Виолончель была четыреста лет назад и никуда не денется еще лет четыреста.

Оцените материал

Просмотров: 16220

Дэнс, дэнс, дэнс?

Сергей Степанов · 16/12/2010
«Норвежский лес» Джонни Гринвуда против «Трона: Наследие» от Daft Punk

Имена:  Джонни Гринвуд

©  Kevin Linch  ⁄  Disney Enterprises, Inc.

Daft Punk. TRON: LEGACY  - Kevin Linch

Daft Punk. TRON: LEGACY

Два самых статусных саундтрека 2010 года — в прокате, в продаже и на OPENSPACE.RU


ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОВОД

«Норвежский лес» — локальная экранизация одного из главных романов японского писателя Харуки Мураками, участвовавшая в основном конкурсе недавнего Венецианского кинофестиваля. В российский прокат — видимо, в память о здешнем культе Мураками десятилетней давности — фильм выходит через считаные дни после премьеры в Японии и раньше, чем где-либо еще.

«Трон: Наследие» — двухсотмиллионный сиквел выпущенного в 1982 году, бесспорно опередившего время и, как следствие, провалившегося в прокате «Трона» с молодым Джеффом Бриджесом. Новоиспеченный оскароносец играет и в «Наследии», но главные козыри фильма — это 3D, спецэффекты и колоссальный бюджет, отведенный «Диснеем» на маркетинг.


ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА

Автором музыки к «Норвежскому лесу» является Джонни Гринвуд, действующий гитарист Radiohead и штатный композитор BBC, в разные годы сотрудничавший с Pavement, Брайаном Ферри и Джарвисом Кокером. Его первой работой в кино была музыка к документальному фильму «Песня тела», а второй — выдающийся саундтрек к грандиозной «Нефти» Пола Томаса Андерсона, исключенный из числа соискателей «Оскара» из-за крючкотворства академиков.

Сочинение музыки к «Трону: Наследие» взяли на себя парижане Daft Punk — передовики френч-хауса, приятели Канье Уэста, герои песни LCD Soundsystem и чрезвычайно (если не чрезмерно) уважаемые электронные музыканты, известные своими умопомрачительными концертными шоу и привычкой прятать лица под шлемами роботов. Киноопыт дуэта сводится к аниме-мюзиклу по мотивам их второго альбома «Discovery» и снятому самими музыкантами фильму Electroma, озвученному чужой музыкой.


ПРЕДЫСТОРИЯ

Как и в случае с «Нефтью», саундтрек «Норвежского леса» возник на основе инструментальной композиции (тогда — «Popcorn Superhet Receiver», теперь — «Doghouse»), сочиненной Гринвудом и сыгранной BBC Concert Orchestra. Дальнейшая судьба «Doghouse» Джонни была известна еще прошлой зимой — о своем сотрудничестве с режиссером Чан Ань Хуном композитор сообщил в интервью после официальной премьеры композиции на Maida Vale Studios в Лондоне.

Об участии Daft Punk в «Троне: Наследие» было объявлено прошлой весной в рамках фестиваля Comic-Con в Сан-Диего. На вопрос, почему Daft Punk, режиссер Джозеф Косински ответил с присущей поклонникам дуэта необъяснимой безапелляционностью: «Как я мог упустить такой шанс?» Тогда же стало известно, что саундтрек ко второму «Трону» совместит электронную и симфоническую музыку — в помощь Daft Punk отрядили 85-головый оркестр.


ПРЯМАЯ РЕЧЬ

©  www.radiohead.fr

Джонни Гринвуд

Джонни Гринвуд

«Эту музыку я писал в основном в отелях и гримерках, гастролируя с Radiohead, — признался Джонни Гринвуд, заслуженно слывущий одним из самых изобретательных и влиятельных гитаристов современности. — Это делалось скорее из практических соображений: много времени, проводимого в помещениях, масса инструментов под рукой. Если не считать пары-тройки населенных пунктов, названия которых стали рабочими для треков, никакого другого влияния на сочинительский процесс города и страны не имели».

