мальчик»
Честно говоря, уже после первой строки меня одолел приступ гомерического хохота. Но оказалось, что от первой не отстают и остальные. Тут весь набор: и ритмическая беспомощность, и общие места и излишне «смелые» метафоры. Да и музыка, боюсь, не поможет.

Баста и Гуф. «Вязки»
Ритм наводит на мысли о рэпе, а, следовательно, недостатки текста должны быть восполнены энергией и особого рода надрывом (по крайней мере, я надеюсь, что это так). Правда, все такие тексты довольно вяло выглядят на бумаге, и этот не исключение. Но здесь есть и более существенный недостаток, в этом жанре, пожалуй, недопустимый — литературщина. Возможно, автор сообщает о своем опыте, и текст заодно является человеческим документом, или опыт этот все же чужой, но настолько экстремальный, что должен производить на слушателя шоковое впечатление. Возможно, это достигается манерой исполнения (хотя я могу ошибаться, а проверка запрещена правилами игры), но от чтения текста «с листа» оно не возникает. Прежде всего, потому, что в описании лечебницы слишком много общих, ничего не значащих слов и нет ни одной детали, за которую взгляд может зацепиться. Все будто увидено со стороны или на экране монитора.


Елена ФАНАЙЛОВА
Назад к списку

Поскольку был договор не заглядывать в интернет, я наверняка обижу хороших рокеров. Вообще, проект мне кажется заведомо нечестным: поэты все в белом обсуждают тексты, которые являются не стихами, а высказыванием для произнесения под определенную музыкальную структуру, у которой есть свои законы взаимодействия с публикой. И Галич, и Высоцкий легко критикуемы с этих позиций. Все же о качестве рок-поэзии, мне кажется, лучше рассуждать рок-критикам )). Но если уж я дала согласие, то буду комментировать в стилистике фейсбука, о чем был изначальный договор.

Юрий Шевчук. «Моногород»
Если это не Шевчук, то кто-то ему активно подражающий. Похоже как минимум на две его песни 90-х. Кто этот чел? Я заинтригована. Много увлекательных физиологических метафор, Шевчуку не свойственных ).

Диана Арбенина. «Кафка»
«Тень онанизма» и «на потолке увидеть твои плечи» — это стилистические шедевры. Даже не могу представить автора текста. Он мальчик или девочка? Ему лет 17? Романтизм и непереваренная европейская литература? Хорошо бы быть проще. Ну, может, музыка хорошая? Народу-то нравится?

Дельфин. «QT»
За первые два четверостишия я бы долго воспитывала младшего товарища по цеху. За «вспоровшее беременную радость» просто выпорола бы. Как будто не было в России сексуальной революции в смысле публикаций Чарльза Буковски. Кто воспитывал этих людей — когда Папа Карло, а когда никто?

Земфира. «Мальчик»
«Отрастил себе жало» — это эрекция молодого организма? В принципе, это хороший текст под воображаемую музыку. Но жало и финал просто душераздирающие.

Баста и Гуф. «Вязки»
Ну это типо рэп? Есть хорошие внутренние рифмы и энергия. Лучший текст из прочитанных. Даже если нет правды жизни, есть правда жизни внутренней: пять сигарет в одну затяжку. Панки, хой!

Дааа, а я еще смела недавно критиковать Летова на сайте журнала «Сеанс»… Проблема, думаю, простая: рок-поэзия питается поэзией как таковой. В конце 80-х и в 90-е все читали лучшее, что было опубликовано (по-русски и по-английски). А сейчас современная поэзия в андеграунде, да и к ней у меня есть претензии, с философией мировой и русской тоже вопрос — не думаю, что рок-музыканты продвинулись дальше Пелевина и его «Македонской критики». Жизнь ускорилась, читать некогда. Я ужасно любила русский рок извода перестройки, много оттуда тырила как поэт, а сейчас, если подборка редакции не была коварно-тенденциозной, мне остается впасть в мою обычную меланхолию по поводу русского мира нулевых )). Может, на «ОккупайАбай» что-то вырастет? Не в смысле текстов, а в смысле коллективного разума?

Подготовил Александр Великанов
Страницы:

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:17

  • Madradon· 2012-05-21 20:09:49
    Бродский и Гуффи
  • Madradon· 2012-05-21 20:12:20
    Тень онанизма (специально для Дм. В.) это онанирующего на свою тень поэта - можно тренировать эту песню перед зеркалом - будет то же самое.
  • Alexandr Matveev· 2012-05-21 20:23:21
    Дельфин - шансон. Отлично.
Читать все комментарии ›
Все новости ›