А что толку от миллиона анонимных придурков, посмотревших видео, случайно снятое мной на пресс-конференции демократа Каспарова?

Оцените материал

Просмотров: 24912

Как не надо снимать вирусное видео

Ольга Осипова, Роман Супер · 03/11/2010
Руководство от одного из создателей Buddha Sweetie Boys и топ-10 русских музыкальных вирусных роликов

Имена:  Евгений Устинов · Николай Воронов · Оксана Самойлова · Петр Налич · Эдуард Хиль · Юрий Демидович

©  Getty Images / Fotobank

 

 

В 2006 году чикагская группа Ok Go выложила на работавший около года видеохостинг-сервис YouTube свой бюджетный клип «Here We Go Again», где самозабвенно танцевала на беговых тренажерах. Неожиданно этот ролик собрал около миллиона просмотров за шесть дней, тем самым вознеся песню в британские и американские чарты и сделав группу известной. Это был один из первых случаев, когда «вирусное видео» и интернет-среда сработали эффективней традиционных способов раскрутки – через прессу, радио и ТВ.

Сейчас вирусные ролики уже не новость. Рекламные агентства предлагают их своим клиентам по прейскуранту. Леди Гага подтверждает свой статус новой «королевы попса» рекордными количествами просмотров в интернете – ее, кстати сказать, не вирусные, а старорежимно дорогостоящие и сложнопостановочные клипы (так сказать, большой эмтивишный стиль) первыми набрали совокупный миллиард показов. Музыканты, у которых нет такой финансовой поддержки, как у Гаги, спят и видят, как бы сделать такое видео, чтобы инициировать вирусную волну и получить большую аудиторию, как это получилось, скажем, у Die Antwoord. В российской ситуации, когда музыкальное радио в растерянности от падения аудитории и стагнирует, а музыкальное телевидение отказывается от клипов ради рейтингов, интернет-продвижение, в том числе и вирусное, выглядит чуть ли не панацеей. Ушлые интернет-дельцы уже предлагают директорам русских групп услуги по накрутке просмотров на видеоклипы их подопечных (примерный тариф 4 млн рублей за 1 млн показов). Если вы подумываете сделать вирусный ролик своими руками, мы вам предлагаем рассказ опытного человека, как этого делать НЕ надо, и комментированный список 10 самых популярных русских роликов, так или иначе связанных с музыкой. Чтобы не повторяться.


Роман СУПЕР
Как не надо снимать вирусное видео


Сидеть и думать, как бы вот мне записать видеоролик, чтобы он стал вирусным, тыщ на четыреста просмотров, – это какое-то дурацкое и бессмысленное занятие, конечно. Говорят, есть конторы, которые занимаются производством вирусов профессионально и гарантируют заказчику дефлорацию YouTube. Возможно, и есть какие-то беспроигрышные клише, собирающие аудиторию, но, мне кажется, настоящий вирус – он либо стихийный, либо это не вирус никакой.

Однажды в благословенной программе «Большой город», что пару месяцев вопреки известным человечеству технологиям и здравому смыслу выходила на канале СТС, мы попытались понять природу вируса. Была идея повесить на дерево камеру, стилизовать картинку под камеру наружного наблюдения и заставить двух актеров-мужчин, переодетых в ментов, целоваться у подъезда. Тогда как раз тема ментов была самой обсуждаемой из-за Евсюкова, и резонанс был бы наверняка. Идея всем понравилась, но руководство канала в последний момент немножко обосралось. Потом мы хотели понять, почему в YouTube так популярны видео, в которых ровным счетом ничего не происходит: сидит чувак – как правило, из Техаса или Алабамы, – широко улыбается и со слюной на губах вскрывает новенькую коробочку с каким-нибудь айфоном, потом крутит в руках этот айфон и говорит, что счастлив. И просмотров у этого видео чуть ли не миллион. Но это же абсурд какой-то: планете, покорившей космос, интересен вот этот прыщавый балбес с айфоном, пять, а то и шесть минут онанирующий на гаджет... Короче, мы решили посадить перед камерой красивую девушку, а у нас такая была – Таня Арно, и заставить ее вскрывать коробку с только что купленным пылесосом «Тайфун». Но и это телеканал как-то запорол. Феномен вскрывателей коробок остался загадкой.