«Виолончель была четыреста лет назад и никуда не денется еще лет через четыреста, — рассуждает Томас Бангальте, ранее дважды сотрудничавший со своим соотечественником, режиссером Гаспаром Ноэ. — А вот синтезаторы изобрели всего двадцать лет назад, и не исключено, что еще через двадцать лет о них все забудут. В прошлом мы сталкивали лбами такие жанры, как диско и хеви-метал, а сейчас делаем то же самое с киномузыкой… В наших глазах это такой окончательный ретрофутуризм».


ДЕТАЛИ

Официально саундтрек к «Норвежскому лесу» выпущен только в Японии, а названия 11 сочиненных Гринвудом треков написаны иероглифами (их недавно перевел сайт Exclaim.ca — ни один из использовавшихся Джонни географических ориентиров до окончательного трек-листа не дожил). Еще три песни — архивные номера из репертуара немецких краут-рокеров Can, ну а трейлер фильма предсказуемо не обошелся без «Norwegian Wood» The Beatles.

Джонни Гринвуд. «Don’t Read What Hasn’t Been Baptized by Tim / Reiko»


Daft Punk не только сочинили музыку к «Трону: Наследие», но и снялись в одном из эпизодов фильма — в ролях диджеев из созданного героем Бриджеса виртуального мира. Саундтрек выпущен в нескольких версиях, включая издание типа делюкс, куда входят бонус-диск с пятью треками и постер, а среди приуроченного к премьере фильма мерчендайзинга выделяются 350-долларовые наушники с LED-подсветкой и коллекционные фигурки участников Daft Punk. Наряду с оригинальной музыкой в «Троне: Наследие» звучат архивные шлягеры Journey и Eurythmics.

Daft Punk. «Derezzed»



ВЕРДИКТ

Третий саундтрек Гринвуда его высоким стандартам в общем отвечает, но до лучших моментов «Bodysong» и «There Will Be Blood» объективно не дотягивает. Слышно, что среди его вдохновителей по-прежнему числятся Пярт и Пендерецкий. Очевидно, что композиторы уровня Гринвуда в современном кино наперечет. Бесспорно, однако же, и то, что песни Can на фоне тревожных и меланхоличных сочинений Джонни звучат немного выигрышнее. Лучший эпизод — связка величественной (и больше других напоминающей предыдущие работы Гринвуда) «Grasslands, Wind, Woods» и краут-роковой классики «Mary, Mary, So Contrary».

Первый саундтрек Daft Punk превзошел ожидания кинокритиков, немилосердно обманув надежды поклонников дуэта: 85-головый оркестр потрудился не зря, а в состязании битов и струнных победила дружба. Трек, в котором безоговорочно узнаются Daft Punk, на диске лишь один («Derezzed») — тогда как другие («Recognizer») подозрительно напоминают недавний саундтрек Ганса Циммера к нолановскому «Началу». Есть сильное подозрение, что в аймаксах эта музыка будет звучать на порядок мощнее и уместнее — что ж, для того французов и нанимали.

Сравнивать саундтреки Гринвуда и Daft Punk немногим более разумно, чем противопоставлять артхаусную кроху и блокбастер с амбициями «Аватара», но тенденция налицо: чем ýже круг по-настоящему культовых групп, тем чаще их участников тянет на подвиги на стороне. И если «Норвежский лес» и «Трон: Наследие» — работы крепкие, но вряд ли выдающиеся, то уже выдвинутый на «Золотой глобус» и имеющий неплохие шансы на оскаровскую номинацию фронтмен Nine Inch Nails Трент Резнор с музыкой к «Социальной сети» Финчера — бесспорный аргумент в пользу совмещения постов.

«Норвежский лес» уже в прокате, CD «Norwegian Wood. Original Soundtrack» в продаже на Amazon.co.jp
«Трон: Наследие» в прокате с 23 декабря, CD «Tron: Legacy. Original Motion Picture Soundtrack» уже в продаже

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:1

  • montini· 2010-12-18 01:27:09
    Очень слабо для Дафт Панка! =( Думаю, надо пересмотреть свой творческий процесс, они зависли!
Все новости ›