Мне безразличны советские композиторы, русский рок или эстрадный трэш 90-х.

Оцените материал

Просмотров: 16715

Назад, к «Денди»

Радиф Кашапов · 19/07/2011
Что такое «русский чиллвейв»?

©  Предоставлено Ifwe

Ifwe

Ifwe

Блог RussianAdults представил сборник «Be my friend again» с подзаголовком «Бесплатная компиляция русского чиллвейва и лоу-фая».

Чиллвейв (англ. chillwave) — бренд последних двух лет. Слово было придумано в блоге Hipster runoff — так стали называть простые поп-песни, сочиненные под сильным влиянием нью-вейва, особенно синтипопа, собранные и обработанные так, словно бы они оцифрованы с полузатертых кассет. Ключевое слово — воспоминания: о 80-х, о детстве, беззаботном и простом. Основными героями стиля стали лос-анджелесский бард Ариэль Пинк (которого привозят 30 июля на «Стрелку»), Washed Out, Toro Y Moi и другие.

©  www.russianadults.com

Обложка сборника «Be my friend again»

Обложка сборника «Be my friend again»

В 16 треках, которые оказались на «Be my friend again», действительно можно услышать и любовь к электропопу, и некую попытку вернуться в детство (хоть и непонятно, в свое или американское). И, конечно, здесь много ревера. Неагрессивная, фоновая милая музыка. Правда, единственный трек, где исполнители поют на русском, — «Чайки», записанный группой Ifwe. Именно в разговоре о них чаще всего возникает это странное словосочетание — «русский чиллвейв». Один из участников группы, Александр Плетнев, и ведет вместе с Антоном Маклаковым (Love Spells) блог RussianAdults.

Группу Плетнев основал с братом Михаилом, уже выпущено два EP и сыграно несколько концертов — они и сами удивляются, почему их зовут играть с русскими песнями в Таллин и Ригу. В основе камерной музыки — сдержанный бит, гитара, клавиши и два голоса, искаженные эхом, поющие о побережье, фломастерах и солнце. Вживую, в компании с бас-гитаристом, получается звучный инди-поп, который хорошо приняла молодежь — Ifwe выступают на «Пикнике Афиши» на сцене, спонсируемой модным брендом одежды. Мы беседуем в большой коммуналке с видом на Фонтанку. В своем рассказе Александр, который в основном занимается промоутерством и диджейством (словом, вечеринками), легко признается, что просто манипулировал ярлыками, чтобы продвинуть сборник в массы. Хотя и не отказывается от утверждения, что компиляция — это вполне чиллвейв, в широком смысле слова.

©  Предоставлено 2muchachos

2muchachos

2muchachos

Да и некоторых участников это вполне устраивает. Череповецкое трио 2muchachos отвечает: «Используя в создании нашей музыки советские синтезаторы, отчетливо помня это время и, наверно, нося внутри себя его кусочек, думаю да, русский чиллвейв возможен. Ведь лично мы, по сути, и играем лоу-фай, часто ностальгирующий по важным для нас моментам из разных периодов нашего прошлого. И не так важно, какой тэг здесь будет стоять, главное — сама музыка, имхо».

«У Ifwe не было никаких целей, — говорит Плетнев. — Отклик есть, и это показатель, что в такой музыке есть потребность. Для русского человека только русские песни могут быть доступны. Достучаться до сердца можно только русской музыкой. Наш блог — он как тысячи других блогов о музыке. Ничем особым не выделяется, мы мешаем все подряд, и редкое, и популярное. Идея компиляции возникла полгода назад. Обо всех этих людях мы делали посты. Большинство — неизвестные музыканты. О ком-то, конечно, писали в LookAtMe и “Афише”. Была идея раскрутить концепт, что появляется новая home-made-музыка. Все треки распространяются бесплатно, все записано дома — образец новой музыкальной индустрии. И нужно было как-то это подать. Можно было написать «сборник русской независимой электроники». Ну, они с 1990-х годов выходят, я лично в них ничего интересного не находил.

Чиллвейв — это такой тэг. Скажем, непреднамеренный лоу-фай как следствие домашней звукозаписи, следствие отсутствия потребности в распространении в широких массах.

У нас там есть подпись: First compilation of russian dreamers and musicians. Но так бы ее точно скачало меньше человек, если бы я не написал bedroom, chillwave, memorygaze и много других страшных слов.

Я думаю, в чиллвейве идет не привязка ко времени, но ностальгия по ощущениям. По ярким переживаниям и впечатлениям детства. И пускай они были из-за диснеевских мультиков или поездки к бабушке — они были настолько яркими, что их до сих пор помнишь. Я вот прекрасно помню, как купил “Денди”. Возможно, это попытка вызвать переживания в столь черством возрасте, когда ничего не впечатляет. Когда все замечательно, но улыбки нет».

Я замечаю, что гипотетический «настоящий» русский чиллвейв должен звучать, наверное, все-таки иначе — с аллюзиями на группу «Мираж» и фильмы про Петрова и Васечкина. Лоу-фай-музыка, ностальгирующая по советским реалиям 80-х.

«Ну что делать, если на нас такое сильное влияние оказывают интернет и западная культура, — говорит Плетнев. — Вообще, у этой музыки нет больших амбиций. Мы хотели ее просто показать. Чтобы люди сделали вывод, что российская музыка есть, чтобы они сами захотели искать новых музыкантов. А так я сам начинаю смеяться, читая про новый стиль, ярлык — мол, надо же, придумали какой-то меморигейз».

©  Ксения Сафронова

VaginaVangi

VaginaVangi

Особенно диковинно на сборнике смотрится проект VaginaVangi, который изначально проходил в прессе под вывеской «витч-хаус». Илья Архипов из Мурманска, его единственный участник, говорит: «Мне безразличны советские композиторы (в меньшей степени), русский рок (в большей степени) или эстрадный трэш 90-х. Пусть и маленьким ребенком, но я застал поздние 80-е и ранние 90-е уже в слишком космополитичной обстановке, чтобы она могла называться советской, и у меня свое представление о тех временах. Влияния чего-то исключительно отечественного, локального из тех времен я на себе никоим образом не ощущаю. Другое дело, благодаря родителям я уже тогда прекрасно знал о Yello, Pet Shop Boys, Duran Duran и им подобных. И именно эта музыка вызывает у меня четкие ассоциации с теми реалиями, а отечественная не впечатляла даже тогда. У меня нет никаких поводов для ностальгии, просто я считаю ту мелодику наиболее трогательной и честной в своей прямолинейности. И у меня очень сильное предчувствие, что я не один такой».

Плетнев рассказывает, что они даже хотели сделать презентацию сборника, но клубы это не особо заинтересовало. И главное, музыканты-мечтатели действительно могут только сочинять дома — лишь малая часть из них сыграла несколько случайных концертов. Возможно, стоит заинтересовать идеей фестиваля «Артек» или «Орленок», если они затеют модернизацию, как парк Горького: режим дня, компот, игровой салон с телевизорами вместо мониторов, обмен фантиками, танцы под магнитофон — желательно, конечно, марки «Романтик». ​

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:2

  • undeaddy· 2011-07-21 22:48:40
    Ариэль Пинк Джон Маус... ПЕСНЯРЫ!
    Вот это чиллвейв! Причём русский и за 25 лет до всех этих ваших американцев! :)
    кто не верит, может убедиться: http://www.youtube.com/watch?v=fezodcbbYH0
  • Radif Kashapov· 2011-07-24 16:58:22
    русский чиллвейв 70-х должен тосковать по 50-м.
Все новости ›