Мы в конце концов сняли вот какую штуку: партизанским образом с двумя камерами проникли в один крупный магазин типа «Ашана». Операторы стояли на балконе, снимали со штативов статичные планы, чтобы потом можно было стилизовать картинку под камеры наблюдения, коими утыканы все магазины. На первом этаже, в широком холле прямо у входа, где людей всегда много, мы устроили буйство. Напоили водкой Стаса Ярушина и переодели его в дико трогательный костюм ростовой куклы – слон с огромными и добрыми глазами. Ярушин-слон устроил настоящий дебош, приставал и дрался с людьми, воровал продукты и кидался ими в покупателей... и под конец даже разломал стеклянный стенд. Всё это мы хитро смонтировали и отправили на сайт «Лайф.Ру» – там есть такой специальный раздел, куда простые русские люди присылают свои шокирующие видеоролики, типа МУЖИК ИЗ ДЕРЕВНИ БОЛЬШИЕ ЛУКИ ССЫТ НА ЛИЦО ПРЕДСЕДАТЕЛЮ КОЛХОЗА! Или такое – ШОКИРУЮЩЕЕ ВИДЕО С ЧЕЛОВЕКОМ С ТРЕМЯ РУКАМИ. Вот и мы свой ролик отправили: БУХОЙ СЛОН ВЗБЕСИЛСЯ В МОСКОВСКОМ МАГАЗИНЕ! СЪЁМКА СКРЫТОЙ КАМЕРОЙ. Администраторы «Лайфа» ролик проглотили и повесили на сайте. За два дня – 60 тысяч просмотров. Комментарии посыпались... Одни увидели в этом ролике победу здравого смысла над безумным консюмеризмом. Другие безапелляционно заявили, что это вирусный ролик производства Бершидского... Потом этот ролик мы показали в «Большом городе», и с «Лайф.Ру» его удалили, поняли, что их обманули. Поэтому и здесь мы природу вируса до конца не поняли.

Что касается нашего проекта «Карма ТВ», то у нас никогда не было задачи собрать миллион просмотров. Каждый ролик – это вирус для своих. Все эти 6–7 тысяч человек, которые преданно смотрят каждый выпуск «Дыр», – это друзья друзей друзей. У клипов группы Buddha Sweetie Boys просмотров побольше, тыщ 40–50, но это значит лишь, что к этой цепочке «друзья друзей друзей» еще можно добавить пару-тройку общих друзей. Вот и все.

Buddha Sweetie Boys. «Просветление»


Мы играем не на очевидных стереотипах и клише, когда, например, сумасшедший офисянин вдруг начинает крушить компьютеры и биться головой о факс. Мы надеваем штаны, купленные за пару рупий в Индии, выходим на железнодорожное полотно у Белорусского вокзала, бреем головы и поем песню про просветление на мотив самой популярной в мире мальчуковой группы. И вот в этом неочевидном соитии получается какая-то фишечка, которая нравится и нам, и нашим друзьям.

А что толку от миллиона анонимных придурков, посмотревших видео, случайно снятое мной на пресс-конференции демократа Каспарова? Когда в самый пафосный момент, как только речь зашла о свободе свобод, кремлевские недоброжелатели запустили хуй с моторчиком. Никакого толку. Хотя это, наверное, яркий пример вируса. Тема кровавого путинского режима – беспроигрышная для западного интернет-зрителя. Хуй с моторчиком – это вообще гоголевский нос, архетип для интеллигенции и просто ржачный жест для всех остальных плюс еще чемпион мира по шахматам – то есть интересна каждая деталь по-своему. Каждый там нашел что-то свое. Вот тебе и вирус. Но как так подстроишь: разъяренный Каспаров, слова о свободе, хуй с моторчиком в этот момент должен подлететь к лицу шахматиста, а я с камерой должен оказаться в нужном месте в нужное время, да еще потом в сеть выложить... Нет-нет, я убежден, вирусное видео – это как ветрянка у детей, никогда точно не знаешь, когда она вылезет.

