СМИ разжигают классовую рознь, если не создавая, то как минимум укрепляя в умах модель «они–мы».

Оцените материал

Просмотров: 16050

Plan B для поп-музыки

Сергей Бондарьков · 18/04/2012
Страницы:
 

©  Atlantic Records

Plan B

Plan B

Plan B изображает в клипе погромщика, чтобы нарисовать свой вариант собирательного портрета обозленных жителей council estates — скажем так, более верный психологически. (Критики «Ill Manors», правда, указывают на то, что и у него выходит слишком уж упрощенная картина.) Делает он это не чтобы оправдать беспорядки, но чтобы объяснить среднему англичанину — то есть как раз той многомилионной аудитории, которую он завоевал с лирической пластинкой «Defamation of Strickland Banks», — что чувствуют выходцы из трущоб и как они стали теми, кто готов противопоставить себя обществу и его законам. Но имеет ли право Бен Дрю — и сам, как несложно предположить, теперь уже «богатенький мальчик» — говорить от лица этих людей? Да, имеет.

Дрю — выходец из Forest Gate, одного из неблагополучных районов восточного Лондона. Как признается Plan B, он и сам мог быть одним из тех, кто громил магазины ради бесплатных телефонов, кроссовок и телевизоров. Рос без отца, в 10 лет исключен из школы. Ни одна другая обычная школа не согласилась его принять. Так Бен оказался в Pupil Referral Unit — учебном заведении для трудных детей, большинство из которых попадает туда из-за проблем с поведением и контролированием эмоций или из-за преступных склонностей. «Там были дети из гораздо более проблемных семей, чем моя, — вспоминает музыкант. — Они повидали гораздо больше, чем я. Что объединяло нас всех — так это полное отсутствие уважения к представителям власти, будь то учителя или полицейские. Я думаю, [это было так] из-за того, что мы чувствовали, что общество нас игнорирует, что мы не принадлежим к нему. А потому мы не слушали никого, кроме наших любимых рэперов. Их музыка воспитывала нас, их слова указывали нам путь». В другом интервью Plan B поясняет: рэперы были единственными, в ком они могли и хотели узнать себя. Хип-хоп-исполнители были из таких же «дерьмовых семей», у них не было ничего, но в конце концов они получили все. «Никто не любил их, и вдруг они стали большими звездами с кучей телок и бабла». Но помимо гангста-рэпа, романтизирующего преступную жизнь, они сталкивались и с conscious хип-хопом — поджанром, название которого, пожалуй, лучше всего переводится как «сознательный хип-хоп». Основные темы «сознательных» рэперов — это, как известно, социальные и политические проблемы. Цель — помочь аудитории сориентироваться в них и не потерять себя.

©  Atlantic Records

Plan B

Plan B

Бен Дрю полюбил эту музыку: «Всего одно предложение могло изменить твою жизнь. Я понял, что это мощный инструмент». Conscious хип-хоп смог достучаться до него — и когда у него появилась такая возможность, он решил достучаться до тех, кто оказался в той же ситуации, что и он в свои подростковые годы. Его дебютный альбом «Who Needs Actions When You Got Words» — собрание предельно мрачных зарисовок жизни в «бетонных джунглях» с названиями вроде «Mama (Loves a Crackhead)» и такими программными номерами, как «Where Ya From» и «Kidz». Критики пластинку хвалили — как раз за эту самую социальную сознательность и за острый язык. Определенную популярность альбом, вышедший на лейбле 679 Records (среди клиентов — The Streets, Little Boots, Marina and the Diamonds), приобрел, но все-таки никак не всенародную — да и рассчитан он был, похоже, главным образом на таких же проблемных подростков, каким был сам Plan B. После же лета 2011-го стало понятно, что для решения проблемы надо обращаться к обществу вообще. Тем более, после успеха «The Defamation of Strickland Banks» Дрю имел все возможности для этого. От слов музыканта, записавшего один из твоих любимых альбомов последних лет, все-таки не так просто отмахнуться. И тактика, похоже, работает. Во всяком случае, опубликованный чуть более месяца назад ролик «Ill Manors» уже собрал больше двух миллионов просмотров и вызвал бурное обсуждение в британской прессе, причем не только музыкальной.

«Я действительно хочу изменить ситуацию», — говорит музыкант и обещает, что на клипе «Ill Manors» он не остановится. Это видео, помимо прочего, является промо для одноименного полнометражного хип-хоп-мюзикла о жизни в council estates, который выйдет в британский прокат уже 11 мая. Трудно судить из России, но кажется, что если он будет сделан на том же уровне, что и клип, то это будет бомба, или даже что-то «погромче». Но и ролью того, кто бьет в колокол, Plan B тоже не собирается ограничиваться. Как он рассказывает в выступлении на TED, сейчас идет работа над созданием фонда, который будет напрямую спонсировать проекты тех людей, которые пытаются сделать жизнь в своем гетто лучше. Например, тех, кто на собственные средства создает рабочие места и обучает подростков; тех, кто пытается помочь им понять: они могут быть частью общества и могут быть успешны, вопреки всему тому, что они слышали большую часть своей жизни.

