Голос Донны Саммер постепенно накатывает на слушателя с мощью океанского прилива и уносит в утопию.

Оцените материал

Просмотров: 8216

Топ-5: Донна Саммер

Денис Бояринов · 18/05/2012
Пять видеороликов памяти «королевы диско». Не только диско

Имена:  Джорджо Мородер · Донна Саммер · Куинси Джонс · Майкл Джексон

©  Redferns / Getty Images / Fotobank

Донна Саммер

Донна Саммер

Вчера умерла Донна Саммер. Ей было 63. Ее называли «королевой диско», хотя начинала она с рок-оперы «Волосы» и получала «Грэмми» в рок-номинациях.

ЛаДонна Эдриен Гейнс была провозглашена «королевой диско» во времена его расцвета и абсолютной власти — где-то к концу 1970-х, когда диско сместило рок с пьедестала в Штатах и в остальном англоязычном мире. Тогда даже Rolling Stones заиграли диско, но они были всего лишь вассалами при дворе блистательной Саммер. Тут дело даже не в мировых чартовых рекордах, которые ставили ее песни и альбомы, и не в том, что своим успехом певица проложила дорогу дивам младшего возраста: Мадонне, Мэрайе Кэри и ушедшей в этом году Уитни Хьюстон. Главное в том, что в лучших своих песнях Саммер, с детства натренированная на госпелах, вытягивала диско — по сути, низменную танцевальную музычку — на уровень священных гимнов. То Афродите с Дионисом, а то Иисусу Христу. Ее голосом пела сама Любовь — к мужчине, человеку или к Богу, не все ли равно.


1. «Love to Love You Baby»



Первый мировой хит Донны Саммер — плотское диско с эротическими вздохами, сделанное явно по мотивам знаменитого любовного дуэта Сержа Генсбура и Джейн Биркин. Любопытно, что диско вполне справедливо принято считать музыкой «американской» и «черной», хотя больше всего пластинок в этом жанре продали австралийцы Bee Gees и Донна Саммер, которая познакомилась с авторами этого и многих других своих диско-шлягеров, британцем Питом Белоттом и итальянцем Джорджо Мородером, в Германии, когда играла там в постановке рок-оперы «Волосы».


2. «I Feel Love» (Patrick Cowley Megamix)



Самая известная песня Саммер, лучший танцевальный трек всех времен и народов (по разным версиям), а также небольшая технологическая революция. Студийный гений Мородер, увлекавшийся возможностями синтезаторов и прочих электронных инструментов, в этом треке впервые полностью заменил живых музыкантов, традиционно записывавших диско, машинами. Песня впервые вышла на концептуальном альбоме Саммер «Remember Yesterday» (1977), где была предъявлена как возможная музыка будущего. Так и произошло — электронный бит «I Feel Love», мгновенно ставший хитом дискотек, вызвал к жизни техно, чикагский хаус и т.д., и т.п. Любая композиция, которую диджеи сейчас сводят в клубах, — это дальний потомок «I Feel Love».

15-минутный ремикс на «I Feel Love» сан-францисского продюсера Патрика Каули — это аудиопамятник временам бесконечной эйфории и гедонизма в американских диско-клубах, закончившимся с пришествием СПИДа. Каули, умерший в 1982-м, стал одной из его первых жертв.


3. «I Believe in Jesus»



Головокружение от успехов и бесконечных вечеринок к концу 1970-х сменилось у Саммер разочарованием и депрессией, повлекшими сбой в карьере. Она справилась с этой ситуацией, вновь обратившись к Христу. Вскоре после этого Саммер сочинила балладу «I Believe in Jesus», в которой она поет о высшей любви с той же убедительной искренностью, что раньше пела о любви грешной. С Христом Донна Саммер, верная жена, мать троих детей и бабушка четырех, оставалась до конца своих дней


4. «She Works Hard for Money»



Занятный пример того, что диско-музыка — это не только любовь, страсть, секс, но и иногда — социальная критика. Слегка феминистская песня Саммер превосходно вписалась в поп-контекст 1983 года и в чарты — одноименный альбом стал для певицы самым успешным за все восьмидесятые. На нем, кстати, было еще несколько «проблемных» песен — например, о социальном неравенстве и пропажах детей.


5. «State of Independence»



Экзотическая поп-песня Вангелиса и Андерсона, сочиненная на ритм калипсо и местами на птичьем языке, гимн не конкретному государству, а какому-то лучшему из миров, находящемуся то ли на Карибах, то ли на небесах. Продюсеры клипа упростили сюжет, добавив туда звездно-полосатого патриотизма. Тут лучше абстрагироваться от видеоряда и сосредоточиться на голосе Донны Саммер, постепенно накатывающем на слушателя с мощью океанского прилива и уносящем в утопию. Аранжировщик песни Куинси Джонс оттенил голосище Саммер, поставив на подпевки всю королевскую рать американской поп-музыки восьмидесятых: Майкла Джексона, Дайонн Уорвик, Лайонела Ричи и Стиви Уандера.

Донна Саммер была и остается для нас в этой прекрасной компании. ​

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:1

  • AScannerDarkly· 2012-05-18 18:27:09
    Не знаток диско, тут им можно и не быть.
    Спасибо за статью!
Все новости ›