{-page-}

 

Как не надо снимать вирусное видео
Ольга ОСИПОВА
Топ-10 русских музыкальных вирусных видео


1.
Эдуард Хиль. «Я очень рад, ведь я наконец возвращаюсь домой» (вокализ)
Количество просмотров: около 8 млн



Вокализ на музыку Аркадия Островского, исполненный классиком советской эстрады Эдуардом Хилем, пережил второе рождение спустя 44 года после сочинения песни и спустя 34 года после ее телезаписи. В 2009-м один из российских пользователей YouTube выложил этот фрагмент в интернет. Песня, оставшаяся без слов из-за чрезмерной бдительности советских цензоров, впечатлила американских интернет-пользователей – ролик с вокализом попал на популярный сайт boingboing.net и в телепрограмму популярного комика Стивена Кольбера Colbert Report. Так Эдуард Анатольевич Хиль к 2010 году стал известен как Мистер Трололо по всему миру – его страница на Facebook насчитывает 45 тысяч поклонников, а на сайте www.trolololololololololol.com все еще идет сбор подписей за организацию его мирового тура.


2.
Петр Налич. «Guitar»
Количество просмотров: около 4,5 млн



Поющий архитектор Петр Налич снял свой ролик в апреле 2007 года. Клип на композицию «Gitar» родился так же просто, как и сама песня. Налич с другом сидели на кухне, и Петр выдал: I put on my pijamas, – а приятель продолжил: …and go to Bahamas. Дача, простенькая цифровая камера, незамысловатый сюжет, пара эффектов в программе для «чайников» Sony Vegas – это все, что понадобилось Петру для того, чтобы из маленького экрана на YouTube попасть на большую сцену международного конкурса «Евровидение». Видео около трех первых месяцев лежало невостребованным. Но осенью рунет вдруг взорвался, и ролик за считаные недели набрал полмиллиона просмотров. Петру Наличу первым и пока последним из русских музыкантов удалось превратить интернет-зевак в преданную аудиторию, которая ходит на концерты и покупает диски.


3.
Сява. «Отдыхаем хорошо»
Количество просмотров: около 3,5 млн



Гоп-рэпер Сява снял первый клип «Бодрячком», умелую пародию на «гопников с райончика», ради раскрутки интернет-ресурса Lovi.tv. Настоящее имя Сявы – Вячеслав Хахалкин; он, как и другой популярный нынче пермяк Александр Ширман (DJ Smash), музыкант и диджей (выступавший под псевдонимом Slava Mook). «Бодрячком» набрал около трех миллионов просмотров и, видимо, полюбился публике, потому что следующий клип Сявы, «Отдыхаем хорошо», собрал еще больше. Невероятно, но факт: многие до сих пор еще не в курсе, что Сява – это вымышленный персонаж, хотя теперь Хахалкин высмеивает уже даже не гопников, а Мэрилина Мэнсона.


4.
Николай Воронов. «Белая стрекоза любви»
Количество просмотров: около 1 млн



Пианист-вундеркинд исполнил сочиненную в десятилетнем возрасте песню «Белая стрекоза любви» на концерте, организованном родителями в одном из научных институтов Дубны в 2007 году. На этом выступлении Коля заявил, что композиция станет его хитом. Кто выложил видеозапись выступления на YouTube, не известно ни Коле, ни его родителям. Но через несколько лет «Стрекоза» принесла своему автору известность. Сначала Воронов прославился в интернете, потом его, уже студента Московской консерватории, стали звать на клубные концерты и корпоративы. Права на «Стрекозу» купила украинская группа Quest Pistols и перезаписала ее для «большого» поп-рынка. Вокруг фигуры Воронова началась медиаистерия, которая уже утихла. Сейчас Коля Воронов учится, изредка выступает с концертами и диджей-сетами и пишет новые песни.