Одна строчка может изменить твою жизнь, говорит Plan B — и он прав. Если говорить о примерах из новейшей российской поп-истории, то, например, песня Дельфина «Я буду жить» помогла некоторому количеству подростков справиться с суицидальными порывами — и уже хотя бы этим она хороша. Что-то в том же духе делает сейчас Noize MC, отлично понимающий, что его основная аудитория — это старшие классы и младшие курсы, и, похоже, ощущающий ответственность своего положения. Поп-музыка — это медиа, не менее мощное, чем пресса и ТВ, и она может взять на себя их первостепенную функцию — то есть стать более сознательным и эффективным источником информации. Пример англичанина Бена Дрю — отличный повод вспомнить об этом. И, по возможности, не забывать.​
Страницы:

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:1

  • Sergey Bondarkov· 2012-04-18 17:52:23
    Кажется, необходимо добавить пару слов о критике, которой подвергается "Ill Manors", и об этой самой "слишком упрощенной картине". Как пример - вот этот текст в The Independent: http://blogs.independent.co.uk/2012/03/21/plan-b-a-second-look-at-his-protest-song/

    Главная претензия - Бен Дрю поднимает слишком большой спектр социальных тем, ставших общим местом, чтобы оправдать насилие. "Plan B призывает аудиторию отказаться от ошибочных клише, но все, что он сам может предложить, полная клише атака на власти, которая кажется просчитанной, безличной и неискренней". Мне кажется, что картина действительно упрощена, причем сознательно, но вовсе не из расчетливости и неискренности. Попробую пояснить.

    10 августа 2011 года, то есть на излете беспорядков, британский таблоид The Sun опубликовал текст (http://www.thesun.co.uk/sol/homepage/news/3743139/As-riots-shame-the-nation-for-a-fourth-night-The-Suns-Associate-Editor-Trevor-Kavanagh-and-songwriter-and-actor-Plan-B-give-their-views.html - пролистать вниз), в котором Plan B делится мыслями о погромах. "Причина определенно в том, как государство и страна - мы сами, как общество, как нация - обращались с низшим классом", - говорит музыкант и тут же продолжает: "Я не думаю, что они [участники беспорядков], делают это из злобы на государство. Я даже не думаю, что они достаточно умны для того, чтобы понять, что они могли бы использовать это как оправдание". То есть, еще раз, государство и общество действительно виновато, но беспорядки - это последствия необразованности, а не какое-то революционное действие. Вот позиция Plan B - и давайте дивгаться дальше, держа это в уме.

    Автор текста в The Independent тоже отсылает нас к тексту в The Sun, но как будто упускает эти слова музыканта из вида. Он утверждает, что в клипе Plan B противоречит тому, что говорил раньше. Мол, в прошлом году, беспорядки не были антиправительственными, а теперь Дрю вдруг озвучивает от лица толпы претензии к властям, да еще и не стесняясь клише. "Строчка “It’s politics, ain’t it all smoke and mirrors” просто иллюстрирует аполитичность, свойственную множеству молодых людей", - пишет автор The Independent. И тут хочется сказать: "Вот именно!"

    Мне кажется, что используя клише, Plan B решает две задачи. Во-первых, озвучивает реальные проблемы, которые, каким бы общим местом они ни были, остаются реальными проблемами. Во-вторых, (что, может быть, не так очевидно, но, кажется, даже более важно) демонстрирует эту самую аполитичность молодых людей, участвовавших в беспорядках. Так что я не вижу противоречия с тем, что музыкант говорил прошлым летом. Единственное, в чем его позиция, похоже, изменилась, так это в том, что теперь он вполне допускает, что погромщики могут использовать общие слова о социальных проблемах, чтобы оправдать свои действия. И в это, кстати, несложно поверить. Наверняка нашелся кто-то первый поумнее, кто воспользовался этим приемом, а вслед за ним его взяли на вооружение и остальные. Ведь несмотря на то, что соцопросы показали: большая часть участников беспорядков просто хотела получить те вещи, которые они не могут иметь (привет, общество потребления и агрессивная реклама), - на публике гораздо комфортнее пользоваться такими вот околополитическими оправданиями.

    Кажется, очевидно, что герой Бена Дрю в клипе не вполне принадлежит толпе, он наблюдатель, проводник (обратите внимание, как в сцене избиения на автостоянке он жестами буквально приглашает зрителя посмотреть на происходящее). Если его в чем-то и можно обвинять, так это в том, что местами он путается: где он, а где персонаж. И происходит это, рискну предположить, не из неискренности и расчетливости, а по ровно обратной причине - просто его самого слишком беспокоит эта тема.

    И на самом-то деле, нельзя не признать, что это проблема. Мощное публичное заявление не должно допускать разночтений. Если ознакомиться с интервью музыканта, то сомнения в том, что он имеет в виду, снимаются. Но, подозреваю, в отдельности от них “Ill Manors” рискует стать для части целевой аудитории таким же гимном, каким изначально антинаркотический “Дилер” того же Дельфина стал для тех, кто по тем или иным причинам счел вполне справедливой и привлекательно автохарктеристику персонажа песни: “о да, я мерзкий тип, но я могу себе это позволить”.

    И тем не менее, я остаюсь при мнении, что то, что то, что делает Plan B - это здорово (уба ударения уместны). Сам факт того, что поп-музыка берется разбираться со сложными и важными проблемами, что она не безразлична, меня бесконечно радует.
Все новости ›