5.
Юра Демидович. «Волшебный кролик»
Количество просмотров: около 900 тысяч



Песня «Волшебный кролик» в исполнении тринадцатилетнего белоруса Юры Демидовича заняла на детском «Евровидении» 9-е место. Однако она получила настолько широкую известность в интернете, что Демидовича даже прочили на разогрев к группе Prodigy. Помимо латинского текста, нашептываемого Юрой, пользователей интернета напугала также хореография. Многие усмотрели в ней что-то сатанинское (детей показывают сверху, они крутятся вокруг своей оси, и в какой-то момент их вытянутые руки образуют пентаграмму). Белорусская православная церковь даже проанализировала песню и пришла к выводу, что в ней «отсутствует какой-либо тайный и оккультный смысл» и «намеки на оккультные ритуальные действия». Известно, что Юра больше не поет эту песню, комментируя это так: «За “Волшебного кролика” я уже свое получил».


6.
«Алена даст»
Количество просмотров: около 850 тысяч



Сексплуататорская кавер-версия на трек бельгийского МС руандийского происхождения Stromae «Alors of Dance» сделана неким MC Zali и диджеем Димой Молотовым. Stromae записал большой летний хит, который царствовал в эфире радио «Европа плюс», а Zali и Молотов удачно его русифицировали – помогла близость: фонетическая (в тексте) и намеки на сексуальную (в клипе).


7.
Noize MС. «Мерседес S666»
Количество просмотров: около 800 тысяч



Рэпер Иван Алексеев почти мгновенно отреагировал на скандальное ДТП с автомобилями вице-президента компании «Лукойл» Александра Баркова и двух женщин-врачей – Ольги Александриной и Веры Михайловны Сидельниковой. Песня родилась за несколько часов. Еще пара понадобилась для нарезки клипа. Острота темы и точность высказывания сделала ролик ошеломляюще популярным, а Noize MC – активно обсуждаемой фигурой. Некоторые усмотрели в действиях Алексеева попытку «пиара на крови». Рэпером заинтересовались политические движения. Noize MC от участия в политических интригах открестился, а на закрытие дела Анатолия Баркова также ответил песней.


8.
Вася Обломов. «Еду в Магадан»
Количество просмотров: около 700 тысяч



Пародия на блатную песню и одновременно сатира на национальные музыкальные вкусы, сочиненная вокалистом группы «Чебоза» Василием Гончаровым, неожиданно стала хитом. Думаем, феномен популярности в том, что многие люди, которых высмеивает песня, приняли ее за чистую монету и поставили мелодию себе на рингтон. Кстати, теперь Гончаров говорит, что вовсе не старался посмеяться над кем-то в этом ролике, называя клип «довольно серьезной художественной историей».


9.
Оксана Самойлова, кассир, на «Украина має талант»
Количество просмотров: около 600 тысяч



Неоцененный жюри талант участницы украинского телешоу «Украина має талант» пришелся по вкусу пользователям интернета. Фразы Оксаны («Вы что, хотите сказать, что я не умею петь?», «Они все уроды») стали крылатыми. А внезапная популярность подтолкнула несостоявшуюся певицу попытать свои силы в конкурсе еще раз спустя год после провала. Правда, и в этот раз жюри осталось непреклонно.


10.
The worst cover of a Beatles song ever! (Let It Be)
Количество просмотров: около 550 тысяч



Ансамбль песни и пляски Черноморского флота и их солист Евгений Устинов на одном из праздников исполнили песню группы Beatles «Let it Be». Один добрый американец выложил видео на YouTube, отметив, что это «худший кавер на Битлз за все время», и извинился перед всеми фанатами ливерпульской четверки. Ролик вызвал смех и ужас у 562 440 человек со всего мира. Известно, что недавно Евгений Устинов ушел из ансамбля по состоянию здоровья, так что, несмотря на многочисленные заявки, каверов на Black Sabbath не предвидится.

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:5

  • vizza· 2010-11-04 08:49:42
    Евгений Устинов, солист из последнего видеоролика, несколько дней назад ушёл из жизни.
  • bezumnypiero· 2010-11-04 09:12:30
    http://www.youtube.com/watch?v=NdTMa1r_RR4

    Растеряев, Комбайнеры, 750 тыс.
  • specnazforex· 2010-11-04 13:31:04
    REVENUR.COM
Читать все комментарии ›
Все новости ›